Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

других источников для выполнения программ социально-экономического развития соответствующей территории.

Финансовыми средствами, поступившими от местной администрации, орган территориального общественного самоуправления распоряжается самостоятельно и использует их для выполнения программ социально-экономического развития территории и улучшения условий жизни населения.

Контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью органов территориального общественного самоуправления осуществляет население с использованием различных форм непосредственной демократии. Специальный контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью указанных органов осуществляет ревизионная комиссия, избираемая на общем собрании (сходе), конференции граждан.

Совет (комитет) самоуправления микрорайона, поселковый, сельский комитет из своего состава избирает председателя и секретаря, определяет, какими вопросами будут заниматься эти и другие лица, избранные в состав органа; образует, если требуется, рабочие комиссии, группы по направлениям деятельности.

Совет (комитет) самоуправления микрорайона, поселковый, сельский комитет самостоятельны в осуществлении своей деятельности в рамках полномочий, финансовых и материальных возможностей.

Предприятия, учреждения, организации, граждане и их объединения, заключившие договоры с органом территориального общественного самоуправления, в том числе на выполнение работ, участие в хозяйственной деятельности и т.д., должны выполнять взятые на себя обязательства. Они возмещают в полном объеме ущерб, причиненный в результате их неправомерных решений, действий или бездействия, органу территориального общественного самоуправления, интересам граждан, окружающей среде. Соответствующие споры разрешаются в суде или арбитражном суде.

Материально-финансовая база местного самоуправления. Мы частично уже касались данного вопроса. Рассмотрим его подробнее. Чтобы реально осуществлять сложные и многообразные задачи и функции, эффективно решать местные социально-экономические проблемы, местное самоуправление должно располагать необходимой материально-финансовой базой, быть достаточно самостоятельной организацией.

При законодательном регулировании вопросов финансово-ресурсного обеспечения местного самоуправления в России вполне можно ориентироваться на нормы Европейской Хартии местного самоуправления. Представляют интерес следующие основные положения статьи 9 ("Источник средств органов местного самоуправления"):


Глава 27. Конституционно-правовые основы местного самоуправления                         475

органы местного самоуправления имеют право в рамках национальной экономической политики на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций; финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставляемым им Конституцией или законом полномочиям; по меньшей мере, часть денежных средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом; находящиеся в распоряжении местных органов самоуправления финансовые средства должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать за изменением издержек, возникающих при осуществлении компетенции местных органов; зашита более слабых – в плане финансового обеспечения – органов местного самоуправления требует введения процедур финансового выравнивания или эквивалента мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов и лежащих на них расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции1.

Материально-экономическую основу местного самоуправления составляет прежде всего муниципальная собственность. Владение, пользование и распоряжение этой собственностью, согласно ч. 1 ст. 130 Конституции РФ, обеспечивает местное самоуправление. Данная норма говорит о населении соответствующей территории, на которой осуществляется местное самоуправление, как о субъекте права муниципальной собственности. Специфика муниципальной собственности состоит в том, что ее объекты носят целевой характер, т.е. предназначены для решения вопросов местного значения, удовлетворения жилищно-комунальных, социально-культурных, бытовых потребностей населения соответствующих территорий.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных единиц находятся имущество органов местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, городского транспорта, другие объекты коммунального обслуживания). В соответствии с законодательством о местном самоуправлении в муниципальной собственности

1Народный депутат 1993. № 11. С. 58.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 202.