Тема 6. Стратегические решения и конкурентные преимущества организации
Лекция (4 часа)
Понятие конкурентных преимуществ. Определение и основные направления достижения конкурентных преимуществ предприятия (организации). Стратегии достижения конкурентных преимуществ на основе низких издержек и/или диверсификации продукции. Достижение конкурентных преимуществ на основе стратегий фокусирования, первопроходца и синергизма.
Семинарское занятие (4 часа)
Анализ конкурентных преимуществ организации. Подходы к формированию стратегии организации на основе ее конкурентных преимуществ. Стратегии следования за лидером и «догоняющего».
Самостоятельная работа (8 часов)
Классификация стратегий по критерию конкурентных преимуществ. Матрица конкурентных стратегий. Реализация матричного подхода в организациях различных отраслей.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – видов и методов организационного планирования и контроля при управлении операционной (производственной) деятельностью; сущности понятия «система», основных свойств систем при создании и развитии новых направлений деятельности;
умений – анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации при разработке стратегий управления человеческими ресурсами; различать субъект и объект управления при формировании новой бизнес - модели;
навыков – оценки принимаемым решениям, прогнозировать результаты своих профессиональных воздействий, принимать ответственность за свои профессиональные действия на основе знания структур рынков и конкурентной среды отрасли.
Тема 7. Диверсификация и ее роль в стратегическом менеджменте
Лекция (4 часа)
Понятие диверсификации, ее цели и мотивы. Основные виды (типы) диверсификации. Интеграция и диверсификация. Выгоды и издержки диверсификации. Стратегическое управление и основные формы объединений. Национальные и международные стратегические альянсы. Особенности управления объединениями и диверсифицированными предприятиями.
Семинарское занятие (4 часа)
Типы диверсификации, примеры диверсификации в российской промышленности и торговле. Управление диверсифицированными компаниями. Принятие решение о диверсификации бизнеса.
Самостоятельная работа (8 часов)
Интегрированные компании в нефтегазовом комплексе России. Нормативное обеспечение деятельности диверсифицированных и интегрированных компаний. Антимонопольное законодательство в России и его влияние на процессы диверсификации. Риски и потенциал диверсификации в России.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – принципов целеполагания при осуществлении стратегии, направленной на обеспечение конкурентоспособности организации;
умений – ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций в управлении проектом и программой внедрения инноваций;
навыков – составления финансовые документы учета и отчетности при разработке стратегий управления человеческими ресурсами.
Тема 8. Управление реализацией стратегических решений
Лекция (4 часа)
Способы определения стратегических альтернатив и возможные критерии их выбора. Сравнительные характеристики стратегических решений. Области стратегических изменений в организации. Условия реализации стратегии: организационная и производственная структуры, система управления, корпоративная культура и персонал и его квалификация в организации. Планирование реализации стратегии Взаимосвязь выбора и реализации стратегии и проектирования организационной структуры. Особенности контроля и координации в управлении реализацией стратегических решений. Проектирование систем управления.
Семинарское занятие (4 часа)
Проектирование систем управления. Основы выполнения стратегии. Приведение организационной структуры в соответствие со стратегией. Проектирование систем управления. Стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур управления: функциональной, региональной, децентрализованной, матричной и других. Перспективы адаптации организационных структур.
Самостоятельная работа (8 часов)
Проблемы реализации стратегии. Анализ стратегических изменений и их влияние на структуру управления. Характер преобразования организационных структур под влиянием изменения стратегий. Адаптивные структуры, организация управления проектом, организация с программно меняющейся структурой с точки зрения стратегического управления. Структура и функции, организационные формы и механизм системы программно-целевого менеджмента. Стратегическая структура как совокупность подразделений и должностных лиц фирмы, занятых практической реализацией стратегии. Методика выделения стратегических бизнес-единиц. Содержание постоянно действующего механизма перераспределения ресурсов, позволяющего корректировать бюджеты в соответствии с изменением целей или стратегий организации.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – видов управленческих решений и методов их принятия в управлении проектом и программой внедрения инноваций;
умений – управлять возникшей ситуацией, демонстрировать способности в решении задач с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
навыков – работы с финансово-хозяйственной документацией при управлении операционной (производственной) деятельностью.
Тема 9. Стратегические решения и поведение организации в отрасли
Лекция (4 часа)
Разработка стратегий инновационных предприятий. Стратегии предприятий зрелых отраслей. Разработка и реализация стратегий предприятий в отраслях, переживающих подъем и спад. Особенности разработки глобальной стратегии для предприятий, занятых внешнеэкономической деятельностью. Разработка и реализация стратегий организаций сферы сервиса и туризма. Опыт разработки стратегий российских предприятий.
Семинарское занятие (4 часа)
Инновационные стратегии. Роль технологии в стратегии бизнеса. Гибкость производства. Стратегия обновления и техническая политика фирмы. Классификация стратегий по жизненному циклу отрасли. Основные направления и особенности внешнеэкономической деятельности компании. Многонациональная и глобальная стратегии. Основные виды международных стратегий. Глобальная стратегия и конкурентное преимущество. Международные стратегические альянсы.
Самостоятельная работа (8 часов)
Поиск новых форм управления в соответствии с избранной моделью стратегического поведения фирмы. Нововведения в управлении и возможности их использования для реализации стратегий. Методика и организация нововведений в менеджменте. Обеспечение гибкости систем управления в процессе их построения для реализации стратегий. Матричное проектирование процессов менеджмента. Матрицы выбора стратегических процессов управления. Анализ и проектирование информационных технологий менеджмента. Перспективы компьютеризации менеджмента в процессе стратегического управления.
Изучение темы направлено на приобретение:
знаний – теории и концепции взаимодействия людей в организации на основе знания структур рынков и конкурентной среды отрасли;
умений – составлять операционные и производственные планы на основе знания структур рынков и конкурентной среды отрасли;
навыков – навыками деловых коммуникаций специальной терминологией и лексикой и составления документов, необходимых для документирования управленческих процессов при формировании новой бизнес - модели.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1.Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
1) Почему актуальность менеджмента как науки сегодня значительно выше, нежели ранее?
2) Чем наука управления может на деле помочь практике?
3) Когда возникает менеджмент как наука и что явилось главными предпосылками этого?
4) Каковы основные этапы (школы) управления? Кто явился наиболее ярким представителем каждой из этих школ?
5) Чем характеризуется управленческая деятельность в современных условиях?
6) Какие разделы менеджмента вы знаете и как они взаимосвязаны?
7) Чем схожа и чем отличается управленческая деятельность на разных ее уровнях?
8) В чем "стратегичность" управления на высшем уровне?
9) Что такое стратегический менеджмент? Каковы главные задачи стратегического менеджмента?
10) Почему к процессу стратегического управления применим термин "технология"?
11) Каковы основные элементы процесса стратегического менеджмента?
12) Что такое стратегическое видение руководства?
13) Что такое миссия и в чем ее значение для фирмы?
14) Каковы критерии формулирования миссии?
15) В каких терминах формулируется миссия, в каких терминах ее нельзя формулировать?
16) Что такое стратегические цели фирмы и чем они отличаются от "не стратегических"?
17) Примеры стратегических общефирменных целей.
18) Каковы основные критерии в постановке стратегических целей?
19) Каковы основные предпосылки для реализации целей?
20) Назовите внешние и внутренние факторы, определяющие стратегическую ситуацию.
21) Какова роль ситуационного анализа в успешной деятельности предприятия?
22) В чем предпосылка успеха фирмы на рынке, с т. зрения имеющихся ресурсов?
23) Назовите основные элементы анализа отраслевой и конкурентной среды.
24) Приведите несколько примеров доминирующих экономических характеристик.
25) Что такое движущие силы, в чем их значение для фирмы?
26) Зачем фирме выявлять КФУ на профильном рынке?
27) В чем польза для фирмы от построения карты стратегических групп?
28) Назовите 5 конкурентных сил Портера. Что они показывают?
29) Каковы основные направления усилий по предсказанию действий конкурентов?
30) Какую информацию должен содержать последний элемент АО и КС?
31) Перечислите элементы анализа внутренней среды фирмы.
32) Зачем необходимо идентифицировать текущую стратегию фирмы?
33) Какие основные рыночные стратегии вы можете назвать? В чем их отличия?
34) Что такое SWOT-анализ, в чем его значение и как он проводится?
35) Что такое цепочка ценности, зачем ее рассматривать?
36) В чем значение Portfolio-анализа, какие его модели вы можете назвать?
37) В чем связь стратегии и долгосрочного развития фирмы?
38) Что такое внешние и внутренние компетенции? Приведите примеры.
39) Каковы основные внешние и внутренние факторы, влияющие на окончательный выбор стратегии?
40) Каковы основные части стратегического плана фирмы?
41) В чем специфика отражения данных в стратегическом плане?
42) В чем суть приведения структуры организации в соответствие выбранной стратегии?
43) Как производится согласование бюджетов?
44) Зачем нужны политики, процедуры, правила?
45) В чем значение систем поддержки принятия административных решений?
46) В чем состоит кадровый вопрос реализации стратегии?
47) Какие цели решает создание системы вознаграждений?
48) Зачем фирме нужна корпоративная культура?
49) Что необходимо предусмотреть при разработке системы лидерства в компании?
50) В чем состоят трудности в осуществлении стратегического плана?
51) Каковы их основные причины?
52) Для каких целей разрабатываются контрольные процедуры?
53) Каковы возможные действия при расхождении плановых и фактических значений?
5.2.Перечень примерных заданий для самостоятельной работы
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации
2. Построение организационной структуры организации
3. Расчет показателей производительности труда на предприятии
4. Разработать схему реализации процесса контроля в организации.
5. Определять метод управления и стиль руководства в организации.
6. Разработать основные стадии процесса подготовки и принятия управленческих решений в организации.
7. Привести примеры использования функций управления на предприятии.
Примерная тематика рефератов
6. Оценка структуры нестабильности внешней среды на примере конкретной фирмы.
7. Анализ внутренней и внешней среды (микро- и макросреды) предприятия (на конкретном примере).
8. Анализ структуры стратегического потенциала фирмы (на конкретном примере).
9. Построение и оценка модели пяти сил конкуренции на конкретном примере фирмы.
10. Построение и оценка модели стратегических групп М.Портера на примере конкретной фирмы.
11. Построение и оценка модели национального ромба страны для конкретной отрасли народного хозяйства.
12. Оценка конкурентного статуса фирмы на конкретном примере.
13. Формирование глобальной и локальной целей фирмы. Построение и оценка “дерева целей” конкретной фирмы.
14. Анализ и разработка стратегии предприятия (на конкретном примере).
15. Оценка перспектив роста и изменения рентабельности стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) на конкретном примере.
16. Эволюция стратегического управления. Стратегическое видение.
17. Виды стратегического управления.
18. Школы и концепции стратегического менеджмента.
19. Целевые установки, корпоративные цели стратегического управления.
20. Стратегическое мышление (методы и технологии)
21. Стратегический анализ окружающей среды.
22. Стратегическая ориентация фирмы (концепция и технологическая модель).
23. Стратегическая оценка неопределенности и риска.
24. Комплекс внешних стратегий фирмы.
25. Стратегии внутрифирменного развития.
26. Типология фирм и их стратегии конкурентной борьбы.
27. Стратегический выбор позиций и формирование конкурентного статуса фирмы
28. Принципы и методы выбора стратегических позиций и стратегических зон хозяйствования
29. Применение матриц Бостонской консалтинговой группы, Томпсона - Стрикленда и др.
30. Разработка и принятие стратегических решений
31. Организация реализации стратегий (структура, функции, синергетика и креативность).
32. Разработка механизма синергетики.
33. Разработка концепции креативного менеджмента.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.