Использование информационно-коммуникационных  технологий на уроках в начальной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на понятном им языке? Иначе говоря, как повысить эффективность учебного процесса? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ и учебно-методических комплексов. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения. Для подготовки уроков используется теоретическая база, сформированная Н.Ф. Виноградовой. Но теория без практики ничего не значит. В комплексе современных технологий ключевое место занимают информационно-коммуникационные технологии.  

Инновация в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Современные инновационные технологии позволяют внедрять адаптивную систему обучения и воспитания, формирующую личностные функции, связанные с самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, критичностью, креативностью. При проведении уроков и мероприятий необходимо использовать самые разнообразные формы: поиск, исследование, размышление, игру, театр, путешествие, защиту проектов, беседу за круглым столом, урок-эврику, урок-размышление, урок-конференцию, дискуссию, мозговой штурм, семинар, фестиваль, экспедицию, психологические тренинги, уроки-открытия и др. Правильно организованная работа позволит решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Все мы сталкиваемся с проблемой – традиционные формы обучения стали неинтересны ученикам. При этом не секрет, что когда ребятам интересно, когда они делают полезное и важное дело – лучше усваивается материал.

Как повысить качество обученности младших школьников? Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

· развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

· овладевать практическими способами работы с информацией;

· развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

· активизировать познавательную деятельность учащихся;

· обеспечивать индивидуальный подход к ученику;

·  проводить уроки на высоком эстетическом уровне.

    Структурные элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ:

1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала (к примеру, использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

2. Виды занятия (рассказ, лекция, беседа, мультимедиаурок, создание электронных и печатных материалов, виртуальная экскурсия).

3. Формы работы учеников: работа с источником, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.

4. Оценка качества обученности в форме тестирования. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом. 

       Большим подспорьем педагогу служат электронные учебники, пополняется библиотека авторских электронных презентаций: «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Солнечная система», «Животные - живые существа».

Использование ИКТ позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решить целый ряд задач – обеспечить наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность.

Интерес к чтению можно привить не только походами в библиотеку, но и посредством Интернета. На уроках литературного чтения организован поиск информации индивидуально или группами. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности.

       Информационно-коммуникационные технологии позволяют эффективно реализовывать метод проектов. Школьники включаются в проектную деятельность постепенно, начиная с 1 класса. В 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты по предметам: окружающий мир, ОЖС, ИЗО и художественный труд. При совместной работе учителя и ученика формулируются темы, цели, задачи, проблемы проектов, а также отбираются источники информации. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

    К числу современных образовательных технологий относится и система инновационной оценки - портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников, который ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами. Работа с портфолио начинается с 1 класса. К началу 4 класса они представляют собой папки с накопленным и рассортированным хозяином-учеником материалом. В конце 4 класса ребята проводят презентацию своих портфолио. Это отчёт по процессу образования, который позволяет увидеть «картину» значимых образовательных результатов, обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком контексте.

   Внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

                                   

 

Патровская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

муниципального района Алексеевский

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.