Изучение предприятий, которые окружают организацию для того, чтобы набраться опыта
Бенчмаркинг - систематическая деятельность, направленная на поиск, оценку и учебу на лучших примерах независимо от географического положения, сферы бизнеса и его размеров. Представляет собой искусство обнаружения того, что другие делают лучше (постоянный процесс).
Проблемы поиска лучшей практики:
- разработка непрерывного процесса самоусовершенствования, основанного на постоянном сборе и анализе информации
- совершенствование показателей для сравнения предыдущего опыта со стандартами и достижениями лидерства.
- изучение процессов и методик, используемых конкурентами в разрешении проблем, т.е. разработка системы бенчмаркинга передового опыта
Цель – на основе исследования установить вероятность успеха предпринимательства.
Вопросы:
- кто находится на вершине
- почему наше предприятие не лучшее
- что должно быть изменено, а что сохранено, чтобы стать лучшим
- как внедрить соответствующую стратегию, чтобы стать лучше
Виды:
- внутренний – внутри компании
- конкурентоспособности – измерение характеристик предприятия с характеристиками конкурентов
- функциональный – сравнивает определённую функцию двух или более организаций в одном секторе
- процесса – изменение определённых показателей для сопоставления их с показателями лучших предприятий.
- общий – бенчмаркинг процесса, который сравнивает определенную функцию двух или более организаций независимо от сектора.
Бенчмаркинг: затрат, характеристик, клиентов, стратегический и оперативный.
Факторы:
- объективные (жесткие) - должны быть определены четкие границы проекта, должны соблюдаться стандарты качества, планирование времени, принятие во внимание бюджетных ограничений
- субъективные (мягкие) – благоприятный климат для сотрудничества, ориентация на достижение положительного результата, понимание важности мероприятия, заинтересованность, творческий или креативный подход, соблюдение этики предпринимательства
Цели:
- проведение анализа превосходства – непосредственно нацелен на повышение производительности предприятия, повышает культуру предпринимательства, потенциал предприятия.
Виды анализа:
- внутренний анализ – внутри компании
- внешний анализ – в различных отраслях
- функциональный анализ – функции и процессы в различных отраслях
Принципы и этапы бенчмаркинга:
- налоги – оперативные принципы партнёров должны быть схожи
- взаимность – добровольный обмен данных
- измерений – сравниваем по критериям с другим предприятием
- достоверности – должен основываться на фактических данных
Правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении проекта по анализу превосходства:
- руководство компании должно быть заинтересовано идеей анализа превосходства
- менеджеры были проинформированы о целях и необходимости этого проекта
- рабочая программа проекта должна быть достаточно простой и иметь понятную структуру, и должна быть разбита на этапы
- ход проекта должен быть подробно задокументирован
Факторы успеха, которые характеризуют первоклассные предприятия:
- ориентация сотрудников на достижение результатов
- постоянный мониторинг затрат предприятия
- ориентация на покупателей и покупательскую способность (не увлекаться своей успешностью)
- хорошие контакты с поставщиками и наличие дублирующих поставщиков
- повышения качества и производительности
- концентрация на основной деятельности
- использование современных технологий
Фазы бенчмаркинга:
1) проведение объекта анализа превосходства (устанавливаем предприятия, которые можно анализировать)
2) определение партнеров по анализу превосходства:
- рассматриваем имеющиеся источники информации (журналы, статистические сборники, отчет о деятельности компании, отчеты и бюллетени в торгово-промышленных палатах, различные конференции и семинары, участие в деятельности союзов, специалисты, консультанты) и собираем доступные для нас данные;
- упорядочивание этих данных
- выбор лучших подходящих партнёров
3) сбор информации:
- сбор информации о собственном предприятии (сильные и слабые стороны)
- формирование концепции опросных листов
- сбор фактов о партнёре по анализу превосходства
- использование дополнительных источников
- документальное оформление информации
- проверка полученных данных
4) анализ информации:
- упорядочивание и сопоставление полученных данных
- контроль качества информации
- выявление и наблюдение за факторами, которые могут исказить сравнение
- выявление несоответствий и причин
- проведение анализа
5) целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений:
- определение последствий анализа превосходства
- предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам
- выявление возможностей улучшения
- согласование улучшения с обычным планом работы предприятия
- реализация плана в жизнь
- внедрение менеджерам понимания, что анализ превосходства – непрерывный процесс
- использование полученных результатов для дальнейшего инновационного развития
- контроль за осуществлением
Схема проведения бенчмаркинга в компании IBM :
1) определение потребителей и продукции:
- получение различных отзывов
- предъявление требований к поставщикам
- разработка конкретной документации для поставщиков
- создание специальной рабочей группы
2) определение показателей оценки работы:
А) анализ конструкции продукции конкурентов
Б) оценка продукции конкурентов
В) мнение потребителя продукции конкурента
Г) технологии, которые используются в производстве, и их влияние на качество
Д) услуги предоставляемые производителям продукции
Е) операционные показатели:
- время производственного цикла
- сравнение времени, в течение которого производится продукт
- надёжность оборудования
- доля нового или изношенного оборудования
- количество отходов
- затраты электроэнергии на единицу продукции
- время необходимое для изменения процесса
- объемы незавершенного производства
- необходимое время для учета изменяющегося спроса на рынке
- время необходимое для внедрения новой продукции
Ж) показатели конкурентоспособности:
- поддержка научных исследований
- совместное обсуждение технологических нововведений с поставщиками и продавцами.
- доля средств, которая направляется на осуществление долгосрочных проектов
- работа с персоналом
- уровень информационных систем и наличие информационной базы
3) пересмотр или уточнение продукции или процессов
4) выбора приоритетного объекта для сравнения:
- где больше всего необходимы улучшения
- в каких областях наша организация наиболее далека от полного удовлетворения потребителей
- улучшение в каких областях дадут наибольший эффект при сравнительно небольших вложениях ресурсов
- какое подразделение производит больше всего брака
- где наблюдаются самые большие потери времени
- где существуют узкие места
5) выбор партнёра для сравнения:
- мнение экспертов и специалистов в организацию
- мнение специалистов в других организациях и отраслях
- анализ деятельности организации своей отрасли
- анализ деятельности прямы конкурентов
- анализ деятельности лидирующих компаний
- годовые отчеты компании
- печатные издания отрасли
- проведение собственных исследований
- интернет и библиотеки
6) установление уровня сбора данных
- проведение опросов
- работа с консультантами
- личный опрос
- посещение предприятий компании
7) сбор данных и их анализ:
- подготовка перечня ключевых вопросов
8) определение разрыва (разница между настоящим состоянием организации и тем состоянием, в котором бы хотели находится)
- позитивный
- нулевой
- негативный
9) оценка возможного уровня достижения в будущем:
- разработка планов на будущее
- определятся темпы улучшения
10) представление результатов сравнения:
- получение поддержки руководства
11) установление целей и разработка планов действий:
12) внедрение плана
13) проверка текущего процесса (насколько хорошо организация использует инструменты сравнения):
- воспринял ли персонал улучшения эффективными
- смогли ли мы заинтересовать сотрудников компании
14) оценка движения цели:
- разработка системы измерений и отчетности
15) пересмотр целей и возврат к первому шагу
Фазы обучения в процессе бенчмаркинга:
- осознание наличия проблемы
- определение и выявление, что известно и от кого
- получение информации и знаний
- внедрение и практика для укрепления знаний
- закрепление удачных способов действий и улучшение работы предприятия
- тренировка способностей использования вновь приобретённых знаний
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.