Инновации
Оформление отчетов – ГОСТ 2.105-95
Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленный на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм.
Цель – повышение конкурентоспособности фирмы, товара, услуг и повышения за счет этого прибыли фирмы.
Факторы:
- психологический и интеллектуальный мотивы
- демографический
- экономический
- социокультурный
Источники и инициаторы инноваций:
- ученые
- изобретатели
- предприниматели
- творческие люди
- ученые, выдвигающие гипотезы, писатели, художники
- политические и государственные деятели
- военные начальники
Классификация инноваций:
1) По сферам применения:
- технологические (повышение качества товаров и услуг и используемых технологий)
- экономические
- социально-политические (социальные движения)
- государственно-правовые (новые формы организации власти)
- инновации в духовной сфере
- военные
2) По уровню новизны:
- эпохальные (раз в несколько столетий)
- базисные (в радикальных изменениях в технологической базе)
- улучшающие (модификация базисных инноваций)
- микроинновации (улучшение отдельных параметров продукции)
- псевдоинновации (ложные пути человеческой изобретательности)
- анти (носят реакционный характер)
3) Пространственная сфера инноваций:
- глобальные
- региональные
- национальные
- региональные
- локальные
- точечные
Инновационный процесс
Инновационный процесс - совокупность этапов, стадий с момента зарождения, связанная с подготовкой и выпуском новой продукции, а также её потреблением и применением, приводящие к коммерческому использованию.
Свойства инноваций:
- новизна (научно-техническая)
- производственная применимость
- коммерческая реализуемость
3 логические формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (использование новшества внутри одной компании)
- простой межорганизационный (новшество – объект купли-продажи)
- расширенный инновационный (появление новых производителей, нововведений)
2 фазы преобразования инновационного процесса в товарный:
- создание и распространение
- диффузия – процесс, посредством которого передаётся по коммуникационным каналам между членами социальной системы о времени.
Скорость диффузии определяется 3-мя факторами:
- формы принятия решений
- способы передачи информации
- свойствами социальной системы и самого нововведения
- развитие коммуникаций
Свойства инноваций – 3 характеристики:
- относительные преимущества
- совместимость
- сложность
Субъекты инновационного процесса с точки зрения потребителя:
- новаторы (легко воспринимают)
- ранние реципиенты (присматриваются)
- раннее большинство и отстающие
Этапы инновационного процесса:
- фундаментальные исследование
- прикладные исследование
- разработка
- проектирование
- создание
- освоение
- промышленное производство
- маркетинг
- сбыт
Инновационный рынок:
1) Первичный (продавцы продают конечным потребителям продукцию)
2) Вторичный (продают средства производства)
Формы передачи инноваций (зависят от цены и распределения рисков между продавцами и покупателями):
- приобретение патента, лицензии или ноу-хау
- наём на работу специалистов
- заказ ниокр
- покупка продукции
- покупка установки под ключ
- совместное предприятие
- поглощение или приобретение предприятия
- инвестиционный проект
Участники инновационного рынка:
А) финансовые участники (выходят с финансами)
- стратегические инвесторы (преследуют две цели: 1) получение прибыли от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новых технологий или от нового товара, который выпускается предприятием 2) получения прибыли путем контроля над использованием (или неиспользованием) разработанной технологии
- венчурные компании (инвестирование в перспективное предприятие в обмен на пакет акций)
- бизнес-ангелы
- государственные программы поддержки инновационной деятельности (государственные фонды)
- финансово-кредитные организации (банки, лизинговые кампании)
- фонд Бортика (Фонд содействия предприятий в научно-технической сфере)
Б) выходят на рынок с результатами интеллектуальной деятельности:
- исследовательские центры (создание дочерних инновационных предприятий, развитие инновационной инфраструктуры – инкубаторы, технопарки, инновационо-технологические центры, центры трансфертных технологий)
- инжиниринговая кампания (управление проектами и организация бизнеса)
- инвестиционные сети и технологические брокеры (сведение между собой продавцов и покупателей инноваций) причины существования:
1) открытость мирового инновационного рынка
2) нестандартность процедуры поиска продавцов и покупателей
3) разные языки и культура разработчиков и бизнесменов
Классификация инновационных предприятий:
- предприятие осуществляет полный цикл ниокр
- организация занимается поисковыми работами, прикладными и окры
- прикладные и опытно-конструкторские
- окры
Классификация предприятий в зависимости от преобладающего типа инноваций:
- лидеры и последователи (лидеры - предприятия–инициаторы инноваций, последователи – реагируют на инновации лидеров, лидеры больше рискуют, но имеют больше прибыль)
- предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия
- предприятия, создающие новые потребности и способствующие, и предприятия, удовлетворению существующих потребностей
- предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, создающие инновации видоизменений
- предприятия, создающие инновации для применения в одной отрасли, и предприятия, для всех отраслей экономики страны
- предприятия, реализующие замещение ранее созданных технологий на новые, и предприятия, расширяющие технологии
- предприятия, создающие основные инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации
- предприятия, реализуют инновации-продукты, и предприятия, реализуют инновации-процессы
- предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, создающие для старых
Классификация предприятий по глубине создаваемых нововведений:
- предприятия, занимающиеся регенерированием первоначальных свойств продуктов и процессов
- предприятия, инициирующие инновации для увеличения производительности и повышения эффективности действующих процессов
- предприятия, ориентирующие свою деятельность на внедрение новшеств, связанных с изменением существующей производственной системы
- предприятия, создающие инновации на отдельных элементах производственной системы
- предприятия, создающие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения в целом
предприятия, разрабатывающие новое поколение технологий и продукции без изменений базовых конструкций и структур
- предприятия, инициирующие новые виды производственных систем
- предприятия, создающие новые роды техники и технологий
Содержание и структура инновационного процесса.
Основой инновационного процесса являются фундаментальные исследования
Цель фундаментальных исследований: заключается в раскрытии новых связей между явлениями, и определение новых закономерностей природы и общества независимо от конкретного исследования.
Фундаментальные исследования:
- теоретические исследования (этапом являются научные открытия)
- поисковые исследования (относятся те исследования, которые связаны с открытием новых технологий)
Вторая стадия - прикладные исследования – направлены на поиск путей практического применения открытых технологий.
Третий этап – этап опытно-конструкторских работ – переход от лабораторных испытаний в промышленную область:
- выполняются конструкторские работы
- осуществляются проектные работы (прорабатываются идеи)
- осуществляется технологические работы
- изготовление опытных образцов
Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений:
1) обзор ситуации на рынке инноваций (проводится экспертная оценка всех ресурсов)
2) предварительная оценка рынка (изучение потребителей)
3) предварительная технико-экономическая оценка инновационного продукта (оцениваем нововведение в отношении реального использования: наличие сырья; наличие собственных ресурсов и возможность привлечения сторонних исследовательских ресурсов; нужна ли сертификация и какие могут возникнуть проблемы; существование аналогичных технологий и патентов; перспективы появления товаров заменителей)
4) детальное исследование рынка
5) предварительный бизнес и финансовый анализ (оцениваем риски)
6) разработка (предполагаем издержки и цены)
7) тестирование продукта внутри организации (ищем недостатки разработанного продукта)
8) апробирование продукта потребителем
9) этап опытных продаж и рыночной проверки (реализуем инновации на ограниченной территории)
10) анализ опыта производства (испытание производственного комплекса по массовому производству)
11) бизнес анализ проекта и расчет реальной экономической эффективности
12) запуск полномасштабного производства (большие финансовые затраты)
13) выход продукта на рынок (различные маркетинговые мероприятия, установление конкурентной цены)
Объем рынка – характеристика, показывающая, сколько услуг и товаров может вместить данная территория.
Эти этапы можно объединить в четыре фазы:
1) создание идей нового продукта (исследовательская фаза)
2) конструкторская фаза
3) концептуальная фаза (образец созревает до конкретного товара)
4) дистрибутивная фаза (инновация готова для коммерциализации)
Авторское право
Предмет – регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использование произведений литературы, науки и искусства.
Принципы:
- свободы творчества
- сочетания личных интересов автора с интересами всего общества
- моральной и материальной заинтересованности автора
- всемерной охраны прав и законных интересов автора
- неотчуждаемости личных неимущественных прав автора
- свободы авторского договора
Авторское право на произведение возникает с факта создания (авторское право не регистрируется).
Элементы охраны авторского права: ©, Озерцов Макс, 2010
Объект авторского права: произведение науки, литературы и искусства
Субъекты: лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Автором произведения считается лицо творческим трудом, которого создано произведение.
У авторского права могут быть наследники - наследники имеют право на опубликование в течение 50 лет после смерти автора
Государство становится обладателем авторского права:
- принудительно
- объявление достоянием государства
- уничтожение юридического лица
К субъектам относятся создатели производных и независимых произведений (составители сборников, переводов)
Служебное произведение – произведение, созданное по заказу. Право на использование принадлежит работодателю. Авторское право на служебное произведение принадлежит автору.
Личные неимущественные права автора:
- право авторства (право признаваться автором произведения и право требовать ссылку на автора при использовании произведения)
- право на имя (любой автор имеет право использовать и разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени)
- право на обнародование (право публичной огласки произведения так и отказ)
- право на защиту репутации автора (защита от переделок)
- право на опубликование всеми дозволенными способами
Имущественные права (действующее законодательство закрепляет за автором исключительное право на использование):
- право на воспроизведение (возможность размножения всеми способами)
- право на распространение (введение в гражданский оборот)
- право на импорт (исключительное право импортировать и осуществлять контроль за ввозом произведений, изготовленных за границей)
- право на показ и публичное использование
- право на передачу
- право на перевод и переработку произведения
Срок действия авторского права: определяется периодом жизни автора и дополнительно 50 лет после его смерти (со смерти последнего автора).
Предметом авторского договора является произведения науки литературы и искусства, по поводу использования которого стороны вступают в договорные отношения.
Условия, которые обязательно должны быть:
- способ
- срок
- территория
- размер вознаграждения
Незаконные условия (недействительный):
- ограничение автора на создание произведений на данную тематику
Патентное право
Предмет: регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.
Основные принципы:
- признание за патентным обладателем исключительного права на использование
- ограничение срока действия патента
- охрана предоставляется только тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособным
- признание и охрана прав интересов не только патентообладателей, но и действительных создателей
Изобретение – это достигнутый человеком творческий результат, суть которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности человека.
Объект изобретения:
- устройства – система расположенных в пространстве элементов определённым образом взаимодействующих друг с другом
- способ – совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности или с соблюдением определённых правил
- вещество – искусственно созданное материальное образования, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов
- штамм микроорганизма – культуры клеток растений животных
- применение известного устройства по новому назначению
- промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид
Критерии патентоспособности промышленного образца:
- новизна
- оригинальность
-промышленная применимость
Субъекты патентного права:
- автор изобретения – физическое лицо, творческим трудом которого создано
- патентообладатели – лицо, владеющее патентом на изобретение
- взаимоотношения по использованию объекта
Патентное право необходимо регистрировать. Экспертиза заявки проходит в два этапа: формальная экспертиза и экспертиза по существу.
Выдача патента:
- публикация патентным ведомством сведений о выдаче патента
- внесение изобретения в государственный реестр
- выдача патента (в одном экземпляре)
Цели:
- проведение анализа превосходства – непосредственно нацелен на повышение производительности предприятия, повышает культуру предпринимательства, потенциал предприятия.
Виды анализа:
- внутренний анализ – внутри компании
- внешний анализ – в различных отраслях
- функциональный анализ – функции и процессы в различных отраслях
Принципы и этапы бенчмаркинга:
- налоги – оперативные принципы партнёров должны быть схожи
- взаимность – добровольный обмен данных
- измерений – сравниваем по критериям с другим предприятием
- достоверности – должен основываться на фактических данных
Правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении проекта по анализу превосходства:
- руководство компании должно быть заинтересовано идеей анализа превосходства
- менеджеры были проинформированы о целях и необходимости этого проекта
- рабочая программа проекта должна быть достаточно простой и иметь понятную структуру, и должна быть разбита на этапы
- ход проекта должен быть подробно задокументирован
Факторы успеха, которые характеризуют первоклассные предприятия:
- ориентация сотрудников на достижение результатов
- постоянный мониторинг затрат предприятия
- ориентация на покупателей и покупательскую способность (не увлекаться своей успешностью)
- хорошие контакты с поставщиками и наличие дублирующих поставщиков
- повышения качества и производительности
- концентрация на основной деятельности
- использование современных технологий
Фазы бенчмаркинга:
1) проведение объекта анализа превосходства (устанавливаем предприятия, которые можно анализировать)
2) определение партнеров по анализу превосходства:
- рассматриваем имеющиеся источники информации (журналы, статистические сборники, отчет о деятельности компании, отчеты и бюллетени в торгово-промышленных палатах, различные конференции и семинары, участие в деятельности союзов, специалисты, консультанты) и собираем доступные для нас данные;
- упорядочивание этих данных
- выбор лучших подходящих партнёров
3) сбор информации:
- сбор информации о собственном предприятии (сильные и слабые стороны)
- формирование концепции опросных листов
- сбор фактов о партнёре по анализу превосходства
- использование дополнительных источников
- документальное оформление информации
- проверка полученных данных
4) анализ информации:
- упорядочивание и сопоставление полученных данных
- контроль качества информации
- выявление и наблюдение за факторами, которые могут исказить сравнение
- выявление несоответствий и причин
- проведение анализа
5) целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений:
- определение последствий анализа превосходства
- предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам
- выявление возможностей улучшения
- согласование улучшения с обычным планом работы предприятия
- реализация плана в жизнь
- внедрение менеджерам понимания, что анализ превосходства – непрерывный процесс
- использование полученных результатов для дальнейшего инновационного развития
- контроль за осуществлением
Схема проведения бенчмаркинга в компании IBM :
1) определение потребителей и продукции:
- получение различных отзывов
- предъявление требований к поставщикам
- разработка конкретной документации для поставщиков
- создание специальной рабочей группы
2) определение показателей оценки работы:
А) анализ конструкции продукции конкурентов
Б) оценка продукции конкурентов
В) мнение потребителя продукции конкурента
Г) технологии, которые используются в производстве, и их влияние на качество
Д) услуги предоставляемые производителям продукции
Е) операционные показатели:
- время производственного цикла
- сравнение времени, в течение которого производится продукт
- надёжность оборудования
- доля нового или изношенного оборудования
- количество отходов
- затраты электроэнергии на единицу продукции
- время необходимое для изменения процесса
- объемы незавершенного производства
- необходимое время для учета изменяющегося спроса на рынке
- время необходимое для внедрения новой продукции
Ж) показатели конкурентоспособности:
- поддержка научных исследований
- совместное обсуждение технологических нововведений с поставщиками и продавцами.
- доля средств, которая направляется на осуществление долгосрочных проектов
- работа с персоналом
- уровень информационных систем и наличие информационной базы
3) пересмотр или уточнение продукции или процессов
4) выбора приоритетного объекта для сравнения:
- где больше всего необходимы улучшения
- в каких областях наша организация наиболее далека от полного удовлетворения потребителей
- улучшение в каких областях дадут наибольший эффект при сравнительно небольших вложениях ресурсов
- какое подразделение производит больше всего брака
- где наблюдаются самые большие потери времени
- где существуют узкие места
5) выбор партнёра для сравнения:
- мнение экспертов и специалистов в организацию
- мнение специалистов в других организациях и отраслях
- анализ деятельности организации своей отрасли
- анализ деятельности прямы конкурентов
- анализ деятельности лидирующих компаний
- годовые отчеты компании
- печатные издания отрасли
- проведение собственных исследований
- интернет и библиотеки
6) установление уровня сбора данных
- проведение опросов
- работа с консультантами
- личный опрос
- посещение предприятий компании
7) сбор данных и их анализ:
- подготовка перечня ключевых вопросов
8) определение разрыва (разница между настоящим состоянием организации и тем состоянием, в котором бы хотели находится)
- позитивный
- нулевой
- негативный
9) оценка возможного уровня достижения в будущем:
- разработка планов на будущее
- определятся темпы улучшения
10) представление результатов сравнения:
- получение поддержки руководства
11) установление целей и разработка планов действий:
12) внедрение плана
13) проверка текущего процесса (насколько хорошо организация использует инструменты сравнения):
- воспринял ли персонал улучшения эффективными
- смогли ли мы заинтересовать сотрудников компании
14) оценка движения цели:
- разработка системы измерений и отчетности
15) пересмотр целей и возврат к первому шагу
Фазы обучения в процессе бенчмаркинга:
- осознание наличия проблемы
- определение и выявление, что известно и от кого
- получение информации и знаний
- внедрение и практика для укрепления знаний
- закрепление удачных способов действий и улучшение работы предприятия
- тренировка способностей использования вновь приобретённых знаний
Инновация продукции
инновация продукции (процесс обновления сбытового потенциала предприятия)
Причины провалов инновационного продукта:
- дальнейшая модернизация оказывается не нужной
- неконкурентоспособный продукт
- появляются дефекты на этапе использования продукции
- непонимание внешней среды
- резкое снижение цен у конкурентов на аналогичные продукты
Модель процесса инновации продукта:
- сигналы среды
- сигналы объединяются с входной информацией общей стратегии бизнеса компании
- процесс генерирования идей нового продукта
- изобретение доводит идею до уровня жизнеспособности
- выход нового продукта и услуги на рынок
- анализ результативности
Моменты для качественного выполнения этих шагов:
- интеграция – объединение знаний всех специалистов
- параллельные усилия
- изучение
Ключевой фактор понимания своего потребителя:
- понимание чётких границ нашего сегмента
- понимание динамики развития рынка
- прогнозирование рынка
- регулярная работа с потребителем
- постоянное взаимодействие
- выведение информации о перспективах развития спроса
- методика «голос потребителя» (развертывание функции качества QFD) – потребитель является главным источником формирования потребительских качеств
- обработка технологических сигналов
Способы обеспечения процесса обработки технологических сигналов:
- технологическое прогнозирование
- диверсификация научно-технических связей
Какая информация является исходной для подразделения компании:
- информация о потребностях и возможностях рынка
- информация о внешних технологических возможностях
- информация о внутренних технологических возможностях
- общая стратегия бизнеса
Концепция продукта:
- определение цели создания продукта и оценка преимуществ
- сущность продукта
- назначение продукта
- значение продукта для потребителя
Основные способы достижения успеха на данном этапе:
- наличие четкой структуры и методик инновации продукта
- тестирование концепций
- анализ перспектив для обеспечения процесса принятия решения
- выбор правильной концепции
Разработка продукта - тратится 60-70%
Цели одновременного инжиниринга:
- сокращение времени между стадиями традиционной последовательности разработки продукта
- минимизация издержек
- обеспечение и повышение качества продукта
- привлечение доли рынка за счет раннего выхода с инновационной продукцией
Подходы, которые могут обеспечить эффективность этапа разработки продукции:
- структурирование процесса с выделением его отдельных стадий
- тесное сотрудничество подразделений
- общее стратегическое видение
- взаимная ответственность
- хорошая организационная структура работ по проекту:
а) функциональная структура
б) структура с участием менеджера легковеса (возлагается работы по координации деятельности подразделений)
в) менеджер тяжеловес
г) команда по реализации проекта
Развертывание функции качества на этапе разработки производства:
- определяются крайне необходимые для покупателя свойства продукта и ранжируются по их значимости
- различные конструкции, которые влияют на качество продукции
- соотносим параметры продукта и требования покупателя
- сравниваем восприятие покупателя нового продукта фирмы и продукта конкурентов
- исследование взаимодействия и взаимовлияния различных параметров конструкции
Разработка рынка (целесообразно проводить с разработкой продукта), что должны выяснить:
- как будут реагировать на новый продукт потенциальные покупатели
- как повлияет новый продукт на продукты, которые он заменяет
- как будет действовать конкурент
- какова реакция посреднических структур на выход новой продукции
Основные характеристики потребностей, влияющие на поведение покупателя:
- объект потребности
- новизна потребности
- сложность потребности
- ясность потребности
- частота возникновения потребности
- длительность допустимого использования
Разработка стратегий
- сосредоточенность или учет стратегии компании
- аудит текущей деятельности (оцениваем все существующие производственные ресурсы структурные (что непосредственно участвует в производстве) и инфраструктурные)
Два подхода осуществления аудита:
- по стадиям, по этапам рассматриваем все элементы процесса и оцениваем сильные и слабые стороны по отношению к сигналу.
- рассмотрение основ технологического процесса нашей компании (быстрее по времени, но больше затрат)
Инновации
Оформление отчетов – ГОСТ 2.105-95
Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленный на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм.
Цель – повышение конкурентоспособности фирмы, товара, услуг и повышения за счет этого прибыли фирмы.
Факторы:
- психологический и интеллектуальный мотивы
- демографический
- экономический
- социокультурный
Источники и инициаторы инноваций:
- ученые
- изобретатели
- предприниматели
- творческие люди
- ученые, выдвигающие гипотезы, писатели, художники
- политические и государственные деятели
- военные начальники
Классификация инноваций:
1) По сферам применения:
- технологические (повышение качества товаров и услуг и используемых технологий)
- экономические
- социально-политические (социальные движения)
- государственно-правовые (новые формы организации власти)
- инновации в духовной сфере
- военные
2) По уровню новизны:
- эпохальные (раз в несколько столетий)
- базисные (в радикальных изменениях в технологической базе)
- улучшающие (модификация базисных инноваций)
- микроинновации (улучшение отдельных параметров продукции)
- псевдоинновации (ложные пути человеческой изобретательности)
- анти (носят реакционный характер)
3) Пространственная сфера инноваций:
- глобальные
- региональные
- национальные
- региональные
- локальные
- точечные
Инновационный процесс
Инновационный процесс - совокупность этапов, стадий с момента зарождения, связанная с подготовкой и выпуском новой продукции, а также её потреблением и применением, приводящие к коммерческому использованию.
Свойства инноваций:
- новизна (научно-техническая)
- производственная применимость
- коммерческая реализуемость
3 логические формы инновационного процесса:
- простой внутриорганизационный (использование новшества внутри одной компании)
- простой межорганизационный (новшество – объект купли-продажи)
- расширенный инновационный (появление новых производителей, нововведений)
2 фазы преобразования инновационного процесса в товарный:
- создание и распространение
- диффузия – процесс, посредством которого передаётся по коммуникационным каналам между членами социальной системы о времени.
Скорость диффузии определяется 3-мя факторами:
- формы принятия решений
- способы передачи информации
- свойствами социальной системы и самого нововведения
- развитие коммуникаций
Свойства инноваций – 3 характеристики:
- относительные преимущества
- совместимость
- сложность
Субъекты инновационного процесса с точки зрения потребителя:
- новаторы (легко воспринимают)
- ранние реципиенты (присматриваются)
- раннее большинство и отстающие
Этапы инновационного процесса:
- фундаментальные исследование
- прикладные исследование
- разработка
- проектирование
- создание
- освоение
- промышленное производство
- маркетинг
- сбыт
Инновационный рынок:
1) Первичный (продавцы продают конечным потребителям продукцию)
2) Вторичный (продают средства производства)
Формы передачи инноваций (зависят от цены и распределения рисков между продавцами и покупателями):
- приобретение патента, лицензии или ноу-хау
- наём на работу специалистов
- заказ ниокр
- покупка продукции
- покупка установки под ключ
- совместное предприятие
- поглощение или приобретение предприятия
- инвестиционный проект
Участники инновационного рынка:
А) финансовые участники (выходят с финансами)
- стратегические инвесторы (преследуют две цели: 1) получение прибыли от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новых технологий или от нового товара, который выпускается предприятием 2) получения прибыли путем контроля над использованием (или неиспользованием) разработанной технологии
- венчурные компании (инвестирование в перспективное предприятие в обмен на пакет акций)
- бизнес-ангелы
- государственные программы поддержки инновационной деятельности (государственные фонды)
- финансово-кредитные организации (банки, лизинговые кампании)
- фонд Бортика (Фонд содействия предприятий в научно-технической сфере)
Б) выходят на рынок с результатами интеллектуальной деятельности:
- исследовательские центры (создание дочерних инновационных предприятий, развитие инновационной инфраструктуры – инкубаторы, технопарки, инновационо-технологические центры, центры трансфертных технологий)
- инжиниринговая кампания (управление проектами и организация бизнеса)
- инвестиционные сети и технологические брокеры (сведение между собой продавцов и покупателей инноваций) причины существования:
1) открытость мирового инновационного рынка
2) нестандартность процедуры поиска продавцов и покупателей
3) разные языки и культура разработчиков и бизнесменов
Классификация инновационных предприятий:
- предприятие осуществляет полный цикл ниокр
- организация занимается поисковыми работами, прикладными и окры
- прикладные и опытно-конструкторские
- окры
Классификация предприятий в зависимости от преобладающего типа инноваций:
- лидеры и последователи (лидеры - предприятия–инициаторы инноваций, последователи – реагируют на инновации лидеров, лидеры больше рискуют, но имеют больше прибыль)
- предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия
- предприятия, создающие новые потребности и способствующие, и предприятия, удовлетворению существующих потребностей
- предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, создающие инновации видоизменений
- предприятия, создающие инновации для применения в одной отрасли, и предприятия, для всех отраслей экономики страны
- предприятия, реализующие замещение ранее созданных технологий на новые, и предприятия, расширяющие технологии
- предприятия, создающие основные инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации
- предприятия, реализуют инновации-продукты, и предприятия, реализуют инновации-процессы
- предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, создающие для старых
Классификация предприятий по глубине создаваемых нововведений:
- предприятия, занимающиеся регенерированием первоначальных свойств продуктов и процессов
- предприятия, инициирующие инновации для увеличения производительности и повышения эффективности действующих процессов
- предприятия, ориентирующие свою деятельность на внедрение новшеств, связанных с изменением существующей производственной системы
- предприятия, создающие инновации на отдельных элементах производственной системы
- предприятия, создающие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения в целом
предприятия, разрабатывающие новое поколение технологий и продукции без изменений базовых конструкций и структур
- предприятия, инициирующие новые виды производственных систем
- предприятия, создающие новые роды техники и технологий
Оценка эффективности инновационной деятельности. Виды эффективности инновационных проектов
Оценка эффективности инновационных проектов:
- сфера действия эффекта (в экономике, науке, технике, социальных аспектах, экологии)
- мера распространения эффекта (производственное подразделение, всё предприятие, отрасль, в рамках региона или страны, сообщество нескольких стран)
- по результативности на всех стадиях инновационного процесса (начиная от исследования и заканчивая сервисным обслуживанием)
Оценка эффективности инвестиционного проекта:
- оценка эффективности всего проекта в целом (коммерческая и общественная эффективность)
- оценка эффективности участия в проекте (акционеры, предприятия-партнёры, структуры более высокого уровня (администрация городская))
Виды эффектов от инновационной деятельности:
1) в рамках экономического эффекта:
- прибыль от лицензионной деятельности
- прибыль от внедрения интеллектуальной собственности
- прирост объема продаж
- улучшение используемых производственных мощностей
- сокращение срока окупаемости инвестиций
- сокращение сроков капитального строительства
- улучшение используемых ресурсов
2) научно технический эффект:
- количество зарегистрированной интеллектуальной собственности
- уровень внедрения информационных технологий
- удельный вес новых технологий
- повышение коэффициента автоматизации производства
- повышение организационного уровня производства и труда
- рост количества публикаций (индекс цитирования)
- повышение конкурентоспособности на рынках промышленно-развитых стран
3) оценка социального эффекта:
- доходы работников
- повышение степени удовлетворения физиологических потребностей
- повышение степени безопасности работников
- повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей
- увеличение числа рабочих мест
- повышение квалификации работников
- улучшение условий труда и отдыха
- увеличение продолжительности жизни
4) экологический эффект:
- снижение вредных выбросов
- снижение отходов производства
- повышение эргономичности производства (сочетание удобства и комфортности)
- улучшение экологичности выпускаемых товаров
- снижение штрафов за нарушение экологического законодательства
Структура видов эффективности инновационной деятельности:
1) по степени распространения:
- региональная
- бюджетная
- коммерческая
2) по видам проявления:
- экономическая
- социальная
- научно-техническая
- экологическая
3) по стадиям воспроизводственного цикла продуктов труда:
- исследование
- проектирование
- производство
- реализация
- эксплуатация
- утилизация
4) По показателям оценки эффективности:
- абсолютные
- относительные
Основные принципы, используемые при оценке инвестиционных проектов:
- проект рассматривается на протяжении какого-то расчетного периода
- при экономической оценке рассматриваем все связанные с осуществлением проекта доходы и расходы
- сопоставимость условий сравнения различных проектов и предприятий
- рассматривается положительный и максимальный эффект
- сравниваем с проектом и без проекта, а не ситуацию до проекта и после проекта
Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.