I. Новая тема: «Системы внутренних органов».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Каким образом система дыхания связана с другой известной вам системой внутренних органов? Но сначала вспомним, органы каких систем относятся к ним? (Пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной, половой.)

2. Наука, изучающая строение и функции внутренних органов, называется спланхнологией (спланхе - внутренности). Что характерно для них? (Расположены в полостях тела; участвуют в обмене веществ.)

3. С какой системой внутренних органов вы уже знакомы? (Пищеварительной.)

4. Какую роль в обмене веществ выполняет эта система? (Вещества, поступающие в организм, должны сначала расщепиться, а потом из них синтезируются новые вещества, нужные организму.)

5. Синтез новых веществ - о каком типе обмена идет речь? (Пластический обмен.)

6. Что такое энергетический обмен? (Процесс распада органических веществ. При этом освобождается энергия химических связей, превращаясь в механическую, тепловую и т.д.) Действительно, человеку нужна энергия для физических движений, для движений ума.

7. Какие же вещества распадаются в первую очередь? (Углеводы. Жиры откладываются в запас.) При расщеплении белков тоже выделяется энергия. Целесообразен ли такой обмен, когда для энергетических затрат расщепляются белки?

Беседа.

Нет, белки - ценное пластическое вещество, которое идет на построение тела. Они входят в состав клеточных мембран. В состав мышечного волокна входит белок миозин. Белки - это гормоны, биологически активные вещества. (Учащиеся называют другие белки в зависимости от изученных тем.)

1. Какова же роль дыхательной системы в обмене веществ? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните: какая связь между пищеварительной и дыхательной системами? (В пищеварительной системе происходит расщепление органических веществ. Процесс расщепления, окислительно-восстановительные реакции происходят с участием кислорода.)

2. Почему без пищи человек может жить несколько дней, а без воздуха гибнет через несколько минут? (Питательные вещества могут откладываться в запас. А запаса кислорода в организме практически нет.)

3. Поговорка «Это нужно нам, как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Вратами для воздуха является дыхательная система. Как много в жизни человека связано с дыханием: и движение, и ум, и чувства!

Дыхание - в основе речи и пения. Даже обычный вздох бессознательно выражает душевное состояние. Наверное потому в греческой и славянской мифологии дыхание ассоциировалось с душой, сближаясь с такими понятиями, как дуновение, ветер, вихрь, крылатость. В книге Бытия сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою»

Через начало дыхательного пути - орган обоняния - вдыхается «дух жизни»! На одной из росписей Сикстинской капеллы Микеланджело передает момент, когда человек получает душу (репродукция). По дыханию можно определить и состояние человека (фонограмма «Психея». «Сон Психеи». Ц. Франк. Симфоническая поэма).

Спокойное, ровное дыхание уснувшей и вознесенной на небо прекрасной Психеи. Сбылись ее стремления, нашла она наконец-то своего суженого - бога Амура. Ей снится, как поклялась она ему никогда не пытаться увидеть его лица. Но, движимая любопытством, нарушила клятву. Вот, затаив дыхание, со светильником подходит она к спящему Амуру. Она узрела божественную красоту: золотую голову с пышными волосами, благолепно опустившиеся завитки локонов, одни с затылка, другие со лба свешивающиеся. Наклонившись, стала осыпать мужа поцелуями. Но лампа, лампа! Она брызнула каплей раскаленного масла на правое плечо бога. Почувствовав ожог, он проснулся, вздохнул, освободился от объятий супруги своей и улетел, не произнеся ни слова.

Это сказка Апулея, но, думаю, вы поняли, что не зря древние связывали душевное состояние с «обыденным» физиологическим процессом дыхания. (Возможно обсуждение отрывка.)

4. Как вы считаете, в чем заключается эта связь? (Предположения учащихся. Процесс дыхания регулируется нервной системой. Вероятно, есть в ц.н.с. центр, регулирующий дыхательные движения.)

Да, такой центр есть, он находится в продолговатом мозге.

И смех, рыдание, зевание - это своеобразно измененное дыхание с преимущественным участием то вдоха, то выдоха. И наше психическое состояние потому и проявляется внешне в виде усиления или задержки дыхания, сердцебиения, других изменений, потому что структуры мозга, контролирующие эмоции, связаны с высшим отделом вегетативной нервной системы - гипоталамусом.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.