Подготовка учащихся к ГИА в 9 классе
Экзамен по математике - это итог работы ученика и учителя, и поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
Целенаправленная подготовка учащихся начинается с 5 класса, постепенно в работы учащихся вводятся тестовые задания. Работая в среднем звене школы, принимая в 5 класс учащихся с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении отстающих в учёбе; развивается чувство неполноценности. Дети перестают верить в успех, у них появляется страх перед экзаменом.
Выход из этой ситуации - в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.
В начале учебного года во всех классах проводятся входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По остаточным знаниям дети распределяются в 3 группы:
- первая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «3» (выполнение 7-9 заданий);
- вторая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «4» (выполнение 10-21 заданий);
- третья группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «5» (выполнение 22-34 заданий).
Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ГИА. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала, они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.
Для каждого класса определены образовательные результаты: в 5 классе учащиеся должны хорошо научиться выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, в 6-м хорошо усвоить действия с положительными и отрицательными числами, в 7-м – изучить формулы сокращенного умножения, в 8–м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы. Не могу не отметить важность устного счета. Учащиеся, которые владеют твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления, активно включаются в поисковую работу.
Для проведения устного счета по всем основным темам во всех классах, включая 11-й, приготовлены специальные задания в самых различных формах: от рабочих тетрадей и полиграфических сборников с тестовыми заданиями до электронных тренажёров. Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии в условиях большого объема выполняемых заданий оказывают существенную помощь.
Отработка алгоритмов решения задач происходит на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма достаточно часто (каждый урок или через урок) проводятся краткие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. С этими ребятами проводится индивидуальная работа во внеурочное время. При организации работы в группах часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не нужно спешить выставлять оценки в журнал, ценна возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”.
Обучение математическим алгоритмам в данном случае не вызывает опасений стандартизации мышления и подавления творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Ведь и поисковая, и проектная, и исследовательская деятельность также предполагает использование алгоритмов.
Серьезное внимание уделяется анализу содержания тестовых заданий. Каждое задание соотносится с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение применить знания для решения математической задачи; применение знаний в практической ситуации.
Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, владение различными эквивалентными представлениями, умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту.
Но даже умения решать задания по всем основным темам недостаточно. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для этого надо учить ученика работать с тестом по плану:
· Смотрим сколько заданий в тесте. Мы знаем, что достаточно выполнить половину.
· Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.
· Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
· Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.
· Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.
· Вспоминаем весь имеющийся наличный запас, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
· Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы, пользуясь интуицией.
Интернет-ресурсы
http://www.prosv.ru
http://www.edu.ru
http://www.intellectcentre.ru
http:// www. mathege. ru
http://www. fipi. ru
Примерная схема урока
Вид урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Тема урока: «Способы решения систем уравнений».
Цель урока: более глубокое усвоение знаний по теме, высокий уровень обобщения, систематизации.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с тестами, бланки ответов ГИА, карточки для дополнительной работы сильным ученикам
Учебные умения: 1. Решать системы уравнений, в которых одно уравнение второй, а
другое первой степени различными способами: подстановки,
сложением, графическим.
2. Пользоваться бланками ГИА.
3. Вести жесткий самоконтроль времени выполнения заданий.
Этапы урока | Деятельность учащихся |
Учитель сообщает тему урока, цели | В тетради записывают число, тему урока |
Актуализация знаний | Учащиеся по презентации устанавливают соответствие между формулой и графиком. |
Повторение | Самостоятельно решают систему способом подстановки, способом сложения, графическим способом. Трое учащихся показывают решение на доске, остальные проговаривают алгоритмы решения всеми способами. |
Физкульминутка (гимнастика для глаз. позвоночника). | Выполняют упражнение |
Отработка навыков. | Выполняют несколько заданий из материалов ГИА (по слайдам). |
Решение систем второй степени | Решают системы на оценку: 2 человека на закрытых боковых досках, двое на месте. Остальные вместе с учителем решают различными способами системы. |
Выполнение самостоятельной работы | Повторяют вид и оформление бланков ГИА. Выполняют самостоятельную работу в бланках. |
Проверка самостоятельной работы | Бланки сдают, проверяют по тетрадям, в которых решали (по слайду). |
Домашнее задание | Получают дифференцированные задания: слабый уровень, средний, повышенный. |
Рефлексия (Барометр настроения) | Рисуют смайлики, как провели урок. |
Борская средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»
муниципального района Борский
Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.