Раздел VI. Конституционная система власти в РФ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

принципиально важный в связи с выборами депутатов Государственной Думы. Это Федеральная целевая программа повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации, одобренная Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. Она имеет широкий многоплановый и многоаспектный характер. В ней содержится ряд важных положений' правовое просвещение избирателей проводится по интенсивной программе как в период подготовки и проведения выборов Федерального Собрания и Президента РФ, так и сразу после назначения новых выборов либо референдума; программа имеет непрерывный цикл, системность форм и методов правового просвещения граждан, исходит из Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, который во главе с Конституцией и вместе с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы, другими правовыми актами составляет нормативно-юридическую базу избирательного права России.

В ст. 97-98 Конституции РФ определяются основные черты статуса депутата Государственной Думы и депутатского иммунитета. Установлен ряд требований, предъявляемых к лицам, которые могут быть избраны депутатами Государственной Думы (т.е. реализовать пассивное избирательное право). Такое физическое лицо должно быть гражданином РФ, иметь право избирать в органы государственной власти (активное избирательное право). Часть 1 ст. 97 устанавливает и возрастной ценз, равный 21 году, что объясняется необходимостью наличия жизненного опыта для успешного выполнения сложных депутатских обязанностей.

Для анализа статуса депутата Государственной Думы необходимо выяснить характер депутатского мандата. В Конституции признан принцип парламентаризма и отсутствуют такие составляющие признаки императивного мандата, как наказы избирателей депутатам и отзыв депутата избирателями, столь демагогически рекламировавшиеся в положениях и нормах прежних конституций, в других правовых актах советского государства. Исследователи проблем статуса депутатов Государственной Думы справедливо полагают, что мандат депутата данной палаты – это свободный мандат, поскольку избиратели не вправе определять позиции депутата, не дают ему обязательного наказа, он не связан правовыми обязательствами перед своими избирателями. Сказанное не означает, что депутат не обязан руководствоваться интересами народа. Ведь в ходе предвыборной кампании кандидат в депутаты разрабатывает и сообщает избирателям свою программу и план действий по ее реализации. В правовом же плане, став депутатом, он рассматривается в качестве представи-



Глава 23. Федеральное Собрание                                                                                             367

теля всего народа, а не избирателей определенного избирательного округа. Тем самым создается возможность выработки в представительном и законодательном органе позиции большинства депутатов, формирования и выражения воли народа в целом.

В ч. 2 ст. 97 зафиксировано, что одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Установлена также несовместимость мандата депутата Государственной Думы с депутатским мандатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Данное ограничение является вполне демократическим и разумным, оно позволяет депутату независимо от влияний, связанных с его возможным вхождением в какие-либо иные властные представительные структуры, свободно и беспристрастно (с учетом партийной принадлежности, конечно) осуществлять деятельность, вытекающую из характера его статуса и соответствующую ему.

С приведенными положениями тесно связаны нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 97. Они требуют более детального раскрытия. Прежде всего, первая фраза данной части: "Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе". В современной России принцип профессионализма все больше утверждается во всех сферах государственной деятельности и на всех участках государственной службы. Включение этого принципа в данную статью Конституции делает его одним из основополагающих начал организации и деятельности государственных органов в целом. Это уже не просто конкретное выражение парламентаризма в том смысле, что работа депутатов в Думе является единственным видом их трудовой деятельности (что тоже не совсем так) и осуществляется профессионально и за денежное вознаграждение. Следует также учитывать, что значительная часть депутатов, помимо своей депутатской работы, активно реализует право заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, которая оплачивается и имеет ярко выраженный профессиональный характер.

Представляется верной правовая норма, запрещающая депутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Подобное ограничение понятно и объяснимо, поскольку направлено на недопущение зависимости депутатов от каких-либо государственных органов, предпринимательских организаций и частных интересов и лиц.

Запрет на совмещение должностей позволяет депутату сконцентрироваться на своей депутатской работе в парламенте и в избирательном округе, и, помимо этого, способствует реализации принципа разделения властей, суть которого состоит в запрете на совмещение



Дата: 2019-07-24, просмотров: 201.