Интеграция материала учебного курса информатики в предметные области на примере курса физики как одно из направлений реализации программы информатизации школы
Одной из задач работы школы является формирование ключевых компетентностей учащихся. Владение информацией, способами ее получения, обработки и использования - необходимое условие успешного вхождения человека в современное общество. Именно поэтому информационная компетентность сегодня отнесена к разряду ключевых, а создание условий для становления информационной компетентности учащихся является приоритетной задачей работы школы.
Для решения этих задач в школе разработана программа информатизации до 2013 года (http://gerasimovka.ucoz.ru/_tbkp/programma_inform.doc), согласно которой приоритетным направлением в работе учителя является использование информационно-коммуникационных технологий:
1. Применение электронных изданий, ресурсов сети Интернет при подготовке и проведении уроков.
2. Разработка мультимедиа-презентаций к урокам, тестов для контроля знаний.
3. Осуществление тестового контроля с использованием компьютера.
4. Оказание помощи учащимся при составлении электронных презентаций, докладов и рефератов к урокам.
5. Создание банка ЦОР (цифровых образовательных ресурсов).
В настоящее время в образовательном процессе школы ведётся работа по следующим направлениям использования ИКТ:
- создание учебно-наглядных пособий (презентации Power Point, Flash);
- проектная и исследовательская деятельность учащихся с использованием Интернет-ресурсов;
- компьютерное тестирование в режиме реального времени;
- создание электронных учебников;
- создание ЦОР.
Большие возможности в практике работы учителя предоставляет использование ресурсов сети Интернет, которые позволяют на качественно новом уровне выбирать различные формы проведения занятий:
- Интернет-поиск учебной, справочной информации;
- Интернет-подготовка к ЕГЭ;
- Интернет-практикум;
- Интернет-олимпиады, конкурсы.
Использование Интернет-ресурсов на уроках физики переводит на качественно новый уровень процесс подготовки и проведения уроков. Компьютерные технологии и, прежде всего, технологии Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно иная технология. Использование на уроках технологий Интернет предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:
При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы учитываются их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся условия. Мотивация познавательной деятельности осуществляется более успешно, если ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.
С использованием Интернет-ресурсов проводятся уроки-практикумы. Целью уроков является формирование навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности. Задачи: научить представлять информацию в удобной для работы форме; рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.
Интеграция информатики с другими учебными предметами организационно облегчается тем, что при изучении раздела “Информационные технологии” есть возможность совместить изучение ряда тем, например, таких, как текстовые редакторы, электронные таблицы, электронные презентации, с темами других предметов и организовать интегрированные уроки. На таких уроках учащиеся совершенствуют навыки работы с информацией (сбор информации из разных источников, в том числе привлечение Интернет-ресурсов; отбор и структурирование материала, представление информации разными способами). Работа над дизайном воспитывает эстетический вкус, повышает общекультурный уровень учащихся, стимулирует творчество.
С точки организации самостоятельной работы на этих уроках учащийся имеет возможность работать в удобном для него темпе, а преподаватель выполняет функцию консультанта. Это позволяет больше внимания уделять индивидуальной работе, учитывая способность и уровень подготовки учащегося.
Такой интегрированный урок-практикум (физика+информатика) для учащихся 9 класса по теме “Исследование закономерностей движения тела под углом к горизонту с помощью электронных таблиц” опубликован на сайте школы (http://gerasimovka.ucoz.ru/_tbkp/urok_dvig.doc).
Создаваемая в школе коллекция ЦОР позволяет оптимизировать процесс обучения, формировать познавательный интерес учащихся посредством применения заданий в соответствии с их психологическими типами. (http://gerasimovka.ucoz.ru/_tbkp/test_ikt.pps)
На протяжении ряда лет активно используется метод проектов в учебной деятельности. Применение метода проектов позволяет сформировать у учащихся устойчивые навыки способов деятельности, необходимых современному человеку.
В таблице приведены направления проектной деятельности учащихся:
Название проекта | Тематическая направленность | Ожидаемые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) |
Мультимедийные приложения к урокам | Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации. | Мультимедийные приложения к урокам |
Информация из сети Интернет | Поиск информации в Интернет и использование его в работах. Авторские права. | комплексный информационный объект занимательного содержания, применяемый как дополнительный материал по учебному предмету. |
Динамические модели в Ms Power Point | Мультимедийные технологии и моделирование | Динамические модели к урокам |
Моделирование в среде объектно-ориентированного программирования | Системы визуального программирования и моделирование | Исполняемый файл к урокам |
Применение электронной таблицы в исследовательской работе по физике | Электронные таблицы и моделирование | Электронные таблицы с графиками по результатам измерений |
Создание ЦОР в редакторе html-страниц. | Комплексные информационные объекты. |
Борская средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»
муниципального района Борский
Дата: 2019-07-24, просмотров: 310.