Не каждый феодализм — ленный феодализм в западном смысле. Наряду с ним имеется прежде всего:
A) пребендальный феодализм на фискальной основе.
Пребендальный феодализм на фискальной основе характерен для исламской Передней Азии и Индии в эпоху Моголов. Напротив, древнекитайский феодализм, существовавший до Ши Хуан-ти, был, по крайней мере частично, ленным феодализмом, хотя, конечно, в то же время и пребендальным. В Японии имел место ленный феодализм даймё, сильно смягченный контролем со стороны господина (бакуфу); лены самураев и буке были, однако, министериальными (часто апроприированными) пребендами, вносимыми в кадастр по объему уплачиваемой кокудаку — рисовой ренты.
Мы говорим о пребендальном феодализме, когда:
aa) происходит апроприация пребенд, т. е. рент, которые оцениваются и предоставляются согласно их доходности,
bb) апроприация — в принципе (даже если не всегда в реальности) — имеет исключительно персональный характер, а именно: осуществляется в соответствии с заслугами и соотносится иногда с продвижением по службе (так, по крайней мере, официально обстояло дело с пребендами тюркских сипаев),
cc) налицо не индивидуальное, свободное, личное отношение верности, возникающее через контракт побратимства с господином, в результате чего предоставляется лен (так обстоит дело при ленном феодализме), а определяемый в первую очередь фискальными целями, в остальном имеющий патримониальный (часто султанистский) характер союз на основе сборов , что в основном и выражается в раздаче обложенных налогом зафиксированных в кадастре источников дохода.
Ленный феодализм возникает, хотя и не обязательно, но очень часто на основе (почти) чисто натурально-хозяйственного, а именно личного удовлетворения потребностей политического союза (обязанности лично участвовать в управлении и воинской службы). При этом возникает задача создания — вместо необученного и экономически неустойчивого, не способного к самообеспечению призывного войска — профессионально оснащенной, связанной личной честью рыцарской армии. Возникновение пребендального феодализма вызывается обычно изменением денежнофинансового поведения (регресс к натуральному финансированию) и может иметь место
αα) с целью переноса рисков неравномерности поступлений на предпринимателя, т. е. своего рода откуп налогов в обмен на
aaa) обязанность поставки определенного рода солдат и военных орудий (всадников, иногда военных повозок, доспехов, обозов, иногда пушек) для патримониально-княжеского войска (в средневековом Китае — поставка воинов отдельных родов в расчете на единицу территории).
Иногда цель состояла также (или только) в
bbb) финансировании расходов по гражданскому управлению или
ccc) перечислении фиксированной суммы налогов в княжескую кассу (как это часто бывало в Индии).
Соответственно, чтобы облегчить выполнение этих обязанностей, давалась возможность
ddd) апроприации господских прав разного объема сначала с возможностью ее прекращения и обратного выкупа, а при отсутствии средств у господина — часто фактически окончательной. Такие окончательные апроприаторы становятся тогда, как минимум, крупными землевладельцами, часто же они получают во владение еще и большой объем союзных господских прав.
Это происходило прежде всего в Индии, где именно так возникали землевладения заминдаров, джагирдаров и талукдаров[219]. Но также и на большей части переднеазиатского Востока, как показал К. Г. Беккер (который впервые правильно увидел отличия от ленной системы Запада). Первоначально идет аренда налогов, потом из этого получается землевладение. Так, румынские бояре являются потомками самого смешанного общества на земле — евреев, немцев, греков и т. д., которые вначале в качестве откупщиков налогов присваивали права господина.
Причиной появления структур пребендального характера становилась также
ββ) неспособность выплаты жалованья патримониальному войску, что вело к присвоению офицерами и войском налоговых источников — земли и подданных, которое легализовывалось задним числом.
Знаменитые великие ханы империи халифата — источник или образец всех восточных апроприаций вплоть до армии мамелюков (которая формально была армией рабов).
Это, правда, не всегда ведет к кадастрово упорядоченной системе пребенд, однако близко ей и может к ней вести.
В какой мере тюркские сипайские лены были ленами и в какой пребендами, мы здесь разбирать не будем; формально они предполагали продвижение по службе и учет заслуг.
Ясно, что оба типа феодализма могут незаметно переходить один в другой, поэтому однозначное причисление какого-то явления к тому или иному из них редко возможно. Кроме того, пребендальный феодализм очень близко соседствует с чистой пребендализацией, и между ними тоже существуют незаметные переходы.
По неточной терминологии, наряду с ленным феодализмом, покоящимся на свободном контракте с господином, и с фискальным пребендальным феодализмом имеется еще один вид:
B) так называемый полисный феодализм, основанный на (реальном или фиктивном) синойкизме землевладельцев с равными правами, чисто военным жизненным стилем и высоко ценимой сословной честью. В экономическом отношении его обеспечивает клерос — земельный надел, который лично апроприирован и может наследоваться обладающими определенными характеристиками индивидами; он обрабатывается рабами (состоящими в групповом, сословном владении) и дает возможность самоэкипировки.
Такое положение, существовавшее только в Элладе (а во всей полноте — лишь в Спарте) и выросшее из мужского дома, если и можно назвать феодализмом, то лишь с оговорками по причине специфических сословных представлений о чести и рыцарском стиле жизни. Хотя в Риме выражение fundus соответствует эллинскому χλήρος (клерос), не существует, однако, сведений о том, что курия (curia, coviria есть римский аналог эллинского αγδρεϊογ — мужской дом) могла быть организована таким же образом.
В самом широком смысле все основанные на сословных привилегиях военные слои, институты и конвенции обычно называются феодальными. Но такого понимания мы здесь будем избегать как неточного.
C) Еще один сомнительный тип именуется феодализмом по противоположной причине: здесь хотя и имеется переданный в лен объект, но отдан он
1) не в силу свободного контракта (побратимства с господином или товарищами по сословию), а по приказу собственного (патримониального) господина, или же, хотя и свободно, но
2) не по причине благородного рыцарского стиля жизни или
3) ни по одной из этих причин,
а представляет собой:
(к п. 1) служебное поместье рыцарски живущего, но зависимого, или
(к п. 2) служебное поместье свободно нанятого воина, но не рыцаря, или, наконец,
(к п. 3) служебное поместье клиента, колона, раба, который используется как воин, т. е. в нашем смысле — пребенда.
Пример к п. 1: западные и восточные министериалы, самураи в Японии.
Пример к п. 2: на Востоке, например, первоначально у птолемеевских воинов. Обстоятельство, состоящее в том, что позднее в силу наследственной апроприации служебной земли стала также апроприироваться воинская профессия, есть типичный продукт развития в направлении литургического государства.
Пример к п. 3: типично для так называемой касты воинов в Древнем Египте, мамелюков в средневековом Египте, клейменых восточных и китайских воинов (не всегда, но часто получавших землю в лен) и т. д.
Здесь неправильно говорить о феодализме еще и потому, что имеются в виду (в данном случае, по крайней мере, формально негативно привилегированные) чисто военные сословия. Об этом пойдет речь в главе 4[220].
Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.