Теоретические основы формирования кластеров.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Кластер – группа расположенных в достаточной географической близости компаний, которые взаимно дополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга.

Кластер – сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.

Группы факторов, которые позволяют обеспечить эффективные действия кластеров:

- условия спроса

- условия для стратегии и конкуренции

- условия спроса

- поддерживающие отрасли

Примеры:

- Италия – обувь, керамическая плитка

- Голливуд – производство кинофильмов

- Лас-Вегас – туризм

- Силиконовая долина – высокие технологии

Чем характеризуются кластеры:

- наличие лидера

- территориальной локализацией основной массы предприятий – участников кластера

- устойчивость взаимовыгодных связей                       

- долговременной координацией взаимодействия участников кластера в рамках стратегии развития

Выгода создания кластеров:

- в процессе формирования кластера предприятия оказывают друг другу поддержку

- повышается эффективность и качество бизнеса

- облегчается доступ к специализированным ресурсам

- при налаженном взаимодействии возникает синергетический эффект, условия для производства новых турпродуктов и услуг, благодаря чему создаётся инновационная и деловая конкурентная среда

- входящие в кластер фирмы быстрее реагируют на изменяющиеся потребности потребителей

- повышается конкурентоспособность региона                     

- обеспечивается продвижение туристического потенциала

- развивается предпринимательство

- организуется взаимодействие, эффективный диалог между властью и бизнесом

- создаётся реальный инструмент для стимулирования регионального развития

Успех кластера зависит от:

- эффективного управления процессами активации кластера

- осознания лидерами бизнеса срочности и необходимости перемен

- активности и «стратегического видения» местных лидеров и наличия стратегии развития кластера

Сдерживающие факторы:

- низкое качество бизнес климата территории

- низкий уровень развития ассоциативных структур

- отсутствие поддержки и понимания со стороны власти

- краткосрочный горизонт планирования

Почему многие страны и регионы делают акцент в политике на развитие кластеров:

- кластеры позволяют более быстрыми темпами развивать существующий бизнес

- позволяют повысить интенсивность появления новых компаний в рамках этого кластера 

Жизненные стадии кластеров:

- агломерация (в регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц)

- возникающий кластер (участники агломераций начинают объединяться)

- развивающийся кластер (вовлечение новых участников, возникновение новых связей)

- зрелый кластер

- трансформация

Типы кластеров:

- «маршаллианский» - мелкие фирмы в одной и той же отрасли, которые используют экономию от масштаба, благодаря совместному использованию общих ресурсов

- «ступицы и спицы» (радиальные кластеры) – создаются крупными сборочными предприятиями, ключевая черта: крупная фирма выполняет роль центра, и взаимоотношения между центром и остальными фирмами строится на основании субконтрактации и аутсорсинга

- спутниковый кластер – совокупность компаний, ориентированных на поставку предприятию внешнему по отношению к кластеру.

- прикованный к государству – экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию.

 

Система содействия формированию кластеров:

- программы, направленные на объединение предпринимателей

- инициативы по подбору партнёров

- финансирование посреднических инициатив

- привлечение консультантов

- государственное финансирование кластерных проектов

 

Как определить перспективные направления для создания кластеров:

- статистические данные во всей совокупности предприятий региона

- изучение показателей производственно-хозяйственной деятельности общей совокупности предприятий региона

- изучение экспортно-импортного баланса региона

- изучение территориальной распределения групп предприятий

- изучение продукции наиболее динамично развивающихся отраслей

- все прочие виды анализа

 

Выгоды для администрации:

- администрация получает в свое распоряжение современный инструмент экономического развития региона

- администрация получает в своё распоряжение площадку для эффективного партнёрства с бизнесом

- перераспределение задач регионального развития между администрацией и сообществом по принципу наибольшей эффективности решения

 

Выгоды для бизнеса:

- возможность получения квалифицированных кадров

- расширение возможностей для инновационной деятельности и НИОКР

- снижение производственных издержек за счет повышения качества местных поставщиков сырья

- повышение качества инфраструктуры для развития бизнеса

- повышение эффективности взаимодействия с другими компаниями и снижение издержек

 

Роль бизнеса и власти в развитии кластеров:

 

Роль администрация:

- инициирование процесса активации кластеров (привлечение ключевых интересов)

- проведение организационных кластерных совещаний

- актуализация и повышение эффективности целевых программ

- обеспечение диалога с лидерами бизнеса, образования, науки

- координация усилий другими уровнями власти в интересах развития кластера

- помощь в международном сотрудничестве

 

Роль бизнеса:

- инициирование процесса активации кластеров

- организация кластерных совещаний

- открытое обсуждение различных отраслевых проблем предприятий и поиск возможностей, сильных сторон

- разработка и финансирование совместных проектов и инициатив

- предприятия должны быть готовы к сотрудничеству и принимать на себя ответственность к развитию кластеров

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.