В современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности учащихся уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идёт неумение учителя организовать деятельность учащихся на уроке. Перед учителями базовой школы стоит важная проблема — пробудить интерес, не отпугнуть ребят сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики. Чтобы ученики хотели и умели получать знания, необходимо активизировать деятельность самих учащихся на уроке. Учебный процесс должен строиться так, чтобы ученики сами получали знания, а учитель являлся бы организатором этой деятельности. Основная цель традиционной деятельности педагога — увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от учителя к ученику. Основная цель современной педагогической деятельности — развитие способностей учеников и учителей, систематизация знаний. При этом увеличивается количество и качество знаний, но главным является то, что это происходит в процессе развития способностей.
Несмотря на многообразие применяемых в школе форм организации обучения с использованием средств новых информационных технологий (проектная, научно-исследовательская деятельность учащихся, дистанционное обучение, индивидуальная образовательная траектория и др.), урок пока ещё, бесспорно, остается основной формой обучения. При этом требования к нему поднимаются на качественно новый уровень. Конструирование урока с использованием новых информационных технологий требует соблюдения определенных дидактических принципов и научно-методических положений, сформулированных в традиционной дидактике, которые наполняются новым содержанием.
Так, в настоящее время всё большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как « …человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым». Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрастает именно в связи с быстро расширяющимися и становящимися всё доступнее школьному учителю техническими возможностями компьютера, сочетанием различных форм представления информации.
Для эффективного управления процессом обучения с использованием средств информационных технологий требуется решение «двух основных задач: задачи диагностики психологического состояния и уровня знаний обучаемых. Суть второй задачи – в планировании и реализации оптимальной последовательности действий, выборе траектории представления информации, соответствующей уровню подготовки учащихся».
Использование компьютера на уроке физики – эффективное средство познавательной самостоятельности учащихся, которое открывает для учителя широкие возможности по совершенствованию урока. Высокая степень интерактивности, свойственная лучшим образовательным электронным ресурсам, открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов.
Использование ИКТ на уроках физики позволяет повышать интерес к изучению предмета, расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления. В первую очередь речь идет о таких разделах, как "Молекулярная физика", "Электродинамика", "Ядерная физика", "Оптика" и др. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для визуализации. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения, и в первую очередь – персональный компьютер.
Многие явления в условиях школьного физического кабинета не могут быть продемонстрированы. К примеру, это явления микромира, либо быстро протекающие процессы, либо опыты с приборами, отсутствующими в кабинете. В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, "прокрутить" их с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика - наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, не позволяет вовсе ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач, во время контрольных работ. Необходимо также отметить, что использование компьютеров на уроках физики превращает и сами уроки, и подготовку к ним в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно.
Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет:
v обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих редакторов для подготовки дидактических материалов;
v создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS PowerPoint, продемонстрировать презентацию на уроке;
v использовать имеющиеся готовые программные продукты;
v организовать работу с электронным учебником на уроке;
v осуществлять поиск необходимой информации в Интернет;
v организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернет непосредственно на уроке;
v создавать Web - страницы по интересующему вопросу учебного материала;
v разрабатывать тесты самостоятельно или используя готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.
Необходимо отметить возможности мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы MS PowerPoint, входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, таким образом создается сценарий проведения урока.
По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить с пользой для учеников. Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы).
Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат:
v CD-диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD-дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике («Кирилл и Мефодий», совместный диск «Образование» фирм «1С» и «Дрофа», « Физикон »);
v Материалы из Интернет-источников;
v Материалы, созданные собственными силами или силами учеников школы;
v Электронные учебники:
- «Живая Физика» - компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного всевозможными видами взаимодействия объектов.
- «Репетитор Физика 1C» - мультимедийный электронный учебник, содержащий демонстрацию физических явлений методами компьютерной анимации, компьютерное моделирование физических закономерностей, видеоматериалы, демонстрирующие реальные физические опыты, набор тестов и задач для самоконтроля, справочные таблицы и формулы.
- «Открытая физика» - сборник компьютерных экспериментов по всем разделам школьного курса физики. Для каждого эксперимента представлены компьютерная анимация, графики, численные результаты, пояснение физики наблюдаемого явления, видеозаписи лабораторных экспериментов, вопросы и задачи.
На сегодняшний день в нашей школе достаточно мультимедийного оборудования и есть педагоги, которые активно используют возможности мультимедийных пособий на уроках истории, физики, математики, для осуществления проектной деятельности, и главное, готовы поделиться опытом с коллегами.
Герасимовская средняя общеобразовательная школа
муниципального района Алексеевский
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.