Л.А. Воротынцева, учитель математики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Подготовка учащихся к ГИА в 9 классе

Экзамен по математике - это итог работы ученика и учителя, и поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.

Целенаправленная  подготовка учащихся начинается с 5 класса, постепенно в работы учащихся вводятся тестовые задания. Работая в среднем звене школы, принимая в 5 класс учащихся с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении отстающих в учёбе; развивается чувство неполноценности. Дети перестают верить в успех, у них появляется страх перед экзаменом.

Выход из этой ситуации - в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.

В начале учебного года во всех классах проводятся  входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По остаточным знаниям дети распределяются в 3 группы:

- первая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «3» (выполнение 7-9 заданий);

- вторая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «4» (выполнение 10-21 заданий);

- третья группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «5» (выполнение 22-34 заданий).

Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ГИА. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала, они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.

Для каждого класса определены образовательные результаты: в 5 классе учащиеся должны хорошо научиться выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, в 6-м хорошо усвоить действия с положительными и отрицательными числами, в 7-м – изучить формулы сокращенного умножения, в 8–м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы. Не могу не отметить важность устного счета. Учащиеся, которые владеют твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления, активно включаются в поисковую работу.

Для проведения устного счета по всем основным темам во всех классах, включая 11-й, приготовлены специальные задания в самых различных формах: от рабочих тетрадей и полиграфических сборников с тестовыми заданиями до электронных тренажёров. Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии в условиях большого объема выполняемых заданий оказывают существенную помощь.

Отработка алгоритмов решения задач происходит на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма достаточно часто (каждый урок или через урок) проводятся краткие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. С этими ребятами проводится индивидуальная работа во внеурочное время. При организации работы в группах часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не нужно спешить выставлять оценки в журнал, ценна возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”.

Обучение математическим алгоритмам в данном случае не вызывает опасений стандартизации мышления и подавления творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Ведь и поисковая, и проектная, и исследовательская деятельность также предполагает использование алгоритмов.

Серьезное внимание уделяется анализу содержания тестовых заданий.  Каждое задание соотносится с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение применить знания для решения математической задачи; применение знаний в практической ситуации.

Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, владение различными эквивалентными представлениями, умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту.    

Но даже умения решать задания по всем основным темам недостаточно. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для этого надо учить ученика работать с тестом по плану:

· Смотрим сколько заданий в тесте. Мы знаем, что достаточно выполнить половину.

· Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.

· Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.

· Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.

· Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.

· Вспоминаем весь имеющийся наличный запас, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

· Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы, пользуясь интуицией.

 

Интернет-ресурсы

http://www.prosv.ru

http://www.edu.ru

http://www.intellectcentre.ru

http:// www. mathege. ru

http://www. fipi. ru

  

 

 

Примерная схема урока

 

Вид урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.

Тема урока: «Способы решения систем уравнений».

Цель урока: более глубокое усвоение знаний по теме, высокий уровень обобщения, систематизации.

 

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с тестами, бланки ответов ГИА, карточки для дополнительной работы сильным ученикам

Учебные умения: 1. Решать системы уравнений, в которых одно уравнение второй, а  

                              другое первой степени различными способами: подстановки,

                              сложением, графическим.

                           2. Пользоваться бланками ГИА.

                           3. Вести жесткий самоконтроль времени выполнения заданий. 

 

 

Этапы урока Деятельность учащихся
Учитель сообщает тему урока, цели В тетради записывают число, тему урока
Актуализация знаний Учащиеся по презентации устанавливают соответствие между формулой и графиком.
Повторение Самостоятельно решают систему способом подстановки, способом сложения, графическим способом. Трое учащихся показывают решение на доске, остальные проговаривают алгоритмы решения всеми способами.
Физкульминутка (гимнастика для глаз. позвоночника). Выполняют упражнение
Отработка навыков. Выполняют несколько заданий из материалов ГИА (по слайдам).
Решение систем второй степени Решают системы на оценку: 2 человека на закрытых боковых досках, двое на месте. Остальные вместе с учителем решают различными способами системы.
Выполнение самостоятельной работы Повторяют вид и оформление бланков ГИА. Выполняют самостоятельную работу в бланках.
Проверка самостоятельной работы Бланки сдают, проверяют по тетрадям, в которых решали (по слайду).
Домашнее задание Получают дифференцированные задания: слабый уровень, средний, повышенный.
Рефлексия (Барометр настроения) Рисуют смайлики, как провели урок.

 

 

  

 

Борская средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»

муниципального района Борский

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.