Непосредственное финансирование напрямую связано с квотой каждой страны и осуществляется в пределах ее резервной и кредитной частиц.
Система поэтапного финансирования используется при более существенных и длительных проблемах с платежным балансом страны-заемщика и является следующим этапом ее взаимоотношений с МВФ после непосредственного финансирования.
Механизм льготного финансирования связан с предоставлением на льготных условиях кредитов развивающимся странам, и самым бедным странам в условиях хронического кризиса платежного баланса. Они включают фонд структурной перестройки и расширенный фонд структурной перестройки. Займы из этих фондов предоставляются на очень выгодных условиях - под 0,5% годовых на срок до 10 лет.
Система специального финансирования используется в особенных условиях и включает компенсационное финансирование и финансирование в случае непредвиденных обстоятельств, финансирования буферных (резервных) запасов, финансирование по сокращению и обслуживанию накопленного внешнего долга и финансирования системных преобразований. Новым механизмом в системе специального финансирования является фонд поддержки структурных преобразований, созданный для стран, осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике.
58) Группа Всемирного Банка: структура и принципы кредитования.
Группа, состоящая из пяти организаций, возглавляется единым руководством. Основная цель ее деятельности — оказание финансовой поддержки развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Каждый из входящих в группу институтов самостоятельно из своих ресурсов и на своих условиях осуществляет деятельность по финансированию инвестиционных проектов, содействуя выполнению программ экономического развития указанных стран. Но каждая структура руководствуется обшей целью, и ее деятельность подчинена общей стратегии Группы. За время своего существования Группа Всемирного банка стала одним из ведущих мировых инвестиционных центров, на долю которого приходится около половины ежегодного объема инвестиций, выделяемых международными организациями развивающимся странам.
1. МБРР является головной организацией в Группе. Предоставляет финансирование правительствам стран со средним уровнем дохода и кредитоспособных стран с низким доходом. Направлено на содействие демократическому развитию в рамках открытой рыночной экономики, экономическому росту, на борьбу с бедностью. Проводимая странами — членами Банка валютно-финансовая политика должна соответствовать Уставу МВФ. Цель МБРР — содействовать преодолению бедности развивающихся стран, их экономическому росту и интеграции в мировую экономику. Он предоставляет займы только развивающимся странам. Особенность кредитной политики Банка заключается в том, что он аккумулирует средства мирового рынка капиталов и за счет этого выдает ссуды тем государствам, которые имеют ограниченный доступ к этому рынку, либо непосредственно их правительствам, либо под правительственные гарантии, фактически он выполняет роль посредника. Не изменяя цели и механизма кредитования, МБРР меняет направления, методы и формы деятельности в зависимости от условий, складывающихся в мире и в отдельных регионах, учитывая накопленный опыт работы. Требования МБРР при выделении кредитов на поддержание программ экономических реформ аналогичны тем, которые выдвигает МВФ. Это либерализация цен, ослабление государственного воздействия на экономику и опора на частный капитал. Основные объемы займов МБРР развивающимся странам направляются в сельское хозяйство, так как, по мнению руководства, именно в сельскохозяйственных районах концентрируется максимальная бедность и отсталость, борьба с которыми является первостепенной задачей Банка.
2. Международная ассоциация развития (МАР) предоставляет беспроцентные займы (также известные как кредиты), и гранты правительствам беднейших стран мира. К 60-м годам прошлого века выявилась часть развивающихся стран, для которых кредиты МБРР оказались недоступны, это были самые бедные, самые отсталые страны. Специально для них была создана Банком Международная ассоциация развития. Поэтому получить льготные кредиты имеют право только те страны, которые являются членами МБРР и имеют низкий доход на душу населения. Кредиты MAP предоставляются в национальной валюте страны-заемщика только правительствам государств на срок до 35-40 лет, при этом льготный период составляет 10 лет. Проценты по кредитам не взимаются. Заемщик покрывает только административные издержки. Ведь целью деятельности М БРР является борьба с бедностью. Характер кредитов, предоставляемых MAP, носит социальную направленность. В основном кредиты выдаются на развитие здравоохранения, образования, сельского хозяйства и сельских районов. В отличие от МБРР эта организация практически не направляет средства в финансовую сферу. Таким образом, в стратегическом плане МБРР и MAP выполняют общие задачи, но функции между ними разделены.
3. Международная финансовая корпорация (МФК) является крупнейшей организацией развития, ориентированной исключительно на частный сектор. Цель деятельности Корпорации — содействие развитию частного сектора в экономике развивающихся стран, привлечение притока в этот сектор национальных и иностранных инвестиций. Учитывая, что Банк незначительно кредитует промышленность, одним из основных направлений деятельности МФК является кредитование промышленных объектов. При этом кредиты выделяются частному сектору без предоставления правительственных гарантий. Поскольку кредитные риски организация берет на себя, она кредитует проекты не более чем на 25% стоимости и при условии высокой рентабельности этих проектов. Заемные средства Корпорация предоставляет на срок до 15 лет, процентная ставка — на уровне среднегодовых ставок мирового рынка ссудных капиталов по аналогичным кредитам. Кредиты погашаются в той же валюте, в которой они были предоставлены. МФК играет важную роль в развитии и укреплении частного сектора в развивающихся странах, в мобилизации инвестиционных ресурсов в развивающиеся страны, а также в формировании развивающихся фондовых рынков.
4. Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) было создано для привлечения прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем страхования от политических рисков для инвесторов и кредиторов. МАГИ гарантирует следующие виды инвестиций: взносы в денежной или материальной форме в акционерный капитал; ссуды, предоставленные акционерами; некоторые формы неакционерных прямых инвестиций. Гарантии могут покрывать до 90% объема инвестиций. Агентство страхует указанные инвестиции от политических рисков на случай войн, гражданских волнений, экспроприации имущества инвестора, невыполнение контрактных обязательств вследствие принятия политических решений руководством государства и другие политические катаклизмы. Помимо страхования некоммерческих рисков, МАГИ занимается консультированием правительственных органов развивающихся стран-членов по вопросам, связанным с разработкой и осуществлением политики и программ по привлечению иностранных инвестиций.
5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) предоставляет возможности для разрешения инвестиционных споров. МЦУИС работает, руководствуясь Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров. Конвенция рассматривает два основных пути решения споров: примирение сторон и арбитражное производство. В соответствии с этим, конвенция содержит процедурные правила для возбуждения дел, для слушаний по вопросу примирения сторон и для проведения арбитража. Обслуживание сторон в Центре является добровольным и платным. Размер платы утверждается Генеральным секретарем. В настоящее время во многих договорах, заключаемых в области трансграничных инвестиций, приводится ссылка на МЦУИС как на арбитра в случае возникновения инвестиционных споров.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 230.