Из статьи К. Гавличека-Боровского

«Славянин и Чех»

В статье, опубликованной в газете «Пражске новины» (1846), излагаются содержание, цели и задачи национального движения. Пересматривая концепцию славянской общности, решительно выступая против романтической теории «единого славянского народа», К Гав-личек-Боровский сформировал представление о чехах как о самостоятельном народе.

Одновременно с пробуждением национального духа и деятельности во имя высоких идеалов на родине у нас появилась идея славянства, вернее, вновь пробудилась к жизни, только лишь с большей силой и с большими надеждами, чем раньше, в давние времена.

Русских, поляков, иллиров и других славян каждый называл своими братьями, радел об их успехах так же, если не больше, как о судьбе своего народа, а самые практичные вынашивали в сердце своем полную убежденность, что со временем все 80 миллионов славян (да еще с теми, что за эти годы прибавятся) будут иметь единый литературный язык, одни и те же симпатии и проч., что называть не полагается, да и нельзя, короче говоря, что все они составят единый народ в том смысле, как, например, французы и др. являются единым народом...

Эта славянская идея широко распространилась и глубоко проникла в жизнь в первую очередь у нас и в Иллирии, принеся несомненную пользу нам и иллирам. Однако эта популярность как раз и сослужила ей плохую службу, вызвав те издержки и вредные последствия, что подобно шлаку всегда примешиваются в этом мире к любому полезному делу...

Итак, переходя прямо к делу, я выражаю свое твердое и неопровержимое убеждение, что славяне, а именно русские, поляки, чехи, иллиры и т. д., не являются одним народом.

Эти слова, как объявление войны, они так важны, что потребуют подробного объяснения. <...> Кому когда-либо приходило в голову говорить о романском либо германском народе? Кому придет на ум

называть итальянца братом испанца и француза, либо причислять к одному народу англичанина и немца? Однако же как испанцы, португальцы, французы, итальянцы - романские народы, а немцы, датчане, шведы, норвежцы, голландцы - германские народы, точно так же мы, поляки, иллиры, русские и т. д., являемся славянскими народами, и имя славянин есть и должно всегда оставаться лишь географическим и научным понятием, но отнюдь не символом сердечной симпатии, с которой каждый народ произносит свое имя.

Как не следует быть порядочному человеку космополитом (кто утверждает, что любит всех, на самом деле не любит никого), как смешно было бы признаваться в индоевропейском патриотизме и сочинять о нем восторженные стихи, точно так же, хотя, разумеется, и в меньшей степени, ложен патриотизм всеславянский. Если же кто возразит, что, возможно, между славянскими народами не такая большая разница, как между романскими и германскими, это следует просто-напросто отрицать.

Даже если языки различных славянских народов и не столь сильно отличаются друг от друга, как отдельные германские и романские языки (хотя, например, голландский ближе немецкому, чем русский чешскому, а между французским и итальянским не большая разница, чем между русским и чешским), мы не должны все же забывать, что не только язык, но и обычаи, религия, правительство, образованность, симпатии и пр.- все вместе и есть национальность, а, следовательно, и различия между отдельными народами; принимая все это во внимание, говоря о славянских народах, не следует утверждать, что, например, русские и чехи, поляки и русские, иллиры и поляки стоят ближе друг к другу, чем любых два германских либо романских народа.

Время и обстоятельства издавна разделили великое множество людей славянского происхождения на четыре существенно отличные друг от друга нации, каждая из которых (исключая иллиров) давно уже является единой самостоятельной нацией и имела либо имеет все необходимое для того, чтобы быть нацией...

Хрестоматия по истории южных западных славян. – М., 1987.

Революция 1848 г. в чешских землях:

Дата: 2019-07-24, просмотров: 154.