Валютный курс оказывает на платежный баланс двоякое действие. С одной стороны, динамика курсовых соотношений активно влияет на статьи платежного баланса. Так, снижение валютного курса приводит к стимулированию экспорта, дестимулированию импорта и увеличивает долговое бремя субъектов хозяйства, имеющих внешние заимствования. С другой стороны, сама структура платежного баланса активно воздействует на валютный курс, определяя текущее соотношение спроса и предложения на валютном рынке.
В целях регулирования платежных поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
52. Валютные ограничения, валютный контроль и валютный либерализм
Валютные ограничения – это характеристики условий и пределов осуществления валютных операций. Они включают ограничения общей возможности распоряжаться валютой или ее конкретным использованием. Валютные ограничения устанавливаются главным образом на «входящий» или «уходящий» из страны капитал. Они могут прилагаться к текущим или финансовым операциям платежного баланса, операциям резидентов и нерезидентов. Ограничения могут вводиться в форме полного запрещения на проведения операции (например, запрещение покупки/продажи национальных товаров, услуг за иностранную валюту) или ограничений по количеству и времени проведения операций. Некоторые операции могут строго регламентироваться, например, проводиться только при оформлении определенных документов, или предъявлении справки из налоговых органов.
Валютные ограничения вводятся в следующих формах: регламентация, ограничение или запрещение.
Регламентация – это установление порядка проведения операций «без ограничения», но при соблюдении определенных условий (паспорт сделки и т.д.). Ограничение – это установление разрешительного порядка проведения операций. В этом случае для проведения операции необходимо получить разрешение (на конкретную операцию) или лицензию (на сумму или срок). Запрещение – полный запрет на проведение определенных операций.
Инструменты валютного регулирования применяются по тёрем основным направлениям:
- регулирование операций с иностранной валютой физических лиц (порядок покупки/продажи, ввоза/вывоза, перевода, пересылки физическими лицами иностранной валюты и именных платежных документов и средств в иностранной валюте)
- регулирование внешнеэкономических операций предприятий и организаций. С этой целью осуществляется: а) лицензирование внешнеэкономической деятельности; б) дифференциация валютных счетов в) устанавливается порядок покупки/продажи внутренних и внешних ценных бумаг - резидентами за иностранную валюту и нерезидентами за национальную валюту); г) ограничения или специальные порядки расчетов между фирмами за товары, работы (услуги), например запрещение предоплаты по внешнеэкономическим сделкам, д) запрещение (ограничение суммы) погашения кредитов иностранной валютой.
- регулирование валютных операций банков и валютных бирж. Лицензируется банковская и биржевая деятельность, вводятся лимиты открытой валютной позиции;
Условиями осуществления валютного контроля являются: а) наличие валютных ограничений на валютном рынке; б) законодательная регламентация учета и отчетности по валютным операциям.
Валютный контроль – это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям. Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль в узком смысле соответствует понятиям – это наблюдение, проверка регламентов проведения валютных операций в целях приведения их в соответствие с разработанными нормами и предъявляемыми требованиями.
Валютный контроль в широком смысле соответствует понятиям – это введение государством валютных ограничений, обусловленных целями и планами валютной политики, и осуществляемый на основе действующего законодательства.
Методы валютного контроля подразделяются на прямые и косвенные. Косвенные методы представляют собой контроль за уровнем цен, объемами и направлением валютных платежей. Прямые методы состоят в контроле за обоснованностью проведения валютных операций.
Полная либерализация валютной политики направлена на отмену валютного контроля, поскольку, – утверждают либеральные фундамента листы, – «вся идея “централизованного контроля” – это сплошное недоразумение».
Участники внешнеэкономической деятельности стремятся уклониться от соблюдения валютных ограничений посредством:
- манипулирования ценами в счетах фактурах (занижение реальных экспортных или завышение импортных цен с переводом превышения на счета за границей),
- продажи товара в страны, на чьи валюты не распространяется валютные ограничения,
53. Валютное законодательство РФ о понятиях валюта, валютные ценности и валютные операции - ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ (последняя редакция)
Органы валютного регулирования и контроля в РФ: 1) Правительство РФ и ЦБ РФ, совмещающие функции регулирования и контроля; органы отраслевой и межотраслевой исполнительной власти (органы валютного контроля), в компетенции которых находятся определенные аспекты валютных правоотношений; агенты валютного контроля — уполномоченные банки и приравненные к ним структуры, а также Внешэкономбанк. Агенты осуществляют функции по контролю и сбору и передаче информации в сфере валютного регулирования.
Валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;
ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;
перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.
! Резиденты в банк предоставляют контракт (кредитный договор) для постановки на учет. Банк присвоит уникальный номер контракту: для экспортных контрактов – 6 млн. рублей; для импортных контрактов и кредитных договоров – 3 млн. рублей.
54. Сущность , цели и виды валютной политики
Сущность : меры государственного воздействия на формирование торгового баланса. Государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров; регулирование импорта осуществляется путем его ограничения и развития национального производства в целях избирательного импортозамещения.
Цели и задачи : Целью валютной политики является поддержка стабильности национальной валюты различными методами и инструментами. Эта цель достигается путем обеспечения стабильности, в основном профицита, платежного баланса страны. К задачам валютной политики относятся поддержание стабильности курса национальной валюты; обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля; решламентация международных расчетов; обеспечение желаемого взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
Виды : По задачам и методам проведения валютную политику принято подразделять на два типа: структурную (долгосрочную) и текущую. Структурная валютная политика представляет это совокупность долгосрочных мероприятий, направленных на осуществление структурных изменений в мировой и национальной валютной системе. Она реализуется в форме валютных реформ, в целях совершенствования ее принципов в интересах всех стран, сопровождается борьбой за привилегии для отдельных валют. Текущая валютная политика — это совокупность мероприятий, направленных на оперативное регулирование валютного курса, валютных операций, валютного рынка в целях оптимизации национальной экономики и ее дальнейшего развития.
Несмотря на национальные особенности, можно выделить стандартные формы валютной политики, используемые большинством стран на разных этапах развития и для решения различных задач. К таким формам валютной политики относятся: 1) девизная политика; 2) диверсификация международных резервов; 3) дисконтная политика; 4) девальвация и ревальвация; 5) двойной валютный рынок. Девизная политика — воздействие на курс национальной валюты путем покупки и продажи центральными банками иностранной валюты на внутреннем валютном рынке страны. Такие операции получили название валютных интервенций. Проводя валютные интервенции, ЦБ стремится уравновесить спрос и предложение на определенную валюту, делая, таким образом, ее курс, более стабильным. Для осуществления валютных интервенций центральный банк страны должен обладать значительными международными резервами. Для их пополнения центральные банки могут использовать один из следующих методов:
• покупать иностранную валюту на внутреннем и международном валютном рынке;
• заключать соглашения об обмене национальными валютами с центральными банками других стран.
Разновидностью девизной политики является диверсификация валютных резервов - регулирование структуры официальных золотовалютных резервов путем замещения менее устойчивых валют более стабильными валютами с целью защиты от валютных потерь и обесценения международных обязательств.
Другой распространенной формой валютной политики является дисконтная (учетная) политика. Механизм дисконтной политики состоит в воздействии на курс национальной валюты посредством изменения процентной ставки центрального банка (ставки рефинансирования, или учетной ставки, в России — ключевой ставки), от которой зависит цена большинства продуктов финансового рынка, в том числе валютный курс как цена валюты.
Необходимо также выделать еще одну форму валютной политики, которая в разные периоды использовалась рядом стран — это политика двойного валютного рынка. Для коммерческих сделок и оплаты услуг расчеты ведутся по официальному курсу валют, для финансовых операций (расчетов движения капитала, выдачи займов и кредитов) применяется рыночный курс. Низкий курс по текущим операциям позволяет стимулировать внешнюю торговлю и способствует выравниванию платежного баланса страны. Когда разница в курсах становится существенной, центральный банк осуществляет валютные интервенции. Поскольку приходится выравнивать курс только на часть валютных операций, это позволяет экономить на объемах денежных средств, требуемых для интервенций и, как следствие, на величине золотовалютных резервов. Именно поэтому двойной валютный рынок считается формой валютной политики, сочетающей в себе режимы плавающих и фиксированных валютных курсов.
55. Валютное регулирование и валютный контроль
Валютное регулирование представляет собой деятельность государства по регламентированию порядка проведения операций с валютными ценностями. Валютное регулирование устанавливает основные принципы функционирования валютной системы той или иной страны. Это инструмент валютной политики государства, с помощью законов и подзаконных актов закрепляющий валютные ограничения на осуществление валютных операций.
Валютные ограничения представляют собой закрепленные законодательно лимитирования или полные запреты определенных валютных операций для определенных участников рынка (резидентов и (или) нерезидентов).
По направлению движения капитала валютные ограничения могут лимитировать, контролировать или запрещать отток капитала, приток капитала.
По субъектам валютные ограничения могут касаться: 1) операций резидентов или между резидентами; 2) операций между резидентами и нерезидентами; 3) операций нерезидентов или между нерезидентами.
По страновому признаку выделяют следующие виды валютных ограничений: по операциям внутри страны; операциям за рубежом; трансграничные операции.
По видам операций выделяют валютные ограничения: 1) по текущим валютным операциям; 2) инвестиционным операциям (операциям, связанным с движением капитала).
МВФ в своем Уставе рассматривает валютные ограничения как меры, несущие в себе черты протекционизма и дискриминации, и предлагает избегать их своим членам.
В валютном регулировании можно выделить несколько уровней: национальный уровень, определяемый: ЦБ страны и ее уполномоченными правительственными органами; межгосударственный (межстрановой) уровень, регулируемый международными соглашениями между отдельными государствами или группами государств и соответствующими учреждениями: Межгосударственный банк (СНГ и ЕАЭС); Новый банк развития; банк развития; международный (наднациональный) уровень, осуществляемый с участием и под эгидой международных финансовых организаций, офиц. входящих в структуру ООН. К ним относятся МВФ, группа Всемирного банка.
Среди методов валютного регулирования принято выделять прямые (непосредственные) и косвенные (общеэкономические) методы. При общих целях для данных методов характерны различные инструменты, используемые национальными регуляторами (в основном центральными банками) и межгосударственными органами.
Прямые (непосредственные) методы регулирования предполагают вмешательство ЦБ в рыночный механизм в качестве участника рынка с целью изменения соотношения спроса и предложения национальной и иностранной валют для оказания воздействия на макроэкономические показатели. К этим мерам относятся: валютные интервенции; операции центрального банка на открытом рынке (покупка / продажа государственных ценных бумаг: облигаций и казначейских векселей); изменение ЦБ уровня процентных ставок (ставки рефинансирования, учетной ставки); введение и изменение норматива отчислений коммерческими банками в Фонд обязательного резервирования (ФОР); операции РЕПО и т.д.
Валютное регулирование тесно связано и дополняется валютным контролем — деятельностью, призванной обеспечивать соблюдение валютного законодательства резидентами и нерезидентами страны. Валютный контроль является видом государственного финансового контроля и представляет собой деятельность государственных органов и уполномоченных организаций, проводимую с помощью специальных методов и приемов в целях обеспечения соблюдения законодательства и правопорядка в области валютных отношений. Таким образом, валютный контроль является логическим продолжением валютного регулирования, обеспечивая выполнение последнего.
Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в инвалюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
в) проверка обоснованности платежей в инвалюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
56. Сущность и роль международных валютно-финансовых институтов
Важным элементом современной мировой валютно-кредитной и финансовой системы являются международные валютно-кредитные и финансовые организации (МФО).
Возникновение МФО, которые участвуют в регулировании международных валютных отношений, является закономерным отражением развития мировой экономики и международной валютно-финансовой системы и интеграционных процессов, отмечающихся последние десятилетия.
Появление таких МФО обусловлено общими интересами различных групп стран, а также наличием и все более отчетливо проявляющимся интересом отдельных стран и групп стран поддержать свои интересы на транснациональном международном уровне.
Для эффективного функц-ия мировых финансов необходимы определенные структуры, заботящиеся о защите общих интересов участников экономической деятельности и международного валютно- кредитного рынка.
На уровне нац эк-ки такую роль исполняют государственные органы, контролирующие деятельность компаний и банков и осуществляющие перераспределение финансовых ресурсов через кредитно-банковскую и финансовую системы.
На общемировом уровне эту функцию выполняют различные международные валютные, кредитные и финансовые организации. К настоящему времени в мире функционирует несколько сот государственных и негосударственных международных организаций.
Основной функцией международных валютно-финансовых организаций является защита общих интересов участников мирового финансового рынка и мировой экономики. Можно выделить три основных направления реализации этой функции.
1- что международные финансовые организации осуществляют управление общими валютно-финансовыми ресурсами.
2 - разработка международных стандартов. Среди стандартов, устанавливаемых международными организаци-ями, с некоторой долей условности можно выделить две основных группы. К первой относятся технические стандарты (кодовые обозначения валют и ценных бумаг, порядок оформления банковских документов и т. д.). Эти стандарты не представляют преимуществ кому-либо, они лишь упрощают совершение операций. Поэтому их внедрение не сталкивается с проблемами. Вторую группу составляют стандарты государственного регулирования кредитно-банковского и финансового сектора (банковского надзора, регулирования рынка ценных бумаг и т. д.).
3- оказание услуг своим членам. Некоторые услуги (к примеру, обеспечение безналичных расчетов) необычайно важны для эффективного и бесперебойного функционирования национальной экономики. Оказание этих услуг коммерческими структурами или государственными органами отдельных стран дает им серьезные рычаги воздействия на своих клиентов. Поэтому для оказания этих услуг создаются специальные международные организации.
Многие международные ВФО в той или иной мере реализуют все три названных выше направления. Но одно из этих направлений является приоритетным. Это позволяет использовать классификацию МФО по их функциональности. В рамках этой классификации возможно выделить пять основных групп международных финансовых организаций: кредитные организации (консолидирующие средства своих членов и предоставляющие эти средства целевым группам заемщиков на условиях возвратности), целевые фонды (консолидируют средства своих членов и предоставляют их на безвозвратной основе), координирующие организации (согласовывают политику своих членов), организации — разработчики стандартов и, наконец, организации — поставщики услуг.
Одной из целей создания МФО является образование структур, независимых от отдельных стран и благодаря этому занимающих нейтральную позицию и способных защищать общие интересы всех стран-членов.
Классификация МФО по функциональности является не единственной. В зависимости от географического представительства в МФО выделяют глобальные организации (объединяющие страны из всех основных регионов мира), региональные организации (объединяющие страны из одного из основных регионов мира) и субрегиональные организации (объединяющие страны из небольшого географического региона).
К ключевым МФО, регулирующим валютно-финансовые отношения, относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский центральный банк, Банк международный расчетов. Кроме того в последние годы появляются новые МФО, имеющие более локальное региональное развитие, — Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития и др.
57. Международный валютный фонд: цели создания, механизм функционирования, участники, формы кредитования
МВФ был учрежден в июле 1944 г. в Бреттон-Вудсе на международной валютно-финансовой конференции ООН и приступил к работе в мае 1946 г. в составе 39 стран. В 2016 г. членами МВФ являлись 189 государств. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН и согласно ст. 13 Соглашения о МВФ, его штаб-квартира находится на территории страны-члена с наибольшей величиной квоты - в Вашингтоне.
Цели деятельности: содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере посредством механизма консультаций; содействие расширению и сбалансированному росту международной торговли; содействие стабильности валют; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов между странами-членами диспропорций в их платежных балансах (за счет временного пользования общими ресурсами Фонда при соблюдении соответствующих гарантий), не прибегая к мерам, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне; сокращение продолжительности и масштабов нарушения равновесия платежных балансов стран-членов.
Управляющие органы МВФ: Совет управляющих, Исполнительный совет и Международный валютно-финансовый комитет.
Совет управляющих: высший руководящий орган МВФ (каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем; де-факто это министры финансов или руководители центральных банков). Совет принимает решения по ключевым вопросам Фонда, как правило, простым большинством, а по наиболее важным вопросам - «специальным большинством» (соответственно 70 или 85%). Существенно, что США и ЕС могут накладывать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85% голосов).
Исполнительный совет: - орган управления, отвечающий за ведение текущих дел МВФ. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них представляют США, Германию, Японию, Великобританию и Францию (страны с наибольшими квотами в капитале МВФ); три избираются формально и представляют Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 - от других стран-членов. Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя, и с момента учреждения МВФ им традиционно является европеец. Первым заместителем директора-распорядителя МВФ (также как и президентом Всемирного банка) по традиции является гражданин США.
Международный валютно-финансовый комитет: - совещательный орган управления МВФ, состоящий из членов, представляющих те же страны (группы стран), что и члены Исполнительного комитета. Его функциями являются руководство Исполнительным советом и выработка стратегических решений.
В МВФ применяется принцип «взвешенного» количества голосов, который предполагает возможность стран-членов оказывать влияние на деятельность Фонда с помощью голосования в соответствии с их долей в капитале МВФ. При этом страна может купить дополнительные голоса в рамках своей квоты, которая определяется вкладом страны в мировую экономику. Таким образом, решающее большинство голосов получают государства с крупнейшими экономиками.
Капитал: структурно МВФ соответсвует принципу акционерного предприятия: капитал Фонда состоит из взносов государств-членов по подписке, где каждая страна имеет квоту в СДР.
Квота страны в МВФ определяет: сумму подписки на капитал; возможности использования средств Фонда; сумму СДР, получаемых страной-членом при их очередном распределении; количество голосов страны в Фонде.
Кредитные механизмы финансирования МВФ:
1) Кредитные транши и механизм расширенного кредитования включает в себя: договоренности о кредите стенд-бай (1952) = среднесрочная помощь странам, испытывающим краткосрочные трудности финансирования платежного баланса; механизм расширенного кредитования (ЕФФ) (1974) - более долгосрочная помощь для поддержки структурных реформ государтсв-членов в целях преодоления трудностей платежного баланса долгосрочного характера; гибкая кредитнаялиния (ГКЛ) (2009) - гибкий инструмент использования кредитных траншей для удовлетворения всех потребностей, связанных с финансированием платежного баланса, потенциальных или фактических. Условием предоставления данного кредитного механизма являются очень прочные перспективные макроэкономические детерминанты и демонстрируемые в течение определенного времени положительные результаты проводимой экономической политики; превентивная линия для предоставления ликвидности (ПЛЛ) (2011) - инструмент для стран с надежными экономическими детерминантами о обоснованной экономической политикой.
2) Специальные механизмы - это инструменты для ускоренного финансирования (РФИ) (2011), которые предусматривают быстрое предоставление финансовой помощи всем государствам-членам, испытывающим срочные потребности финансирования платежного баланса.
3) Механизмы в рамках трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, предназначенные для государств-членов с низкими доходами: расширенный кредитный механизм (ЕКФ) (2010) - среднесрочная помощь в преодолении укоренившихся проблем платежного баланса; мехнанизм кредита стенд-бай (ССФ) (2010) - удовлетворение краткосрочных потребностей в финансировании платежного баланса и превентивных потребностей; механизм ускоренного кредитования (РСФ) (2010) - ускоренная помощь для удовлетворения срочных потребностей в финансировании платежного баланса, когда в программе в рамках кредита верхнего транша нет необходимости или она неосуществима.
Основным источником доходов МВФ являются кредитные операции.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.