Оценка эффективности инновационной деятельности. Виды эффективности инновационных проектов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновации

 

Оформление отчетов – ГОСТ 2.105-95

Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленный на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм.

Цель – повышение конкурентоспособности фирмы, товара, услуг и повышения за счет этого прибыли фирмы.

Факторы:

- психологический и интеллектуальный мотивы

- демографический

- экономический

- социокультурный

Источники и инициаторы инноваций:

- ученые

- изобретатели

- предприниматели

- творческие люди

- ученые, выдвигающие гипотезы, писатели, художники

- политические и государственные деятели

- военные начальники

 

Классификация инноваций:

1) По сферам применения:

- технологические (повышение качества товаров и услуг и используемых технологий)

- экономические

 - социально-политические (социальные движения)

- государственно-правовые (новые формы организации власти)

- инновации в духовной сфере

- военные

2) По уровню новизны:

- эпохальные (раз в несколько столетий)

- базисные (в радикальных изменениях в технологической базе)

- улучшающие (модификация базисных инноваций)

- микроинновации (улучшение отдельных параметров продукции)

- псевдоинновации (ложные пути человеческой изобретательности)

- анти (носят реакционный характер)

3) Пространственная сфера инноваций:

- глобальные

- региональные

- национальные

- региональные

- локальные

- точечные



Инновационный процесс

 

Инновационный процесс - совокупность этапов, стадий с момента зарождения, связанная с подготовкой и выпуском новой продукции, а также её потреблением и применением, приводящие к коммерческому использованию.

Свойства инноваций:

- новизна (научно-техническая)

- производственная применимость

- коммерческая реализуемость

3 логические формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (использование новшества внутри одной компании)

- простой межорганизационный (новшество – объект купли-продажи)

- расширенный инновационный (появление новых производителей, нововведений)

2 фазы преобразования инновационного процесса в товарный:

- создание и распространение

- диффузия – процесс, посредством которого передаётся по коммуникационным каналам между членами социальной системы о времени.

Скорость диффузии определяется 3-мя факторами:

- формы принятия решений

- способы передачи информации

- свойствами социальной системы и самого нововведения

- развитие коммуникаций

Свойства инноваций – 3 характеристики:

- относительные преимущества

- совместимость

- сложность

Субъекты инновационного процесса с точки зрения потребителя:

- новаторы (легко воспринимают)

- ранние реципиенты (присматриваются)

- раннее большинство и отстающие

Этапы инновационного процесса:

- фундаментальные исследование

- прикладные исследование

- разработка

- проектирование

- создание

- освоение

- промышленное производство

- маркетинг

- сбыт

Инновационный рынок:

1) Первичный (продавцы продают конечным потребителям продукцию)

2) Вторичный (продают средства производства)

Формы передачи инноваций (зависят от цены и распределения рисков между продавцами и покупателями):

- приобретение патента, лицензии или ноу-хау

- наём на работу специалистов

- заказ ниокр

- покупка продукции

- покупка установки под ключ

- совместное предприятие

- поглощение или приобретение предприятия

- инвестиционный проект

 

 

Участники инновационного рынка:

А) финансовые участники (выходят с финансами)

- стратегические инвесторы (преследуют две цели: 1) получение прибыли от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новых технологий или от нового товара, который выпускается предприятием 2) получения прибыли путем контроля над использованием (или неиспользованием) разработанной технологии

- венчурные компании (инвестирование в перспективное предприятие в обмен на пакет акций)

- бизнес-ангелы

- государственные программы поддержки инновационной деятельности (государственные фонды)

- финансово-кредитные организации (банки, лизинговые кампании)

- фонд Бортика (Фонд содействия предприятий в научно-технической сфере)

Б) выходят на рынок с результатами интеллектуальной деятельности:

- исследовательские центры (создание дочерних инновационных предприятий, развитие инновационной инфраструктуры – инкубаторы, технопарки, инновационо-технологические центры, центры трансфертных технологий)

- инжиниринговая кампания (управление проектами и организация бизнеса)

- инвестиционные сети и технологические брокеры (сведение между собой продавцов и покупателей инноваций) причины существования:

1) открытость мирового инновационного рынка

2) нестандартность процедуры поиска продавцов и покупателей

3) разные языки и культура разработчиков и бизнесменов

Классификация инновационных предприятий:

- предприятие осуществляет полный цикл ниокр

- организация занимается поисковыми работами, прикладными и окры

- прикладные и опытно-конструкторские

- окры

Классификация предприятий в зависимости от преобладающего типа инноваций:

- лидеры и последователи (лидеры - предприятия–инициаторы инноваций, последователи – реагируют на инновации лидеров, лидеры больше рискуют, но имеют больше прибыль)

- предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия

- предприятия, создающие новые потребности и способствующие, и предприятия, удовлетворению существующих потребностей

- предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, создающие инновации видоизменений

- предприятия, создающие инновации для применения в одной отрасли, и предприятия, для всех отраслей экономики страны

- предприятия, реализующие замещение ранее созданных технологий на новые, и предприятия, расширяющие технологии

- предприятия, создающие основные инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации

- предприятия, реализуют инновации-продукты, и предприятия, реализуют инновации-процессы

- предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, создающие для старых


Классификация предприятий по глубине создаваемых нововведений:

- предприятия, занимающиеся регенерированием первоначальных свойств продуктов и процессов

- предприятия, инициирующие инновации для увеличения производительности и повышения эффективности действующих процессов

- предприятия, ориентирующие свою деятельность на внедрение новшеств, связанных с изменением существующей производственной системы

- предприятия, создающие инновации на отдельных элементах производственной системы

- предприятия, создающие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения в целом

предприятия, разрабатывающие новое поколение технологий и продукции без изменений базовых конструкций и структур

- предприятия, инициирующие новые виды производственных систем

- предприятия, создающие новые роды техники и технологий

 

 


Содержание и структура инновационного процесса.

Основой инновационного процесса являются фундаментальные исследования

Цель фундаментальных исследований: заключается в раскрытии новых связей между явлениями, и определение новых закономерностей природы и общества независимо от конкретного исследования.

Фундаментальные исследования:

- теоретические исследования (этапом являются научные открытия)

- поисковые исследования (относятся те исследования, которые связаны с открытием новых технологий)

Вторая стадия - прикладные исследования – направлены на поиск путей практического применения открытых технологий.

Третий этапэтап опытно-конструкторских работ – переход от лабораторных испытаний в промышленную область:

- выполняются конструкторские работы

- осуществляются проектные работы (прорабатываются идеи)

- осуществляется технологические работы

- изготовление опытных образцов

 

Этапы и фазы разработки и реализации инноваций на стадиях развития нововведений:

1) обзор ситуации на рынке инноваций (проводится экспертная оценка всех ресурсов)

2) предварительная оценка рынка  (изучение потребителей)

3) предварительная технико-экономическая оценка инновационного продукта (оцениваем нововведение в отношении реального использования: наличие сырья; наличие собственных ресурсов и возможность привлечения сторонних исследовательских ресурсов; нужна ли сертификация и какие могут возникнуть проблемы; существование аналогичных технологий и патентов; перспективы появления товаров заменителей)

4) детальное исследование рынка

5) предварительный бизнес и финансовый анализ (оцениваем риски)

6) разработка (предполагаем издержки и цены)

7) тестирование продукта внутри организации (ищем недостатки разработанного продукта)

8) апробирование продукта потребителем

9) этап опытных продаж и рыночной проверки (реализуем инновации на ограниченной территории)

10) анализ опыта производства (испытание производственного комплекса по массовому производству)

11) бизнес анализ проекта и расчет реальной экономической эффективности

12) запуск полномасштабного производства (большие финансовые затраты)

13) выход продукта на рынок (различные маркетинговые мероприятия, установление конкурентной цены)

Объем рынка – характеристика, показывающая, сколько услуг и товаров может вместить данная территория.

Эти этапы можно объединить в четыре фазы:

1) создание идей нового продукта (исследовательская фаза)

2) конструкторская фаза

3) концептуальная фаза (образец созревает до конкретного товара)

4) дистрибутивная фаза (инновация готова для коммерциализации)

 

 

Авторское право

 

Предмет – регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использование произведений литературы, науки и искусства.

Принципы:

- свободы творчества

- сочетания личных интересов автора с интересами всего общества

- моральной и материальной заинтересованности автора

- всемерной охраны прав и законных интересов автора

- неотчуждаемости личных неимущественных прав автора

- свободы авторского договора

 

Авторское право на произведение возникает с факта создания (авторское право не регистрируется).

Элементы охраны авторского права: ©, Озерцов Макс, 2010

Объект авторского права: произведение науки, литературы и искусства

Субъекты: лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Автором произведения считается лицо творческим трудом, которого создано произведение.

У авторского права могут быть наследники - наследники имеют право на опубликование в течение 50 лет после смерти автора

Государство становится обладателем авторского права:

- принудительно

- объявление достоянием государства

- уничтожение юридического лица

К субъектам относятся создатели производных и независимых произведений (составители сборников, переводов)

Служебное произведение – произведение, созданное по заказу. Право на использование принадлежит работодателю. Авторское право на служебное произведение принадлежит автору.

 

Личные неимущественные права автора:

- право авторства (право признаваться автором произведения и право требовать ссылку на автора при использовании произведения)

- право на имя (любой автор имеет право использовать и разрешать использовать произведение под подлинным именем, псевдонимом или без обозначения имени)

- право на обнародование (право публичной огласки произведения так и отказ)

- право на защиту репутации автора (защита от переделок)

- право на опубликование всеми дозволенными способами

 

Имущественные права (действующее законодательство закрепляет за автором исключительное право на использование):

- право на воспроизведение (возможность размножения всеми способами)

- право на распространение (введение в гражданский оборот)

- право на импорт (исключительное право импортировать и осуществлять контроль за ввозом произведений, изготовленных за границей)

- право на показ и публичное использование

- право на передачу                                     

- право на перевод и переработку произведения

Срок действия авторского права: определяется периодом жизни автора и дополнительно 50 лет после его смерти (со смерти последнего автора).

Предметом авторского договора является произведения науки литературы и искусства, по поводу использования которого стороны вступают в договорные отношения.

Условия, которые обязательно должны быть:

- способ

- срок

- территория

- размер вознаграждения

Незаконные условия (недействительный):

- ограничение автора на создание произведений на данную тематику

 

 

Патентное право

 

Предмет: регулируемая им совокупность имущественных и личных неимущественных отношений, связанных с созданием и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Основные принципы:

- признание за патентным обладателем исключительного права на использование

- ограничение срока действия патента

- охрана предоставляется только тем разработкам, которые в официальном порядке признаны патентоспособным

- признание и охрана прав интересов не только патентообладателей, но и действительных создателей

Изобретение – это достигнутый человеком творческий результат, суть которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности человека.

Объект изобретения:

- устройства – система расположенных в пространстве элементов определённым образом взаимодействующих друг с другом

- способ – совокупность приемов, выполняемых в определенной последовательности или с соблюдением определённых правил

- вещество – искусственно созданное материальное образования, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов

- штамм микроорганизма – культуры клеток растений животных

- применение известного устройства по новому назначению

- промышленный образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид

Критерии патентоспособности промышленного образца:

- новизна

- оригинальность

 -промышленная применимость

Субъекты патентного права:

- автор изобретения – физическое лицо, творческим трудом которого создано

- патентообладатели – лицо, владеющее патентом на изобретение

- взаимоотношения по использованию объекта

Патентное право необходимо регистрировать. Экспертиза заявки проходит в два этапа: формальная экспертиза и экспертиза по существу.

Выдача патента:

- публикация патентным ведомством сведений о выдаче патента

- внесение изобретения в государственный реестр

- выдача патента (в одном экземпляре)

Цели:

- проведение анализа превосходства – непосредственно нацелен на повышение производительности предприятия, повышает культуру предпринимательства, потенциал предприятия.

Виды анализа:

- внутренний анализ – внутри компании

- внешний анализ – в различных отраслях

- функциональный анализ – функции и процессы в различных отраслях

Принципы и этапы бенчмаркинга:

- налоги – оперативные принципы партнёров должны быть схожи

- взаимность – добровольный обмен данных

- измерений – сравниваем по критериям с другим предприятием

- достоверности – должен основываться на фактических данных

Правила, которые необходимо соблюдать при осуществлении проекта по анализу превосходства:

- руководство компании должно быть заинтересовано идеей анализа превосходства

- менеджеры были проинформированы о целях и необходимости этого проекта

- рабочая программа проекта должна быть достаточно простой и иметь понятную структуру, и должна быть разбита на этапы

- ход проекта должен быть подробно задокументирован

Факторы успеха, которые характеризуют первоклассные предприятия:

- ориентация сотрудников на достижение результатов

- постоянный мониторинг затрат предприятия

- ориентация на покупателей и покупательскую способность (не увлекаться своей успешностью)

- хорошие контакты с поставщиками и наличие дублирующих поставщиков

- повышения качества и производительности

- концентрация на основной деятельности

- использование современных технологий

 

Фазы бенчмаркинга:

1) проведение объекта анализа превосходства (устанавливаем предприятия, которые можно анализировать)

2) определение партнеров по анализу превосходства:

- рассматриваем имеющиеся источники информации (журналы, статистические сборники, отчет о деятельности компании, отчеты и бюллетени в торгово-промышленных палатах, различные конференции и семинары, участие в деятельности союзов, специалисты, консультанты) и собираем доступные для нас данные;

- упорядочивание этих данных

- выбор лучших подходящих партнёров

3) сбор информации:

- сбор информации о собственном предприятии (сильные и слабые стороны)

- формирование концепции опросных листов

- сбор фактов о партнёре по анализу превосходства

- использование дополнительных источников

- документальное оформление информации

- проверка полученных данных

4) анализ информации:

- упорядочивание и сопоставление полученных данных

- контроль качества информации

- выявление и наблюдение за факторами, которые могут исказить сравнение

- выявление несоответствий и причин

- проведение анализа

5) целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений:

- определение последствий анализа превосходства

- предоставление отчета о результатах заинтересованным лицам

- выявление возможностей улучшения

- согласование улучшения с обычным планом работы предприятия

- реализация плана в жизнь

- внедрение менеджерам понимания, что анализ превосходства – непрерывный процесс

- использование полученных результатов для дальнейшего инновационного развития

- контроль за осуществлением

 

Схема проведения бенчмаркинга в компании IBM :

1) определение потребителей и продукции:

- получение различных отзывов

- предъявление требований к поставщикам

- разработка конкретной документации для поставщиков

- создание специальной рабочей группы

2) определение показателей оценки работы:

А) анализ конструкции продукции конкурентов

Б) оценка продукции конкурентов

В) мнение потребителя продукции конкурента

Г) технологии, которые используются в производстве, и их влияние на качество

Д) услуги предоставляемые производителям продукции

Е) операционные показатели:

- время производственного цикла

- сравнение времени, в течение которого производится продукт

- надёжность оборудования

- доля нового или изношенного оборудования

- количество отходов

- затраты электроэнергии на единицу продукции

- время необходимое для изменения процесса

- объемы незавершенного производства

- необходимое время для учета изменяющегося спроса на рынке

- время необходимое для внедрения новой продукции

Ж) показатели конкурентоспособности:

- поддержка научных исследований

- совместное обсуждение технологических нововведений с поставщиками и продавцами.

- доля средств, которая направляется на осуществление долгосрочных проектов

- работа с персоналом

- уровень информационных систем и наличие информационной базы

3) пересмотр или уточнение продукции или процессов

4) выбора приоритетного объекта для сравнения:

- где больше всего необходимы улучшения

- в каких областях наша организация наиболее далека от полного удовлетворения потребителей

- улучшение в каких областях дадут наибольший эффект при сравнительно небольших вложениях ресурсов

- какое подразделение производит больше всего брака

- где наблюдаются самые большие потери времени

- где существуют узкие места

5) выбор партнёра для сравнения:

- мнение экспертов и специалистов в организацию

- мнение специалистов в других организациях и отраслях

- анализ деятельности организации своей отрасли

- анализ деятельности прямы конкурентов

- анализ деятельности лидирующих компаний

- годовые отчеты компании

- печатные издания отрасли

- проведение собственных исследований

- интернет и библиотеки

6) установление уровня сбора данных

- проведение опросов

- работа с консультантами

- личный опрос

- посещение предприятий компании

7) сбор данных и их анализ:

- подготовка перечня ключевых вопросов

8) определение разрыва (разница между настоящим состоянием организации и тем состоянием, в котором бы хотели находится)

- позитивный

- нулевой

- негативный

9) оценка возможного уровня достижения в будущем:

- разработка планов на будущее

- определятся темпы улучшения

10) представление результатов сравнения:

- получение поддержки руководства

11) установление целей и разработка планов действий:

12) внедрение плана

13) проверка текущего процесса (насколько хорошо организация использует инструменты сравнения):

- воспринял ли персонал улучшения эффективными

- смогли ли мы заинтересовать сотрудников компании

14) оценка движения цели:

- разработка системы измерений и отчетности

15) пересмотр целей и возврат к первому шагу

 

Фазы обучения в процессе бенчмаркинга:

- осознание наличия проблемы

- определение и выявление, что известно и от кого

- получение информации и знаний

- внедрение и практика для укрепления знаний

- закрепление удачных способов действий и улучшение работы предприятия

- тренировка способностей использования вновь приобретённых знаний

 

 

Инновация продукции

инновация продукции (процесс обновления сбытового потенциала предприятия)

Причины провалов инновационного продукта:

- дальнейшая модернизация оказывается не нужной

- неконкурентоспособный продукт

- появляются дефекты на этапе использования продукции

- непонимание внешней среды

- резкое снижение цен у конкурентов на аналогичные продукты

Модель процесса инновации продукта:

- сигналы среды

- сигналы объединяются с входной информацией общей стратегии бизнеса компании

- процесс генерирования идей нового продукта

- изобретение доводит идею до уровня жизнеспособности

- выход нового продукта и услуги на рынок

- анализ результативности

Моменты для качественного выполнения этих шагов:

 - интеграция – объединение знаний всех специалистов

- параллельные усилия

- изучение

 

Ключевой фактор понимания своего потребителя:

- понимание чётких границ нашего сегмента

- понимание динамики развития рынка

- прогнозирование рынка

- регулярная работа с потребителем

- постоянное взаимодействие

- выведение информации о перспективах развития спроса

- методика «голос потребителя» (развертывание функции качества QFD) – потребитель является главным источником формирования потребительских качеств

- обработка технологических сигналов

Способы обеспечения процесса обработки технологических сигналов:

- технологическое прогнозирование

- диверсификация научно-технических связей

Какая информация является исходной для подразделения компании:

- информация о потребностях и возможностях рынка

- информация о внешних технологических возможностях

- информация о внутренних технологических возможностях

- общая стратегия бизнеса

Концепция продукта:

- определение цели создания продукта и оценка преимуществ

- сущность продукта

- назначение продукта

- значение продукта для потребителя

Основные способы достижения успеха на данном этапе:

- наличие четкой структуры и методик инновации продукта

- тестирование концепций

- анализ перспектив для обеспечения процесса принятия решения

- выбор правильной концепции

 

Разработка продукта - тратится 60-70%

 

Цели одновременного инжиниринга:

- сокращение времени между стадиями традиционной последовательности разработки продукта

- минимизация издержек

- обеспечение и повышение качества продукта

- привлечение доли рынка за счет раннего выхода с инновационной продукцией

Подходы, которые могут обеспечить эффективность этапа разработки продукции:

- структурирование процесса с выделением его отдельных стадий

- тесное сотрудничество подразделений

- общее стратегическое видение

- взаимная ответственность

- хорошая организационная структура работ по проекту:

а) функциональная структура

б) структура с участием менеджера легковеса (возлагается работы по координации деятельности подразделений)

в) менеджер тяжеловес

г) команда по реализации проекта

 

Развертывание функции качества на этапе разработки производства:

- определяются крайне необходимые для покупателя свойства продукта и ранжируются по их значимости

- различные конструкции, которые влияют на качество продукции

- соотносим параметры продукта и требования покупателя

- сравниваем восприятие покупателя нового продукта фирмы и продукта конкурентов

- исследование взаимодействия и взаимовлияния различных параметров конструкции

Разработка рынка (целесообразно проводить с разработкой продукта), что должны выяснить:

- как будут реагировать на новый продукт потенциальные покупатели

- как повлияет новый продукт на продукты, которые он заменяет

- как будет действовать конкурент

- какова реакция посреднических структур на выход новой продукции

Основные характеристики потребностей, влияющие на поведение покупателя:

- объект потребности

- новизна потребности

- сложность потребности

- ясность потребности

- частота возникновения потребности

- длительность допустимого использования

 

Разработка стратегий

- сосредоточенность или учет стратегии компании

- аудит текущей деятельности (оцениваем все существующие производственные ресурсы структурные (что непосредственно участвует в производстве) и инфраструктурные)

Два подхода осуществления аудита:

- по стадиям, по этапам рассматриваем все элементы процесса и оцениваем сильные и слабые стороны по отношению к сигналу.

- рассмотрение основ технологического процесса нашей компании (быстрее по времени, но больше затрат)

Инновации

 

Оформление отчетов – ГОСТ 2.105-95

Инновация – результат творческой и инвестиционной деятельности, направленный на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг, технологий и организационных форм.

Цель – повышение конкурентоспособности фирмы, товара, услуг и повышения за счет этого прибыли фирмы.

Факторы:

- психологический и интеллектуальный мотивы

- демографический

- экономический

- социокультурный

Источники и инициаторы инноваций:

- ученые

- изобретатели

- предприниматели

- творческие люди

- ученые, выдвигающие гипотезы, писатели, художники

- политические и государственные деятели

- военные начальники

 

Классификация инноваций:

1) По сферам применения:

- технологические (повышение качества товаров и услуг и используемых технологий)

- экономические

 - социально-политические (социальные движения)

- государственно-правовые (новые формы организации власти)

- инновации в духовной сфере

- военные

2) По уровню новизны:

- эпохальные (раз в несколько столетий)

- базисные (в радикальных изменениях в технологической базе)

- улучшающие (модификация базисных инноваций)

- микроинновации (улучшение отдельных параметров продукции)

- псевдоинновации (ложные пути человеческой изобретательности)

- анти (носят реакционный характер)

3) Пространственная сфера инноваций:

- глобальные

- региональные

- национальные

- региональные

- локальные

- точечные



Инновационный процесс

 

Инновационный процесс - совокупность этапов, стадий с момента зарождения, связанная с подготовкой и выпуском новой продукции, а также её потреблением и применением, приводящие к коммерческому использованию.

Свойства инноваций:

- новизна (научно-техническая)

- производственная применимость

- коммерческая реализуемость

3 логические формы инновационного процесса:

- простой внутриорганизационный (использование новшества внутри одной компании)

- простой межорганизационный (новшество – объект купли-продажи)

- расширенный инновационный (появление новых производителей, нововведений)

2 фазы преобразования инновационного процесса в товарный:

- создание и распространение

- диффузия – процесс, посредством которого передаётся по коммуникационным каналам между членами социальной системы о времени.

Скорость диффузии определяется 3-мя факторами:

- формы принятия решений

- способы передачи информации

- свойствами социальной системы и самого нововведения

- развитие коммуникаций

Свойства инноваций – 3 характеристики:

- относительные преимущества

- совместимость

- сложность

Субъекты инновационного процесса с точки зрения потребителя:

- новаторы (легко воспринимают)

- ранние реципиенты (присматриваются)

- раннее большинство и отстающие

Этапы инновационного процесса:

- фундаментальные исследование

- прикладные исследование

- разработка

- проектирование

- создание

- освоение

- промышленное производство

- маркетинг

- сбыт

Инновационный рынок:

1) Первичный (продавцы продают конечным потребителям продукцию)

2) Вторичный (продают средства производства)

Формы передачи инноваций (зависят от цены и распределения рисков между продавцами и покупателями):

- приобретение патента, лицензии или ноу-хау

- наём на работу специалистов

- заказ ниокр

- покупка продукции

- покупка установки под ключ

- совместное предприятие

- поглощение или приобретение предприятия

- инвестиционный проект

 

 

Участники инновационного рынка:

А) финансовые участники (выходят с финансами)

- стратегические инвесторы (преследуют две цели: 1) получение прибыли от продажи старой продукции, изготовленной с использованием новых технологий или от нового товара, который выпускается предприятием 2) получения прибыли путем контроля над использованием (или неиспользованием) разработанной технологии

- венчурные компании (инвестирование в перспективное предприятие в обмен на пакет акций)

- бизнес-ангелы

- государственные программы поддержки инновационной деятельности (государственные фонды)

- финансово-кредитные организации (банки, лизинговые кампании)

- фонд Бортика (Фонд содействия предприятий в научно-технической сфере)

Б) выходят на рынок с результатами интеллектуальной деятельности:

- исследовательские центры (создание дочерних инновационных предприятий, развитие инновационной инфраструктуры – инкубаторы, технопарки, инновационо-технологические центры, центры трансфертных технологий)

- инжиниринговая кампания (управление проектами и организация бизнеса)

- инвестиционные сети и технологические брокеры (сведение между собой продавцов и покупателей инноваций) причины существования:

1) открытость мирового инновационного рынка

2) нестандартность процедуры поиска продавцов и покупателей

3) разные языки и культура разработчиков и бизнесменов

Классификация инновационных предприятий:

- предприятие осуществляет полный цикл ниокр

- организация занимается поисковыми работами, прикладными и окры

- прикладные и опытно-конструкторские

- окры

Классификация предприятий в зависимости от преобладающего типа инноваций:

- лидеры и последователи (лидеры - предприятия–инициаторы инноваций, последователи – реагируют на инновации лидеров, лидеры больше рискуют, но имеют больше прибыль)

- предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия

- предприятия, создающие новые потребности и способствующие, и предприятия, удовлетворению существующих потребностей

- предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, создающие инновации видоизменений

- предприятия, создающие инновации для применения в одной отрасли, и предприятия, для всех отраслей экономики страны

- предприятия, реализующие замещение ранее созданных технологий на новые, и предприятия, расширяющие технологии

- предприятия, создающие основные инновации, и предприятия, разрабатывающие дополняющие инновации

- предприятия, реализуют инновации-продукты, и предприятия, реализуют инновации-процессы

- предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, создающие для старых


Классификация предприятий по глубине создаваемых нововведений:

- предприятия, занимающиеся регенерированием первоначальных свойств продуктов и процессов

- предприятия, инициирующие инновации для увеличения производительности и повышения эффективности действующих процессов

- предприятия, ориентирующие свою деятельность на внедрение новшеств, связанных с изменением существующей производственной системы

- предприятия, создающие инновации на отдельных элементах производственной системы

- предприятия, создающие инновации, направленные на частичное улучшение элементов данной производственной системы без существенного изменения в целом

предприятия, разрабатывающие новое поколение технологий и продукции без изменений базовых конструкций и структур

- предприятия, инициирующие новые виды производственных систем

- предприятия, создающие новые роды техники и технологий

 

 


Оценка эффективности инновационной деятельности. Виды эффективности инновационных проектов

Оценка эффективности инновационных проектов:

- сфера действия эффекта (в экономике, науке, технике, социальных аспектах, экологии)

- мера распространения эффекта (производственное подразделение, всё предприятие, отрасль, в рамках региона или страны, сообщество нескольких стран)

- по результативности на всех стадиях инновационного процесса (начиная от исследования и заканчивая сервисным обслуживанием)

 

Оценка эффективности инвестиционного проекта:

- оценка эффективности всего проекта в целом (коммерческая и общественная эффективность)

- оценка эффективности участия в проекте (акционеры, предприятия-партнёры, структуры более высокого уровня (администрация городская))

Виды эффектов от инновационной деятельности:

1) в рамках экономического эффекта:

- прибыль от лицензионной деятельности

- прибыль от внедрения интеллектуальной собственности

- прирост объема продаж

- улучшение используемых производственных мощностей

- сокращение срока окупаемости инвестиций

- сокращение сроков капитального строительства

- улучшение используемых ресурсов

2) научно технический эффект:

- количество зарегистрированной интеллектуальной собственности

- уровень внедрения информационных технологий

- удельный вес новых технологий

- повышение коэффициента автоматизации производства

- повышение организационного уровня производства и труда

- рост количества публикаций (индекс цитирования)

- повышение конкурентоспособности на рынках промышленно-развитых стран

3) оценка социального эффекта:

- доходы работников

- повышение степени удовлетворения физиологических потребностей

- повышение степени безопасности работников

- повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей

- увеличение числа рабочих мест

- повышение квалификации работников

- улучшение условий труда и отдыха

- увеличение продолжительности жизни

4) экологический эффект:

- снижение вредных выбросов

- снижение отходов производства

- повышение эргономичности производства (сочетание удобства и комфортности)

- улучшение экологичности выпускаемых товаров

- снижение штрафов за нарушение экологического законодательства

 

Структура видов эффективности инновационной деятельности:

1) по степени распространения:

- региональная

- бюджетная

- коммерческая

2) по видам проявления:

- экономическая

- социальная

- научно-техническая

- экологическая

3) по стадиям воспроизводственного цикла продуктов труда:

- исследование

- проектирование

- производство

- реализация

- эксплуатация

- утилизация

4) По показателям оценки эффективности:

- абсолютные

- относительные

Основные принципы, используемые при оценке инвестиционных проектов:

- проект рассматривается на протяжении какого-то расчетного периода

- при экономической оценке рассматриваем все связанные с осуществлением проекта доходы и расходы

- сопоставимость условий сравнения различных проектов и предприятий

- рассматривается положительный и максимальный эффект

- сравниваем с проектом и без проекта, а не ситуацию до проекта и после проекта

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 238.