Выполнение эскиза росписи вазы или тарелки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                      по мотивам греческой керамики (2 часа)

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с феноменом античной вазовой росписи.
  2. Воспитывать внимательное, уважительное отношение к искусству.
  3. Развивать эстетический вкус, способности к изобразительному и декоративному творчеству; развивать умение работать с различными художественными материалами.

Подготовительная работа.

  1. Формирование творческих групп по принципу психологической совместимости.
  2. Работа творческих групп в библиотеках со словарями, энциклопедиями, справочниками ( поиск сведений об античной керамике, история возникновения этого искусства, виды и назначение ваз).
  3. Выбор сюжета для росписи.
  4. Подборка искусствоведческого материала для работы над росписью.

Оборудование. Для учителя.

1.Книги по искусству: « Государственный музей им. Пушкина», «Пелика с ласточкой».

2. Таблицы, распечатки репродукций греческих ваз.

3.Видеофрагмент из фильма «Эрмитаж»

4. Современные керамические вазы.

Для учащихся. Поисковый материал. Альбомы, карандаши, акварельные и гуашевые краски.

План урока.

1. Организационный момент – 2мин

2. Беседа о древнегреческой керамике – 8 мин.

3. Просмотр фрагмента видеофильма – 2 мин.

4. Объяснение нового материала – 3 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся – 25 мин.

6. Анализ выполненных работ.

                                              Ход урока.

На доске – тема урока – Античная керамика.

Эпиграф к уроку:

« Прекрасные эти античные вазы

Понравились нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, вазы!» -

              подумали мы,

Другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

                                                               

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы гиганты,

То карлики вазы,

И каждая ваза - с рисунком – рассказом». (Звучит «Сиртаки»).

Зачитываю эпиграф. Я прочитала вам эти строчки из книги « Что я видел в Эрмитаже». Как вы думаете, почему я взяла эти строчки эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку?

Ученики. Потому что эти вазы расписаны рисунками.

Учитель. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой. Живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся образцах – фрагментах.

Что вам известно из истории о районе близ Афин – Керамика?

Ученик. Узкие, немощеные улочки, тротуаров не было, не было освещения. Тем не менее район Керамик был известен далеко за пределами Афин и даже всей Греции. Здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

Просмотр фрагмента видеофильма.

Учитель. А теперь посмотрите на эти вазы (ксерокопии форм греческих ваз)

Какую особенность вы можете отметить?

Ученики. Разнообразие форм.

Учитель. Греки считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем выявить назначение этих ваз.

Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, оливкового масла, воды, меда?

И почему?

Ученики. АМФОРА – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг она упадет, то зерна высыпется немного, так как у нее узкая шейка.

Учитель. А из какого сосуда греки пили вино?

Ученики. Из КИЛИКА. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, ее удобно держать.

Учитель. Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

Ученик. КРАТЕР – он объемный. ПКСИКТЕР – сосуд для охлаждения вина.

Учитель. В каком сосуде удобно носить воду?

Ученик. В ГИДРИИ – у нее две горизонтальные ручки и третья вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель. И, наконец – ЛЕКИФ – высокий, удлиненный. Он служил для хранения душистого масла и благовоний. Вообще у греков было более ста разновидностей сосудов. Мы познакомились только с некоторыми из них.

Зарисуйте схематично в своих альбомах контуры формы одной из ваз.

Учащиеся приступают к выполнению зарисовок форм ваз.

В конце урока работы анализируются и учащиеся получают задание сделать подборку сюжетов росписей древнегреческих ваз.

 

                                         

                          

 ПЛАН УРОКА № 2 по теме АНТИЧНАЯ КЕРАМИКА

  1. Организационная часть урока – 2 мин.
  2. Просмотр выполненных рисунков – 2 мин.
  3. Демонстрация фрагментов росписей древнегреческих ваз с пояснением о ЧЕРНОФИГУРНОМ И КРАСНОФИГУРНОМ стилях росписей – 8 мин.
  4. Беседа по книге «Пелика с ласточкой» о сюжетах росписей древнегреческих ваз.
  5. Самостоятельная работа учащихся с использованием поискового материала.- 25 мин.
  6. Анализ и просмотр выполненных работ – 8 мин.

ХОД УРОКА.

После проверки готовности учащихся к уроку рассматриваем таблицы и книги с изображением греческих ваз. Чем они отличаются друг от друга?

Ученики. На одних – черные фигуры, на других – красные.

Учитель. Значит греческие вазы бывают : ЧЕРНРФИГУРНЫЕ И КРАСНОФИГУРНЫЕ.

Чернофигурная роспись возникла раньше, потому, что она более простая. Вспомните, на какие периоды делится история Древней Греции?

Ученики. Архаика, классика и эллинизм.

Учитель. Действительно, чернофигурная роспись преобладала в период архаики. Или как его еще называют, в гомеровский период. Какова была техника чернофигурной росписи?

Ученик. Рисунок наносился густым черным лаком, секрет которого до сих пор неразгадан, на глиняный фон сосуда, детали рисунка процарапывались.

Учитель. Вначале преобладали вазы со строгим геометрическим орнаментом в виде изогнутой под прямым углом линии. Такой орнамент называется – МЕАНДР.

Зарисовываю на доске.

Позднее появляются более разнообразные рисунки, изображающие людей и животных. Это изображения Богов, мифологических сюжетов и сцен из повседневной жизни.

В конце 7 – начале 6 в. до н.э. в чернофигурной росписи происходят значительные изменения. Рассмотрим репродукцию одного из лучших произведений знаменитого греческого мастера ЭКСЕКИЯ «Дионис в ладье». Какой миф и как изображает мастер?

Ученики. Бог вина Дионис возлежит на корабле. Гибкие и тонкие лозы винограда с тяжелыми гроздьями оплетают мачту, а вокруг плавают дельфины. Это разбойники, которые похитили Диониса , а он их за это наказал – превратил в дельфинов.

Учитель. Эксекий – талантливый художник. Кажется, что корабль покачивается на волнах. Чернофигурная техника прекрасно отвечала задаче декоративного украшения ваз, однако условный рисунок ограничивал возможности художника в передаче движения.

 В конце 6 века до н.э. в вазописи происходит коренной перелом, чернофигурную роспись сменяет более совершенная – краснофигурная. Какова техника краснофигурной росписи?

Ученик. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон прокрывается черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями.                                                   

Учитель. Это позволяет объемнее изображать фигуры в пространстве, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны.

Яркими представителями краснофигурной росписи являются ЕВФРОНИЙ и ЕВФИМИД. Высокого мастерства достигли художники в эпоху классики! (демонстрируются росписи из альбома « Художественный музей им. Пушкина».

Таким образом, мы с вами увидели – на примере росписей ваз – живопись Древней Греции. Скажите, что чаще всего изображали древние греки?

Ученики. Сюжеты из легенд и мифов, сцены из повседневной жизни. А в центре этих росписей стоит человек.

Учитель. Главной задачей искусства для древних греков было воплощение идеального типа человека, гармонично соединяющего физическое и духовное совершенство. Красота в искусстве рождает в человеке благородное стремление к самосовершенствованию.

Каждый из вас тоже способен творить, творить по –своему. Пополним мою коллекцию ваз вашими рисунками. Вы уже нарисовали понравившуюся вам форму вазы. А сейчас приступайте к линейному рисунку росписи (наметить тонкими линиями карандаша предполагаемый сюжет).

… То вазы – гиганты.

То карлики вазы,

И каждая ваза – с рисунком –рассказом!

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу – горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

( и Гектор как видно лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то.

А это на лире играет Орфей,

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры …

А это… А это…

Но мы описать и не пробуем враз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Учитель раздает листочки с подборкой силуэтов фигуры человека, отснятых с репродукций греческих ваз, для того. Чтобы учащиеся могли вплотную изучать стили и приемы рисования.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе.

В ходе работы оказываю индивидуальную помощь в размещении рисунка на вазе.

В конце урока проводится выставка выполненных работ.

Назначаются дежурные.

                                  

           .

 

Естественнонаучные дисциплины

Урок географии в 6 классе

Крючкова Роза Михайловна,

учитель географии

высшей квалификационной категории

Дата: 2019-07-24, просмотров: 267.