только в рамках своей, принадлежащей ему компетенции и правового статуса в целом, местное самоуправление самостоятельно, но не вправе выходить за эти рамки.
2. Гарантированность местного самоуправления, означающая обязательство государства в лице его федеральных и региональных органов власти не только не препятствовать законной деятельности самоуправленческих структур, но и создавать благоприятные условия, в частности, своевременно принимать законы и иные правовые акты по вопросам местного самоуправления, правовыми и иными (материальными, организационными) средствами защищать сферу местного самоуправления. Проблемам правовой защиты и обеспеченности местного самоуправления был посвящен Указ Президента РФ о гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации от 22 декабря 1993 г.
В правовой литературе приводятся различные перечни принципов местного самоуправления. Например, В.И Фадеев к числу принципов относит также следующие: а) организационная обособленность местного самоуправления; б) многообразие организационных форм местного самоуправления; в) соразмерность полномочий местного самоуправления его материально-финансовым ресурсам.
Остановимся на многообразии организационных форм местного самоуправления.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Субъекты РФ (республики, края, области и др.) закрепляют основы и формы осуществления местного самоуправления с учетом исторических и иных условий и местных традиций. Конечно, значительные особенности имеют структура, формы осуществления самоуправления в городских, сельских поселениях, на территории районов, городов – областных (краевых) центров. В Конституции лишь установлено, что структура местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В то же время в правовых актах субъектов РФ могут содержаться нормы и положения относительно типовых, примерных структур и форм местного самоуправления применительно к разным категориям поселений.
Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления достаточно четко и развернуто разграничил полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления.
Согласно ст. 4 указанного закона к полномочиям органов государственной власти РФ в данной области относятся:
Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 463
1) принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3) обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации обязанностей государства в области местного самоуправления;
4) регулирование законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
5) наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
6) установление государственных минимальных социальных стандартов;
7) регулирование отношений между федеральным бюджетом и местными бюджетами;
8) принятие федеральных программ развития местного самоуправления;
9) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти;
10) регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
11) обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
12) установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
13) установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
14) регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
15) осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
16) регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях;
464 Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
17) регулирование основ муниципальной службы.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:
1) принятие и изменение законов субъектов Российской Феде рации о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации,
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность,
4) регулирование отношений между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления,
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления,
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
13) регулирование законами в соответствии с настоящим Федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных объединений.
Теперь о соотнесении Конституцией полномочий местного само-
Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления 465
управления с его материально-финансовой базой, которую составляют находящиеся в его ведении и управлении муниципальная собственность, местные бюджет, налоги и сборы, иные материальные и финансовые средства и источники. Вопрос о материально-финансовой базе требует четкого и развернутого регулирования в федеральном законодательстве и законодательных актах субъектов РФ по вопросам местного самоуправления. Только тогда можно будет соразмерить полномочия местного самоуправления с его материально-финансовыми ресурсами. В Конституции же предусмотрено только частичное решение данной проблемы: в ч. 2 ст. 132 говорится, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств.
Более развернуто вопрос о финансово-экономической основе местного самоуправления регламентируется главой V Федерального закона об общих принципах местного самоуправления. Во-первых, в этой главе определяется экономическая основа местного самоуправления. Эту основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Во-вторых, муниципальная собственность, в состав которой, входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Вопрос о территориальной основе местного самоуправления регулируется ст. 131 Конституции Указано, что местное самоуправление осуществляется в городах, сельских поселениях и на других территориях. В соответствии с Положением об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы предусматривалась следующая территориальная основа местного самоуправления.
В городах и сельских поселениях с населением до 5 тыс. человек местное самоуправление может осуществляться непосредственно населением через собрания, сходы, а также выборным гла-
Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.