Вообще, поиск и нахождение "феномена системности", строжайшей соподчиненности во взаимосвязях любых властных структур, иерархичности были неизбежны в условиях господства административно-командного режима.
Начало отказа от такого подхода возвестили изменение и дополнение Конституции Российской Федерации 1978 г., в соответствии, с которыми местные Советы были выведены из системы представительных органов государственной власти и включены в систему местного самоуправления. В Конституции был закреплен и сам институт местного самоуправления. В целом же это были половинчатые и непоследовательные – хотя и программные – меры на пути признания и развертывания идеи местного самоуправления.
Конституция 1993 г. завершила и юридически закрепила процесс признания и развертывания местного самоуправления. Правда, еще сохранилось немало нерешенных проблем, которые ждут регламентации в соответствующих федеральных законах РФ.
Положения и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в других правовых актах и документах, научные публикации позволяют определить, что же такое местное самоуправление. Выделим наиболее существенные признаки этого понятия.
1. Местное самоуправление – один из основополагающих принципов конституционного строя РФ и осуществления власти в государстве.
2. Местное самоуправление – право граждан, населения (местного сообщества) на самостоятельное ведение местных дел и решение вопросов местного значения.
3. Местное самоуправление – это и способ, и форма организации власти граждан (населения) на местах, обеспечивающие самостоятельное решение вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций.
4. Местное самоуправление – это система, состоящая из совокупности демократических организационных форм (выборов) и институтов прямой, непосредственной демократии (референдумов), других форм прямого высказывания Посредством выборных и других органов местного самоуправления реализуются его цели, задачи и функции.
Сказанное выше синтезировано в развернутом определении местного самоуправления, сформулированном в ст. 2 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: местное самоуправление в Российской Федерации есть признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 461
местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
§ 2. Структура, принципы организации деятельности, компетенция. Рассматривая систему (совокупность) органов, звеньев местного самоуправления, необходимо выделить, хотя бы условно, три ее составные части.
1. Собственно органы местного самоуправления, к которым относятся выборные представительные органы местного самоуправления (собрания представителей – думы, муниципальные комитеты и т. п.). 2 Другие органы (ст. 14, п. 1 цитируемого Федерального закона), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований (городских и сельских поселений и др.). Это главы администрации, мэры, старосты и т.п. Администрация является исполнительно-распорядительным органом (аппаратом) главы местного самоуправления. 3 Органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты и т. п.). В отличие от прежней Конституции (1978 г.), они не упоминаются в Конституции 1993 г. Однако эти органы реально существуют, выполняют многообразные и полезные функции, их статус нуждается в соответствующем правовом регулировании и совершенствовании. Частично статус территориального общественного самоуправления урегулирован в ст. 27 Федерального закона об общих принципах местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление – это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (микрорайонов, кварталов, улиц и других территорий) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом муниципального образования указанные органы могут являться юридическими лицами.
Организация и деятельность местного самоуправления строятся на следующих принципах, определенных Конституцией и федеральным законодательством.
1. Самостоятельность местного самоуправления, означающая свободное и независимое рассмотрение и решение им вопросов, составляющих его компетенцию. Автономность местного самоуправления, подчеркивающая его значительную самостоятельность, ограничена пределами его полномочий, конституционно-правового статуса;
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.