Юго-Восточное управление
СБОРНИК
методических материалов
Из опыта работы сотрудников системы образования
Юго-Восточного образовательного округа
Нефтегорск
2011 год
Сборник методических материалов: Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа/ Составители: А.П. Бережнова, Н.В. Сурикова, Л.Н. Чеченева. – Нефтегорск, 2011. – 66 с.
Рецензент:
Е.А. Чертова, старший преподаватель кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
В сборник включены методические материалы из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа: педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, специалистов.
Издание печатается по решению Коллегии Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области, одобрено профессиональным объединением педагогов-экспертов Юго-Восточного образовательного округа, адресовано педагогической общественности.
Подписано в печать 05.07.2011. Тираж 50 экз. Заказ № 1047
Отпечатано в типографии ООО «5 минут».
443122, г.Самара, ул. З. Космодемьянской, 7. Тел.: (846) 925-85-05
E-mail: 5mprint@rambler.ru
Оглавление
К читателям. 5
Е.Ю. Баландина, руководитель Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
ЧАСТЬ I 6
Л.Н. Чеченева, начальник территориального отдела Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
Куда деть бронзовую статую.. 6
Т.В. Симонова, учитель информатики
Возможности использования технологий Web 2.0 в образовательном учреждении. 10
С.В. Бакулина, учитель физики, математики
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. 14
Е.Е. Некрылова, учитель физики и информатики
Интеграция материала учебного курса информатики в предметные области на примере курса физики как одно из направлений реализации программы информатизации школы.. 18
Т.В. Гаршина, учитель начальных классов
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. 21
И.В. Бочкова, учитель музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. 24
Т.В. Симонова, заместитель директора по информационным технологиям
Методические рекомендации для подготовки к квалификационным испытаниям по проверке информационной компетентности педагогических работников. 26
ЧАСТЬ II 33
Е.В. Лобачёва, учитель биологии
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме «Распространение плодов и семян». 33
Л.И. Зайцева, учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Серебряный век в русской поэзии». 37
М.В. Мальцева, учитель изобразительного искусства
Методическая разработка интегрированного урока в 6 классе по теме «Радуга добра». 45
С.В. Бакулина, Ю.В. Абрамян, А.В. Егоров
Использование табличного процессора для решения задач по статистике 48
Л.А. Воротынцева, учитель математики
Подготовка учащихся к ГИА в 9 классе. 53
Г.И. Стрыгина, учитель информатики
Методическая разработка урока информатики в 4 классе по теме «Исполнение алгоритма». 57
Н.А. Насакина, учитель информатики
Методическая разработка урока информатики в 3 классе по теме «Аналогичная закономерность». 60
Методическая разработка урока информатики в 10 классе по теме «Системы счисления». 64
К читателям
В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов задача эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в широкой образовательной практике особенно актуальна.
В своём послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отмечает недопустимость ситуации, когда ученики ориентируются в современных коммуникациях лучше, чем учителя.
Развитие информационного общества привело к возникновению проблемы эффективности использования в педагогической практике традиционных и инновационных технологий. В условиях насыщенного информационного мира потрёпанная карта, скучные упражнения, монологическая речь учителя и запрет на живое обсуждение уже не способны создать ситуацию познавательного интереса, вызвать положительные эмоции от активной и результативной деятельности.
Но было бы нерационально использовать информационные технологии исключительно в качестве средства наглядности. Картинок в Интернете много, чаще всего на поверхности информационного моря совсем не те, которые нужны детям. Задача учителя – помочь школьнику узнать, что есть совсем другие ресурсы, и научить воспользоваться ими через систему разнообразных учебных заданий.
Методический сборник, который вы держите в руках, попытка создать в первом приближении некое обобщение опыта деятельности системы образования Юго-Восточного образовательного округа по внедрению современных педагогических технологий. Читателям предлагается опыт создания педагогами информационно и коммуникационно насыщенной современной образовательной среды, материалы окружной конференции работников образования, профессионального объединения педагогов-экспертов.
Авторы предлагают убедиться в том, что информационно-коммуникационные технологии коренным образом меняют учебную среду. Нужно только найти оптимальное соотношение различных форм организации образовательного процесса.
Е.Ю. Баландина, руководитель Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
ЧАСТЬ I
Л.Н. Чеченева, начальник территориального отдела Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
Куда деть бронзовую статую
В современной России всё большее распространение получают принципы формирования информационного общества. Развиваются услуги, оказываемые в электронной форме. Изменяется содержание профессиональной деятельности во всех отраслях экономики и в социальной сфере.
И только в школе из десятилетия в десятилетие копируются старые формы организации образовательного пространства. Содержание профессиональной деятельности учителя остаётся неизменным. Урок как будто законсервировали. В обществе возникает всё больше опасений, что он не решает тех задач, которые соответствуют времени.
Каким же должен быть урок в современной школе?
Попробуем, коллеги, вместе с вами обсудить этот непростой вопрос.
Главное на уроке – это хорошо организованная познавательная деятельность. Думаю, что никто из вас не станет спорить, поскольку тезис этот не меняется десятилетиями. Оставим за рамками сегодняшнего разговора рассуждения великих дидактов и признанных психологов о преобладающем типе восприятия и смене видов деятельности. Их твёрдо усвоил каждый выпускник, получивший профессиональное образование по педагогической специальности.
Но каждый работающий по названной специальности должен понять: в условиях информационного общества, когда изменяются объем, источники информации, скорость информационных потоков, меняются и условия организации познавательной деятельности.
Однажды при встрече с бывшими выпускниками мы говорили о том, что в школе устроено не так и способна ли школа вообще измениться? Одна собеседница привела очень образное сравнение: «Школа дала мне бронзовую статую, но не дала ножовку по металлу». Это выражение довольно точно характеризует тот «багаж», который получает выпускник средней школы.
Попробуем его описать:
- умение действовать по команде, реже – по четко заданному алгоритму;
- способность подстраиваться под общий темп работы;
- тренированная кратковременная память (этому очень способствует пересказ близко к тексту выученного на перемене абзаца из учебника);
- умение сдерживать свои эмоции;
- умение оперативно списывать готовое решение (зачем напрягаться, если точно такое же задание есть в решебнике, в тетради старшего брата или соседа по парте);
- способность делать вид, что не замечаешь ошибки взрослых.
Почему же так происходит?
Традиционный урок – пример бездеятельности.
Даже трудно себе представить, в каком обширном информационном мире живут сейчас наши дети. Они общаются в чатах и тематических форумах, зарабатывают деньги в качестве фрилансеров, тратят их в Интернет-магазинах, обмениваются книгами и фильмами, слушают музыку, общаются с иностранными друзьями и знакомыми.
Всё это, к сожалению, они делают не в целях изучения школьной программы. Хотя именно так они приобретают ценнейшие навыки поиска и отбора нужной информации, умение выражать свои мысли с помощью различных знаковых систем, выдвигать собственную позицию, расставлять приоритеты.
Традиционная система обучения предлагает школьнику общее обсуждение в течение сорока пяти минут урока двух-трёх страниц учебника. Преобладают примитивные схемы коммуникации: монолог, в крайнем случае – диалог. В целях визуализации материала используются записи мелом на доске. И это после феерии мультимедиавозможностей! Разве нарисованная на доске «планетная сигара»[1] даст представление об устройстве Солнечной системы? Разве описание картины по иллюстрации в книге не самого лучшего полиграфического исполнения заменит экскурсию в картинную галерею, пусть виртуальную? Конечно же, нет.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю:
- обеспечить познавательный процесс с использованием образовательных ресурсов сети Интернет;
- организовать эффективную коммуникацию в целях индивидуализации образовательной траектории учащегося;
- организовать сетевую коммуникацию для совместной групповой работы;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить мотивацию к учению.
Школьник в условиях классно-урочной системы совершенно не имеет возможности заниматься тем, что ему интересно. В традиционной системе обучения преподавателей это просто не волнует. Мало того, даже если ребенку интересно, и он задает вопрос (а мы-то с вами знаем, что именно вопрос свидетельствует о возникшем познавательном интересе!), то негативная реакция воспоследует значительно чаще, чем конструктивная. А ведь успешному процессу познания способствуют эмоции: это радость узнавания, восторг от учебной победы, чувство причастности к общему делу, удовлетворение оттого, что твоя помощь оказалась ценной для члена группы.
До сих пор не смолкают споры о том, может ли «железо» заменить живого учителя. На каком-то этапе школьного образования может, в некоторых случаях даже должно!
К слову, Единый Государственный экзамен подвергается критике в том числе за то, что в экзаменационной аудитории отсутствуют знакомые лица. Это, дескать, влияет на процесс воспроизведения выпускниками усвоенных знаний. Как тут не вспомнить о собаке Павлова? Что же это за знания, если ученик забывает их, когда не видит привычного выражения лица и жестикуляцию своего учителя.
В 2010 году в Юго-Восточном образовательном округе впервые состоялся Фестиваль методических идей молодых педагогов Самарской области. Около двухсот молодых учителей школ области на методических площадках обменивались своим пока небольшим, но интересным опытом. Методическая идея одного из участников, ставшего в итоге лауреатом на своей площадке, состояла в том, что ряд тем по информатике его ученикам в режиме он-лайн преподавали специалисты. Скажем, архитектуру компьютера объяснял техник из Москвы, а тему «Сети» - системный администратор из Красноярска. Почему возникла такая идея, наш лауреат объяснил просто: «Вы представляете, как я им за целый год надоел?» Возможно, в этом ответе есть определенная доля кокетства. Возможно, молодой человек и сам пока не понимает ценность того, что он делает, в особенности в условиях низкого уровня готовности педагогического корпуса к внедрению информационно-коммуникационных технологий. Но он определенно отдаляет своих учеников от собаки Павлова.
Что же необходимо сделать для того, чтобы педагоги смогли в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии для организации активной познавательной деятельности учащихся.
Первое, самое простое. Записаться на дистанционные курсы, чтобы на практике методом погружения в короткий срок освоить технологии Интернет.
Второе, самое важное. Проанализировать содержание по учебному курсу и определить, какие темы Вы можете преподавать с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Третье. Потребовать от администрации школы создания условий для работы в современной информационной среде.
Четвёртое, самое сложное. Не отмалчиваться на педсовете, когда будет обсуждаться график работы компьютерного класса или распределение новой компьютерной техники.
Пятое. Приобрести домашний компьютер. Уж если в школе совсем тяжелая ситуация с материально-техническим оснащением, пусть хоть домашние задания будут заданы и выполнены в современном формате. Назавтра ученики с удовольствием и с уважением к Вам будут обсуждать их и стремиться получить новые.
Вспомните, ведь был момент, когда Вы не умели плавать, или водить машину, или печь торт «Наполеон», но Вы ведь смогли этому научиться? Освоив новый навык, мы обретаем некоторую долю повышенного комфорта, связанную с властью над временем, пространством или чем-то еще.
Вы сможете «направить» учащихся в любую точку мира, чтобы они (а не Вы!), составив презентацию из картинок и видеофрагментов, рассказали одноклассникам о достопримечательностях, которые произвели на них наибольшее впечатление.
Вы легко сможете прослушивать и анализировать любые музыкальные произведения.
Вы сможете на уроке организовать запись подкастов или видео с ответами на какой-то учебный вопрос, чтобы потом ученики в парах или группах смотрели, слушали и обсуждали их вместе с товарищами.
Вы можете договориться с учителем из другого города, и Ваши ученики будут он-лайн обсуждать, к примеру, погоду на английском языке.
Вы сможете в он-лайн-режиме устроить «соревнование» по решению задач с учащимися другой школы.
У Вас непременно получится устроить урок вопросов и ответов в форуме или чате.
Разве такие уроки Ваши ученики захотят прогулять?
А бронзовую статую мы сдадим в музей.
Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Алексеевский
ЧАСТЬ II
Утёвская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
муниципального района Нефтегорский
Закрепление (12 минут)
5. Завершение урока (1 минута)
Ход урока:
Организационный момент
Ребята готовятся к уроку в компьютерном классе, разбиваются на пары.
2.Проверка домашнего задания
ü Каждой паре заранее на парту раздаётся коллекция семян и плодов, инструкция по выполнению лабораторной работы. Учитель даёт задание на выполнение лабораторной работы «Классификация плодов». Этапы выполнения работы дублируются на слайдах.
Ребятам даётся задание рассмотреть имеющиеся на партах плоды, перейти по предложенной Ссылка №1 и Ссылка №2 , где они увидят следующие картинки:
и разделить их на сочные и сухие. Сочные плоды разделить на односемянные и многосемянные. Определить их названия. Результаты занести в таблицу (работа в парах за компьютером).
Название плода | Тип плода | Название растения | |
Сочный или сухой | Односемянной или многосемянной | ||
Таблица «Классификация плодов»
По окончании выполнения лабораторной работы учитель проверяет правильность заполнения таблицы каждой парой учащихся, фиксирует результаты, и затем проговаривает правильные варианты ответов и исправляет ошибки.
ü Фронтальный опрос. На слайде по очереди появляются анимации плодов, учитель задает вопрос: «Сухой или сочный плод, односемянной или многосемянной». Ребята отвечают.
ü Заполнение таблицы вместе с учителем.
Один ученик из пары работает вместе с учителем, поэтапно заполняя таблицы.
СОЧНЫЕ | СУХИЕ |
• Ягодовидные Ягода Яблоко Тыквина Померанец • Костянковидные Костянка Многокостянка | · Ореховидные Орех Жёлудь Семянка Зерновка Крылатка Многоорешек · Коробочковидные Боб Коробочка Стручок стручёчек |
Другой ученик из пары получает задание для работы на компьютере:
Задание №1
Определите типы плодов (сухие или сочные, название), и сделайте подписи к рисункам.
Учитель оценивает результат проведённой работы за компьютером и оценивает ребят, которые работали устно.
Изучение нового материала
Постановка проблемы в виде сообщения интересного факта:
На сухих склонах и морских берегах на юге нашей страны можно встретить сорное растение - бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто огурец стреляет своими семенами. Как вы думаете, для чего он это делает?
Затем учитель и ребята формулируют тему урока после анализа представленного факта.
Начинается этап объяснение нового материала. Весь материал представлен в виде красочных слайдов, на которых по мере объяснения появляется нужный материал. Учитель задаёт вопросы ребятам:
1. Как вы думаете, какими способами могут распространяться семена разных растений?
2. Есть ли у растений какие-то приспособления, для данных способов распространения?
3. Приведите примеры растений, распространяющихся ветром, водой, саморазбрасыванием, животными.
После ответов учащихся учитель поэтапно показывает слайды, подтверждающие и дополняющие ответы ребят.
Закрепление знаний
Учитель предлагает ученикам загадки, и ребята разгадывают их, после чего на слайде появляется картинка отгадки.
Затем проводится устный опрос:
• Какими способами могут распространяться плоды.
• Какие приспособления для этого существуют.
Следующее задание ребята в парах выполняют за компьютером, вписывая пропущенные слова в предложения:
Задание № 2
Закончите предложения:
-Плоды и семена могут распространяться с помощью: -------------, ------------, ---------------,------------- и --------------- .
-Растения имеют ---------------- для распространения семян.
-У берёзы, ясеня, клёна есть ------------------, для распространения семян с помощью ----------------.
Задание № 3
Из перечисленных плодов, семян, растений выберите лишнее и объясните почему.
1. Клён, тополь, лопух, берёза.
2. Яблоко, слива, груша, орех.
3. Череда, рябина, черёмуха, брусника.
После выполнения каждого пункта данного задания, учитель просит ребят объяснить, почему исключили именно это растение, этот плод, эти семена.
С помощью ресурсов сети Интернет ученики находят дополнительный материал о распространении плодов и семян на сайте, заранее подготовленном учителем.
Задание № 4
Зайдите на сайт в сети Интернет, щёлкнув на гиперссылку в документе, http://www.nkj.ru/archive/articles/6567/
http://e-lib.gasu.ru/eposobia/botany/01/07/index.htm
и найдите новый материал о способах распространения плодов и семян, отгадайте кроссворд. После того, как ребята нашли нужную информацию, каждая группа озвучивает наиболее интересные факты и ответы кроссворда.
5.Завершение урока
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за работу на уроке, формулирует домашнее задание:
1. § 31 (учебник Пасечник В.В., Биология, 6 класс)
2. Создайте презентацию из 5-7 слайдов по теме «Распространение плодов и семян» с использованием ресурсов сети Интернет.
Материал урока размещен на сайте МОУ Утевская СОШ:
http://utevkaschool.narod.ru/dok/lobachova.ppt
Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Алексеевский
Методика:
Методы:
Мотивация
(2 мин)
Повторение пройденного
(3 мин.)
Объяснение нового материала
( 34 мин)
Слово учителя
(2 мин)
Мини-проект №1
(4 мин.)
Вопросы по презентации
Слово учителя
(1 мин)
Мини-проект №2
(4 мин.)
Вопросы по презентации
Слово учителя
(2 мин).
Мини-проект №3
(4 мин.)
Вопросы по презентации
Слово учителя
(2 мин.)
Мини-проект №4
(4 мин.)
Мини-проект №5
(4 мин.)
Вопросы по презентации
Мини-проект №6
(4 мин.)
Вопросы по презентации
Слово учителя
( 3 мин.)
Цели:
Познавательная: учащиеся формулируют для себя представление о понятии «благотворительность»;
Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к произведениям искусства;
Воспитательная: сформировать стремление творить на благо других.
Первый этап «Вводный» (продолжительность 7 мин.)
Расположение столов – полукругом. В начале урока учащиеся рассаживаются по желанию. Педагог приветствует детей.
- Здравствуйте ребята! Сегодня наш урок мне бы хотелось начать необычно. Я прочитаю вам стихотворение:
Из года в год, из века в век, Среди забот и суеты, Как солнца луч, как яркий свет Явилась птица Доброты! Она несла с собою благо, Благотворительность, добро. | С ней появлялись меценаты Невзгодам всем назло. Она дарила людям счастье И веру в добрые мечты. Поверь найти её не трудно, Найдем ее – и я, и ты… |
Педагог демонстрирует плакат с изображением птицы Доброты.
- Вы видите птицу Доброты. У нее в хвосте не хватает несколько перьев. Давайте каждый из вас возьмет по перышку и напишет на нем, как он понимает, что такое благотворительность и кто может заниматься благотворительностью?
Педагог раздает детям заранее приготовленные перья.
- Теперь давайте прикрепим нашей птице эти перышки. По очереди выходите, читайте, что вы написали. (Совместная работа педагога и учащихся). Ребята, я тоже приготовила перо и вот, что я на нем написала: благотворительность – это безвозмездные действия и поступки, направленные на общественную пользу. Посмотрите, как засияла наша птица! А теперь мы с вами побываем в картинной галерее.
Второй этап «Показ презентации» (продолжительность 9 мин).
- Чтобы попасть в галерею, я вам раздам билеты.
Билеты нужны для последующего деления детей на группы по 4-6 человек. Состав групп определяет педагог, он готовит билеты разного цвета и раздает их. Дети садятся на стулья, расставленные полукругом перед экраном.
1 слайд: Тема выставки - «Краски доброты».
2 слайд: Перед нами картина, написанная Василием Суриковым «Исцеление слепорожденного Иисусом Христом». Любовью и помощью к ближнему мы проявляем милосердие, сострадание и заботу о людях, уменьшаем вражду и зло в мире, увеличиваем мир и добро. Добро - это свет и в написании фигуры Иисуса художник использовал светлые краски.
3 слайд: На Руси поддержка ближнего, сострадание и человеческая доброта были традиционными чертами характера славян во все времена. Самым распространенным деянием благотворительности была милостыня. Независимо от размеров помощи, будь то вклад знатной особы в монастырь или копейка нищему, главной заботой было не поддержание неимущего, а нравственное совершенствование дарующего.
4 слайд: Посмотрите внимательно на картину Нестерова «На Руси». История русской благотворительности уходит корнями к тем временам, когда церковь была основой государства. Монастыри давали приют осиротевшим и больным, делились зерном для посева с бедными крестьянами, обучали грамоте. Именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы.
5 слайд: 30 августа 2008 года в Казани торжественно открыли памятник Благотворителю.
Бронзовая лошадка с тележкой, в которой сидят счастливые малыши, а ведет лошадку мудрый бабай – и видно, как хорошо, как спокойно и надежно под его покровительством малышне – вот такой памятник Благотворителю придумала казанский скульптор Ася Миннуллина.
Доброта не зависит от содержимого кошелька, иногда помочь ближнему спешат люди со скромным достатком. Правильно говорят:
6 слайд: Благо дарить – счастье творить.
Третий этап «Работа в малых группах» (продолжительность 20 мин).
1. Вступление.
-Ребята, я предлагаю вам принять участие в благотворительной акции.
2. Разделение на группы.
- Прошу занять места за столами цвета ваших билетиков.
3. Инструкция.
- Мы сегодня с вами оформим стенд «Краски доброты», который будет стоять при входе в школу. Наша цель - сделать его ярким, красочным. У каждой группы будет свое задание: красный стол оформляет раздел стенда «Благотворительность в Нефтегорске», желтый стол оформляет раздел « Должны смеяться дети», зеленый стол – «Братья наши меньшие», синий стол – « СМС добра». На каждом столе находятся материалы, вы используете все, что вам понравится. После мы все вместе оформим общий большой стенд, который так и назовем - «Краски доброты».
Название раздела | Содержание раздела |
Благотворительность в Нефтегорске | Информация о проведении благотворительных акций в Нефтегорске (фотографии акций: Помощь пострадавшим от пожаров в селе Кулешовка, Поможем ветеранам, акция МДОУ №9 «Дельфин» «Подари улыбку» и др.) |
Должны смеяться дети | Информация о благотворительном фонде «Подари жизнь» |
Братья наши меньшие | Информация о приюте брошенных и бездомных животных «Твои друзья» |
СМС добра | Цветные листочки (ребята сами пишут пожелания) |
Работа в группах.
- Какие замечательные работы у вас получились! Давайте теперь оформим наш стенд. А рядом прикрепим нашу птицу Доброты.
Четвертый этап «Подведение итогов» (продолжительность 4 мин).
- Ребята сегодня мы с вами узнали, что такое «благотворительность». Кто мне скажет, как он понял это слово? (ответы детей). Еще на уроке мы побывали на выставке «Краски Доброты». Какие картины вам запомнились и почему? (ответы детей). Также вы сами попробовали представить себя в роли художников - оформителей и показали свои умения красиво оформлять предоставленную информацию.
Интернет ресурсы
http://artsurikov.ru www.pravoslavie.ru http://gallerix.ru
www.hram-vsr.ru http://smallbay.ru http://art-nesterov.ru www.maecenas.ru http://arthisto.ru www.megabook.ru
http://pokrov.ucoz.ru www.welcome-kazan.ru www.e-vid.ru
Летниковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Алексеевский.
6, 5, 4, 0, 5, 7, 9, 1, 6, 8, 7, 9, 5, 8, 6, 7, 2, 5, 7, 6, 3, 4, 4, 5, 6, 8, 6, 7, 7, 4, 3, 5, 9, 6, 4, 7, 8, 6, 9, 8.
Для того, чтобы было удобно анализировать собранные данные, упорядочим и сгруппируем числовой ряд:
0, 1, 2, 3,3, | 4,4,4,4,4, 5,5,5,5,5,5, 6,6,6,6,6,6,6,6, | 7,7,7,7,7,7,7, 8,8,8,8,8, 9,9,9,9. |
Представим полученные данные в виде таблицы частот:
Число верно решенных заданий | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Частота | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 6 | 8 | 7 | 5 | 4 |
Заметим, что сумма частот равна общему числу проверяемых работ, т.е. 40.
Вообще, если собранные данные представлены в виде таблицы частот, то сумма частот равна общему числу данных в ряду.
При анализе полученных данных используются различные статистические показатели – среднее арифметическое, размах, мода, медиана и т. д.
Проанализируем результаты проведенной проверки работ.
Среднее арифметическое ряда чисел – частное от деления суммы всех результатов измерения на объем измерения.
В табличном процессоре Excel используется статистическая функция СРЗНАЧ (диапазон ячеек). Например: =СРЗНАЧ(А1:А20)
Размахом ряда чисел называется разность между наибольшим и наименьшим их этих чисел. Для нахождения наибольшего и наименьшего чисел в Excel используются функции МАКС(диапазон ячеек) и МИН(диапазон ячеек). Тогда размах вычисляется по формуле: = МАКС(…) - МИН(…).
Модой ряда чисел называется число, чаще других встречающееся в данном ряду.
Ряд может иметь более одной моды: 47, 46, 50, 47, 52, 49, 45, 43, 52; или не иметь моды совсем: 69, 68, 66, 80, 67, 65, 71, 74, 63. В Excel используется статистическая функция МОДА(диапазон ячеек).
Среднюю варианту в сгруппированном ряде данных называют медианой измерения. В Excel используется статистическая функция МЕДИАНА (диапазон ячеек).
1) Для создания формул выполните следующие действия:
- выберите команду [Вставка - Функция]
- щелкните по кнопке «мастер функции fх»;
- далее выберите Статистические и далее МИН, МАКС, или Срзнач, нажмите ОК;
2) Для нахождения размаха чисел необходимо в свободной ячейке создать формулу, находящую разность. Для этого:
- наберите на клавиатуре знак «=»;
- введите адрес ячейки, содержащей значение МАКС (т. е. В15);
- наберите на клавиатуре знак «-»;
- введите адрес ячейки, содержащей значение МИН (т. е В14);
- нажмите «Enter».
3) Для заполнения вправо выделим диапазон В14:В17. Подведем указатель мыши к правому нижнему углу выделенного диапазона и протянем вправо.
Проверьте себя:
Среднее арифметическое: (0*1+1*1+2*1+3*2+4*5+5*6+6*8+7*7+8*5+9*4)/40 = 232/40 =5,8
Значит, в среднем учащиеся выполнили по 5,8 заданий, т.е. примерно 2/3 общего объема работы.
Размах: Наибольшее число верно выполненных заданий – 9, наименьшее – 0, значит размах ряда равен 9 – 0 = 9, т.е. различие в числе верно выполненных заданий достаточно велико.
Мода: Из таблицы частот очевидно, что чаще всего встречаются работы, в которых верно выполнены 6 заданий, т.е. мода равна 6.
Медиана: т.к. в ряду 40 чисел, то медиана равна среднему арифметическому 20-го и 21-го чисел соответствующего упорядоченного ряда. Из таблицы частот следует, что на 20-ом и 21-ом местах в таком ряду будет число 6. Значит и медиана ряда равна 6.
Построение таблицы частот в Excel:
Для составления таблицы частот используется статистическая функция ЧАСТОТА (данные; интервалы).
Иногда составляют таблицу, в которой для каждого данного указывается относительная частота.
Относительная частота - отношение частоты к общему числу данных в ряду, выраженное в процентах.
Технология работы:
Внесите в таблицу исходные данные;
Запишите в таблицу значения ряда.
Выделите группу ячеек, где будут сохраняться результаты (в нашем примере - F2:F11);
Выберите статистическую функцию ЧАСТОТА;
Укажите массив данных – A2:D11, массив интервалов – E2:E11;
Нажмите F2;
Нажмите Ctrl + Shift + Enter.
Для составления таблицы частот также используется статистическая функция режим «Гистограмма»
Технология работы:
«Сервис» - «Анализ данных» - «Гистограмма»
Укажите входной интервал – диапазон исходных данных, интервал карманов – диапазон значения ряда. Выделите ячейку, где будут сохраняться результаты;
Сделайте активным окно - вывод графика
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко применяют различные типы диаграмм. При этом чаще других используются 3 основных типа: Гистограмма (столбчатая диаграмма)
Круговая диаграмма График (полигон)
Гистограмму используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования. Круговую диаграмму удобно использовать для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности данных.
График, так же, как и гистограмма, используется для иллюстрации изменения статистических данных с течением времени, либо для наглядного изображения распределения полученных данных.
Технология построения диаграмм:
Выделите на рабочем листе Excel данные, на основе которых требуется построить диаграмму;
Запустите «Мастер диаграмм» (кнопка стандартной панели инструментов), выберите тип диаграммы и его разновидность, укажите необходимые параметры диаграммы – заголовки, подписи данных, легенда и т.д., укажите место размещения диаграммы и щелкните на кнопке «Готово».
Числовую характеристику данных измерения, отвечающую за разброс (рассеивание) данных вокруг их среднего значения, называют дисперсией и обозначают буквой D; число s=ÖD называют средним квадратическим отклонением.
Дисперсия – среднее арифметическое квадратов разностей между значениями случайной величины и ее средним значением, т. е.:
где а1, а2, а3, … аn - данные,
S – среднее арифметическое,
n – количество чисел в ряду.
Для вычисления дисперсии числового ряда в Excel используется статистическая функция ДИСПР (диапазон ячеек).
Подготовка отчета.
Отчет по результатам статистического исследования, как правило, включает себя:
Расчетные таблицы с исходными данными и найденными статистическими характеристиками;
Графики и диаграммы, наглядно иллюстрирующие результаты проведенного исследования;
Анализ проведенных расчетов и выводы из полученных в ходе исследования результатов.
Таким образом, с помощью табличного процессора Exсel можно освободиться от рутинной работы по группировке и анализу результатов статистического исследования.
В результате мы выполнили поставленную задачу: познакомили учащихся с задачей по статистике и показали возможность применения известного им табличного процессора для решения данной задачи.
Зуевская средняя общеобразовательная школа муниципального района Нефтегорский
Подготовка учащихся к ГИА в 9 классе
Экзамен по математике - это итог работы ученика и учителя, и поэтому подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса.
Целенаправленная подготовка учащихся начинается с 5 класса, постепенно в работы учащихся вводятся тестовые задания. Работая в среднем звене школы, принимая в 5 класс учащихся с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих существенные пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении отстающих в учёбе; развивается чувство неполноценности. Дети перестают верить в успех, у них появляется страх перед экзаменом.
Выход из этой ситуации - в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся на основе явного выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, вовсе не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся.
В начале учебного года во всех классах проводятся входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. По остаточным знаниям дети распределяются в 3 группы:
- первая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «3» (выполнение 7-9 заданий);
- вторая группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «4» (выполнение 10-21 заданий);
- третья группа: учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить оценку «5» (выполнение 22-34 заданий).
Для каждой группы определены принципы организации подготовки к ГИА. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала, они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.
Для каждого класса определены образовательные результаты: в 5 классе учащиеся должны хорошо научиться выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, в 6-м хорошо усвоить действия с положительными и отрицательными числами, в 7-м – изучить формулы сокращенного умножения, в 8–м- решение квадратных уравнений. Это глобальные темы. Не могу не отметить важность устного счета. Учащиеся, которые владеют твердыми навыками устного счета, быстрее осваивают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления, активно включаются в поисковую работу.
Для проведения устного счета по всем основным темам во всех классах, включая 11-й, приготовлены специальные задания в самых различных формах: от рабочих тетрадей и полиграфических сборников с тестовыми заданиями до электронных тренажёров. Необходимо отметить, что информационно-коммуникационные технологии в условиях большого объема выполняемых заданий оказывают существенную помощь.
Отработка алгоритмов решения задач происходит на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма достаточно часто (каждый урок или через урок) проводятся краткие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. С этими ребятами проводится индивидуальная работа во внеурочное время. При организации работы в группах часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не нужно спешить выставлять оценки в журнал, ценна возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”.
Обучение математическим алгоритмам в данном случае не вызывает опасений стандартизации мышления и подавления творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен. Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Ведь и поисковая, и проектная, и исследовательская деятельность также предполагает использование алгоритмов.
Серьезное внимание уделяется анализу содержания тестовых заданий. Каждое задание соотносится с одной из четырех категорий познавательной области: знание/понимание; умение применить известный алгоритм; умение применить знания для решения математической задачи; применение знаний в практической ситуации.
Таким образом, проверке подвергается не только усвоение основных алгоритмов и правил, но и понимание смысла важнейших понятий и их свойств, владение различными эквивалентными представлениями, умение решить несложную задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма, способность применить знания и умения в заданиях с практическим контекстом, знакомым учащимся или близким их жизненному опыту.
Но даже умения решать задания по всем основным темам недостаточно. Очень важно «видеть» тест и как можно эффективнее его выполнить. Для этого надо учить ученика работать с тестом по плану:
· Смотрим сколько заданий в тесте. Мы знаем, что достаточно выполнить половину.
· Отбираем те задания, на которые знаем ответ и легко их можем решить.
· Считаем, сколько таких заданий. Обычно их количество близко к половине.
· Определяем еще несколько заданий, решение которых нам известно. Чем больше таких заданий, тем лучше.
· Решаем отобранные задания и выбираем нужные ответы. Внимание! Некоторые ответы могут быть похожи или же иногда сразу видно, какие из них неверны.
· Вспоминаем весь имеющийся наличный запас, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.
· Если времени мало и осталось несколько нерешенных заданий, выбирай ответы, пользуясь интуицией.
Интернет-ресурсы
http://www.prosv.ru
http://www.edu.ru
http://www.intellectcentre.ru
http:// www. mathege. ru
http://www. fipi. ru
Примерная схема урока
Вид урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепление умений.
Тема урока: «Способы решения систем уравнений».
Цель урока: более глубокое усвоение знаний по теме, высокий уровень обобщения, систематизации.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с тестами, бланки ответов ГИА, карточки для дополнительной работы сильным ученикам
Учебные умения: 1. Решать системы уравнений, в которых одно уравнение второй, а
другое первой степени различными способами: подстановки,
сложением, графическим.
2. Пользоваться бланками ГИА.
3. Вести жесткий самоконтроль времени выполнения заданий.
Этапы урока | Деятельность учащихся |
Учитель сообщает тему урока, цели | В тетради записывают число, тему урока |
Актуализация знаний | Учащиеся по презентации устанавливают соответствие между формулой и графиком. |
Повторение | Самостоятельно решают систему способом подстановки, способом сложения, графическим способом. Трое учащихся показывают решение на доске, остальные проговаривают алгоритмы решения всеми способами. |
Физкульминутка (гимнастика для глаз. позвоночника). | Выполняют упражнение |
Отработка навыков. | Выполняют несколько заданий из материалов ГИА (по слайдам). |
Решение систем второй степени | Решают системы на оценку: 2 человека на закрытых боковых досках, двое на месте. Остальные вместе с учителем решают различными способами системы. |
Выполнение самостоятельной работы | Повторяют вид и оформление бланков ГИА. Выполняют самостоятельную работу в бланках. |
Проверка самостоятельной работы | Бланки сдают, проверяют по тетрадям, в которых решали (по слайду). |
Домашнее задание | Получают дифференцированные задания: слабый уровень, средний, повышенный. |
Рефлексия (Барометр настроения) | Рисуют смайлики, как провели урок. |
Борская средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»
муниципального района Борский
Ход урока
Постановка учебной задачи
На прошлом уроке вы познакомились с очень важным в информатике понятием алгоритма. Научились составлять алгоритм. Сегодня мы отправимся в путешествие в сказочный лес (включить презентацию), найти дорогу нам поможет волшебная стрелочка из алгоритма. Рисовать начинай с отмеченной точки. |
На фоне слайда загадка: Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, Взвился вверх и улетел. - О ком идет речь в загадке? - Правильно, это бабочка. |
Мы с вами попали в волшебный лес, где живут бабочки. Давайте внимательно рассмотрим бабочек. Бабочка Павлиний глаз встречается в Европе и Японии. Этих бабочек осталось очень мало, они нуждаются в охране. Как они выглядят?
Обратите внимание на формы крыльев и рисунок на них. Можно назвать его узором? Почему? Что вы заметили? (круги, похожие на глаза.)
Посчитайте, сколько различных цветов присутствует в ее окраске. Из чего состоит узор на крыльях? (из кругов, волнистых линий, пятен.)
Ребята, скажите, какая особенность в строении бабочки? (симметрия)
Сейчас вы будете сказочных бабочек рисовать, исполняя алгоритм «Бабочка»
Алгоритм «Бабочка»
1. | Начало. | |
2. | Запустите программу Paint . | |
3. | Включив инструмент, Овал нарисуйте туловище бабочки. | |
4. | Раскрасьте туловище, используя инструмент Заливка ( ). | |
5. | Включив инструмент Овал нарисуйте нижнее крыло бабочки (держа при рисовании нажатой клавишу ). | |
6. | Раскрасьте крыло, используя инструмент Заливка( ). | |
7. | Включив инструмент Овал, нарисуйте верхнее крыло бабочки (держа при рисовании нажатой клавишу ). | |
8. | Раскрасьте крыло, используя инструмент Заливка( ), Кисть ( ). | |
9. | Включив инструмент Кисть ( ), нарисуйте усик. | |
10. | Включив инструмент Выделение ( ), выделите верхнее крыло (выбрав нижний вариант настройки: выделение без фона( )). | |
11. | Скопируйте верхнее крыло (при нажатой на клавиатуре клавишу ). | |
12. | Включив инструмент Выделение ( ), выделите нижнее крыло. | |
13. | Скопируйте нижнее крыло (при нажатой на клавиатуре клавишу ). | |
14. | Включив инструмент Выделение ( ), выделите усик | |
15. | Скопируйте усик (при нажатой на клавиатуре клавишу ). | |
16. | Включив инструмент Выделение ( ), выделите усик | |
17. | Открыв меню «рисунок» отразите усик слева – направо | |
18. | Совместите рисунки, включив прозрачный фон | |
19. | Конец. |
Оценивание работ
Рефлексия.
- С помощью смайликов выразите свое настроение на занятии.
Борская средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
муниципального района Борский
Задачи урока:
- развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;
- рассмотреть примеры составления закономерностей, аналогичных заданной, и отработать навыки их составления;
- уметь применять теоретические знания из различных областей для решения практических задач:
- закрепить умение работать в программе Paint:
уровень 1: составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания;
уровень 2: (творческий) самостоятельное придумывание закономерностей.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, пакет программ Office 2003 (MS PowerPoint, MS Word, Paint), Media Player.
План урока.
· Актуализация опорных знаний: тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?”, проверка домашнего задания.
· Решение задач по теме урока “Аналогичная закономерность”:
o использование понятия аналогичная закономерность;
o применение двойной закономерности в заданиях.
· Практика работы на компьютере – составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя дидактические задания.
· Подведение итогов урока.
· Домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Объявление темы и постановка целей
Актуализация опорных знаний
Какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет. Ведь бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаясь нащупать, за что можно ухватиться. И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение безотчетно, словно по какому-то волшебству, уловить самое важное, найти выход из этой ситуации.
А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей в тесте.
а) Тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?” (по презентации слайды 2-10)
б) Проверка д/з из РТ (рабочей тетради) № 21, 22. слайды 11,12
3) Решение задач по теме урока “Аналогичная закономерность”
Итак, какая польза может быть от аналогии? – Аналогия может подсказать, как обращаться с предметом. – Аналогия может помочь решить какую-то задачу или проблему. Слайд 13
Сейчас мы с вами тоже будем искать решение в задачах, используя свойство аналогии.
№20, слайд 14.
Заполни пустые клетки таблицы с числами, которые не должны повторяться. Раскрась по такому же правилу цветными карандашами все окна в доме.
В какую из пустых клеток нужно вписать число первым? – В ту клетку, которая одна пустая в строке или в столбце. Например, можно заполнить пустую клетку в первом столбце и вставить туда 4, т.к. числа не должны повторяться, затем во втором столбце – 3. Теперь выберем первую строчку и вставим туда недостающее число 3. Затем в третьем столбце – недостающее число 1, И, наконец, в четвертом столбце – число 2.
Какую закономерность в расположении чисел в таблице вы заметили? Где находятся повторяющиеся числа?
– Какого цвета окна в домах, если смотреть на них вечером, когда на улице темно?
– Разноцветные, потому что в квартирах разного цвета лампы, абажуры, плафоны, шторы,
В нашем доме на каждом этаже и в каждом подъезде окошки разного цвета, какое количество карандашей вам понадобилось, чтобы раскрасить окошки? – Четыре.
Здесь есть закономерность и нам нужно раскрасить окна в доме по правилу аналогичному тому, как расположены числа в таблице. Пусть каждое число соответствует цвету окна в доме. Например: 1– желтый , 2 – синий , 3 – розовый , 4 – зеленый.
Дети работают в тетради.
Физминутка с поиском закономерности. Слайд 15
Руку правую вперед, А потом ее назад, И опять её вперед, И немного покачать. | Мы танцуем буги-вуги, Поворачиваем в круге, Громко хлопаем в ладоши: Раз! Два! Три! |
А теперь найдите закономерность и продолжим песенку и физкультминутку. Дети говорят: руку левую, потом ногу правую и левую, ухо правое и левое.
Задание № 25. Слайд 16, 17
Дорисуй фигуры и впиши слова в пустые клетки.
Попробуйте самостоятельно заполнить пустые клетки первой таблицы геометрическими фигурами. С какой клетки вы начнете работу? – С единственной пустой клетки в первом столбике. Это будет ромб, а внутри закрашенный квадрат.
Какую закономерность в расположении фигур вы заметили? (проверка результатов)
Таблица со словами. Какую закономерность в ней можно выделить? – В 1-м столбце – слова из 3 букв, во 2-м – из 4 букв, в 3-м – из 5 букв, в 4-м – из 6 букв; в 1-й строке слова на букву “м”, во 2-й – на букву “д”, в 3-й – на букву “с”, в 4-й – на букву “м”.
Впишите нужные слова в клетки. Дети заполняют и затем прочитывают свои слова.
Теперь самостоятельно заполните пустые клетки второй таблицы геометрическими фигурами. Какая закономерность здесь получилась?
Во второй таблице: в 1-й строке названия птиц на буквы “с”, “л”, “к”, “г”, во 2-й – названия зверей на те же буквы, в 3-й – названия деревьев, в 4-й – цветов; причем в каждом столбце и в каждой строке нет двух слов на одну и ту же букву.
Чем похожи правила заполнения таблиц?
В первых двух таблицах соблюдаются две закономерности по общим признакам: первый признак – у элементов каждой строки одинаковая вписанная фигура и первая буква в словах; второй признак – у элементов каждого столбца – одинаковая внешняя фигура и количество букв в слове.
А в другой паре таблиц?
Какую еще закономерность можно проследить?
Можно проследить “диагональную” закономерность из правого верхнего угла – в левый нижний: одинаковые внешние фигуры и названия на одинаковые буквы.
Вывод: В таблицах со словами и геометрическими фигурами двойная закономерность: по столбцам и по строкам.
4) Практика работы на компьютере:
Составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания. Примерные задания для работы в Paint на слайдах 18, 19.
С помощью каких инструментов графического редактора можно выполнить это задание? Расскажите, как можно пользоваться этими инструментами.
После обсуждения дети переходят к выполнению заданий: рисуют предложенную закономерность, вставив пропущенный элемент.
Тем, кто справился быстрее других – задание самому придумать и нарисовать закономерность для своих одноклассников.
5. Итог урока. Слайд 20
Объявление оценок.
Сегодня вы учились находить аналогичные правила и составлять по ним новые, свои цепочки и таблицы закономерностей По вашим работам и оценкам видно, что со всеми заданиями урока все успешно справились. Молодцы. А научиться еще лучше составлять аналогичные закономерности вам поможет домашнее задание.
Домашнее задание. Слайд 21
Презентация находится по адресу: http://school1borskoe.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy/0-21
Борская средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр»
муниципального района Борский
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Объявление целей и задач урока.
2. Актуализация знаний. Повторить понятия “цифра”, “число”, чётко определить их различие.
II. Объяснение темы урока, сопровождающееся показом презентации.
1. Мотивационное начало. Чтение стихотворения «Ей было 1100 лет». Вопрос: чем можно объяснить такую «нелепость»?
2. Объяснение, сопровождающееся показом презентации.
Определение системы счисления.
Слайды 4,5. Самая простая система.
Слайд 6. Анатомическое происхождение основания систем счисления: пятеричная, десятичная, двадцатеричная (5,10,12).
Слайд 7. Двенадцатеричная. Объясняют дети по рисунку.
Введение. Называем типы систем счисления: аддитивные и мультипликативные.
Слайды №8, 9. Аддитивные системы, в том числе алфавитные.
Слайд №10. Мультипликативные. Принцип, лежащий в их основе, умножение.
Слайд №11. Наиболее известные нумерации. Показывать по очереди аддитивные системы счисления (римская, египетская, вавилонская, Майя), возвращаясь назад ◄. Обратить внимание учеников на один и тот же принцип, различие лишь в начертании знаков.
Переходим к Римской системе счисления. По знаку ■ к слайду с инструкцией.
Слайд №22. Знакомимся с инструкцией по переводу чисел из римской системы в арабскую. Задание на слайдах устное.
III. Самостоятельная работа учащихся по теме урока.
Ученики выполняют задания на компьютерах, папка «Открытый урок» в папке «Мои документы», там же инструкция. Выполнив задание, пересылают его по сети в компьютер учителя. Затем проверка по ответам на слайде.
IV. Физкультминутка.
V. Объяснение темы урока, сопровождающееся показом презентации.
Слайды №17-19. Алфавитные системы счисления. Переход к введению и по ссылке на наиболее известные нумерации.
Слайды №20,21. Китайская, арабская системы счисления.
Стихотворение на слайде № 24. Повторяем вопрос – в чем причины такой «нелепости»?
Слайд №25. Различные основания систем счисления – определение.
Слайд №26. Рассматривается развернутая запись числа.
Слайд №27. Знакомство с алгоритмом перевода чисел из одной системы счисления в другую.
VI.Закрепление. Работа за компьютером.
Ученики выполняют задание по переводу чисел из одной системы счисления в другую, после выполнения распечатывают. Проверка полученных результатов.
VII. Подведение итогов урока.
Выставление оценок за работу на уроке. Домашнее задание на карточках.
Презентация находится по адресу: http://school1borskoe.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy/0-21
[1] «Планетная сигара» - условное название совокупности планет Солнечной системы, расположенных на одной линии. Катастрофическая теория образования Солнечной системы Джинса. < http :// m 31. in / planet 14. html>.
Юго-Восточное управление
СБОРНИК
методических материалов
Из опыта работы сотрудников системы образования
Юго-Восточного образовательного округа
Нефтегорск
2011 год
Сборник методических материалов: Из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа/ Составители: А.П. Бережнова, Н.В. Сурикова, Л.Н. Чеченева. – Нефтегорск, 2011. – 66 с.
Рецензент:
Е.А. Чертова, старший преподаватель кафедры педагогики Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
В сборник включены методические материалы из опыта работы сотрудников системы образования Юго-Восточного образовательного округа: педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, специалистов.
Издание печатается по решению Коллегии Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области, одобрено профессиональным объединением педагогов-экспертов Юго-Восточного образовательного округа, адресовано педагогической общественности.
Подписано в печать 05.07.2011. Тираж 50 экз. Заказ № 1047
Отпечатано в типографии ООО «5 минут».
443122, г.Самара, ул. З. Космодемьянской, 7. Тел.: (846) 925-85-05
E-mail: 5mprint@rambler.ru
Оглавление
К читателям. 5
Е.Ю. Баландина, руководитель Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
ЧАСТЬ I 6
Л.Н. Чеченева, начальник территориального отдела Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
Куда деть бронзовую статую.. 6
Т.В. Симонова, учитель информатики
Возможности использования технологий Web 2.0 в образовательном учреждении. 10
С.В. Бакулина, учитель физики, математики
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. 14
Е.Е. Некрылова, учитель физики и информатики
Интеграция материала учебного курса информатики в предметные области на примере курса физики как одно из направлений реализации программы информатизации школы.. 18
Т.В. Гаршина, учитель начальных классов
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе. 21
И.В. Бочкова, учитель музыки
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки. 24
Т.В. Симонова, заместитель директора по информационным технологиям
Методические рекомендации для подготовки к квалификационным испытаниям по проверке информационной компетентности педагогических работников. 26
ЧАСТЬ II 33
Е.В. Лобачёва, учитель биологии
Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме «Распространение плодов и семян». 33
Л.И. Зайцева, учитель русского языка и литературы
Методическая разработка урока литературы в 11 классе по теме «Серебряный век в русской поэзии». 37
М.В. Мальцева, учитель изобразительного искусства
Методическая разработка интегрированного урока в 6 классе по теме «Радуга добра». 45
С.В. Бакулина, Ю.В. Абрамян, А.В. Егоров
Использование табличного процессора для решения задач по статистике 48
Л.А. Воротынцева, учитель математики
Подготовка учащихся к ГИА в 9 классе. 53
Г.И. Стрыгина, учитель информатики
Методическая разработка урока информатики в 4 классе по теме «Исполнение алгоритма». 57
Н.А. Насакина, учитель информатики
Методическая разработка урока информатики в 3 классе по теме «Аналогичная закономерность». 60
Методическая разработка урока информатики в 10 классе по теме «Системы счисления». 64
К читателям
В условиях введения новых федеральных государственных образовательных стандартов задача эффективного применения информационно-коммуникационных технологий в широкой образовательной практике особенно актуальна.
В своём послании Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев отмечает недопустимость ситуации, когда ученики ориентируются в современных коммуникациях лучше, чем учителя.
Развитие информационного общества привело к возникновению проблемы эффективности использования в педагогической практике традиционных и инновационных технологий. В условиях насыщенного информационного мира потрёпанная карта, скучные упражнения, монологическая речь учителя и запрет на живое обсуждение уже не способны создать ситуацию познавательного интереса, вызвать положительные эмоции от активной и результативной деятельности.
Но было бы нерационально использовать информационные технологии исключительно в качестве средства наглядности. Картинок в Интернете много, чаще всего на поверхности информационного моря совсем не те, которые нужны детям. Задача учителя – помочь школьнику узнать, что есть совсем другие ресурсы, и научить воспользоваться ими через систему разнообразных учебных заданий.
Методический сборник, который вы держите в руках, попытка создать в первом приближении некое обобщение опыта деятельности системы образования Юго-Восточного образовательного округа по внедрению современных педагогических технологий. Читателям предлагается опыт создания педагогами информационно и коммуникационно насыщенной современной образовательной среды, материалы окружной конференции работников образования, профессионального объединения педагогов-экспертов.
Авторы предлагают убедиться в том, что информационно-коммуникационные технологии коренным образом меняют учебную среду. Нужно только найти оптимальное соотношение различных форм организации образовательного процесса.
Е.Ю. Баландина, руководитель Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
ЧАСТЬ I
Л.Н. Чеченева, начальник территориального отдела Юго-Восточного управления министерства образования и науки Самарской области
Куда деть бронзовую статую
В современной России всё большее распространение получают принципы формирования информационного общества. Развиваются услуги, оказываемые в электронной форме. Изменяется содержание профессиональной деятельности во всех отраслях экономики и в социальной сфере.
И только в школе из десятилетия в десятилетие копируются старые формы организации образовательного пространства. Содержание профессиональной деятельности учителя остаётся неизменным. Урок как будто законсервировали. В обществе возникает всё больше опасений, что он не решает тех задач, которые соответствуют времени.
Каким же должен быть урок в современной школе?
Попробуем, коллеги, вместе с вами обсудить этот непростой вопрос.
Главное на уроке – это хорошо организованная познавательная деятельность. Думаю, что никто из вас не станет спорить, поскольку тезис этот не меняется десятилетиями. Оставим за рамками сегодняшнего разговора рассуждения великих дидактов и признанных психологов о преобладающем типе восприятия и смене видов деятельности. Их твёрдо усвоил каждый выпускник, получивший профессиональное образование по педагогической специальности.
Но каждый работающий по названной специальности должен понять: в условиях информационного общества, когда изменяются объем, источники информации, скорость информационных потоков, меняются и условия организации познавательной деятельности.
Однажды при встрече с бывшими выпускниками мы говорили о том, что в школе устроено не так и способна ли школа вообще измениться? Одна собеседница привела очень образное сравнение: «Школа дала мне бронзовую статую, но не дала ножовку по металлу». Это выражение довольно точно характеризует тот «багаж», который получает выпускник средней школы.
Попробуем его описать:
- умение действовать по команде, реже – по четко заданному алгоритму;
- способность подстраиваться под общий темп работы;
- тренированная кратковременная память (этому очень способствует пересказ близко к тексту выученного на перемене абзаца из учебника);
- умение сдерживать свои эмоции;
- умение оперативно списывать готовое решение (зачем напрягаться, если точно такое же задание есть в решебнике, в тетради старшего брата или соседа по парте);
- способность делать вид, что не замечаешь ошибки взрослых.
Почему же так происходит?
Традиционный урок – пример бездеятельности.
Даже трудно себе представить, в каком обширном информационном мире живут сейчас наши дети. Они общаются в чатах и тематических форумах, зарабатывают деньги в качестве фрилансеров, тратят их в Интернет-магазинах, обмениваются книгами и фильмами, слушают музыку, общаются с иностранными друзьями и знакомыми.
Всё это, к сожалению, они делают не в целях изучения школьной программы. Хотя именно так они приобретают ценнейшие навыки поиска и отбора нужной информации, умение выражать свои мысли с помощью различных знаковых систем, выдвигать собственную позицию, расставлять приоритеты.
Традиционная система обучения предлагает школьнику общее обсуждение в течение сорока пяти минут урока двух-трёх страниц учебника. Преобладают примитивные схемы коммуникации: монолог, в крайнем случае – диалог. В целях визуализации материала используются записи мелом на доске. И это после феерии мультимедиавозможностей! Разве нарисованная на доске «планетная сигара»[1] даст представление об устройстве Солнечной системы? Разве описание картины по иллюстрации в книге не самого лучшего полиграфического исполнения заменит экскурсию в картинную галерею, пусть виртуальную? Конечно же, нет.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют учителю:
- обеспечить познавательный процесс с использованием образовательных ресурсов сети Интернет;
- организовать эффективную коммуникацию в целях индивидуализации образовательной траектории учащегося;
- организовать сетевую коммуникацию для совместной групповой работы;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повысить мотивацию к учению.
Школьник в условиях классно-урочной системы совершенно не имеет возможности заниматься тем, что ему интересно. В традиционной системе обучения преподавателей это просто не волнует. Мало того, даже если ребенку интересно, и он задает вопрос (а мы-то с вами знаем, что именно вопрос свидетельствует о возникшем познавательном интересе!), то негативная реакция воспоследует значительно чаще, чем конструктивная. А ведь успешному процессу познания способствуют эмоции: это радость узнавания, восторг от учебной победы, чувство причастности к общему делу, удовлетворение оттого, что твоя помощь оказалась ценной для члена группы.
До сих пор не смолкают споры о том, может ли «железо» заменить живого учителя. На каком-то этапе школьного образования может, в некоторых случаях даже должно!
К слову, Единый Государственный экзамен подвергается критике в том числе за то, что в экзаменационной аудитории отсутствуют знакомые лица. Это, дескать, влияет на процесс воспроизведения выпускниками усвоенных знаний. Как тут не вспомнить о собаке Павлова? Что же это за знания, если ученик забывает их, когда не видит привычного выражения лица и жестикуляцию своего учителя.
В 2010 году в Юго-Восточном образовательном округе впервые состоялся Фестиваль методических идей молодых педагогов Самарской области. Около двухсот молодых учителей школ области на методических площадках обменивались своим пока небольшим, но интересным опытом. Методическая идея одного из участников, ставшего в итоге лауреатом на своей площадке, состояла в том, что ряд тем по информатике его ученикам в режиме он-лайн преподавали специалисты. Скажем, архитектуру компьютера объяснял техник из Москвы, а тему «Сети» - системный администратор из Красноярска. Почему возникла такая идея, наш лауреат объяснил просто: «Вы представляете, как я им за целый год надоел?» Возможно, в этом ответе есть определенная доля кокетства. Возможно, молодой человек и сам пока не понимает ценность того, что он делает, в особенности в условиях низкого уровня готовности педагогического корпуса к внедрению информационно-коммуникационных технологий. Но он определенно отдаляет своих учеников от собаки Павлова.
Что же необходимо сделать для того, чтобы педагоги смогли в полной мере использовать информационно-коммуникационные технологии для организации активной познавательной деятельности учащихся.
Первое, самое простое. Записаться на дистанционные курсы, чтобы на практике методом погружения в короткий срок освоить технологии Интернет.
Второе, самое важное. Проанализировать содержание по учебному курсу и определить, какие темы Вы можете преподавать с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Третье. Потребовать от администрации школы создания условий для работы в современной информационной среде.
Четвёртое, самое сложное. Не отмалчиваться на педсовете, когда будет обсуждаться график работы компьютерного класса или распределение новой компьютерной техники.
Пятое. Приобрести домашний компьютер. Уж если в школе совсем тяжелая ситуация с материально-техническим оснащением, пусть хоть домашние задания будут заданы и выполнены в современном формате. Назавтра ученики с удовольствием и с уважением к Вам будут обсуждать их и стремиться получить новые.
Вспомните, ведь был момент, когда Вы не умели плавать, или водить машину, или печь торт «Наполеон», но Вы ведь смогли этому научиться? Освоив новый навык, мы обретаем некоторую долю повышенного комфорта, связанную с властью над временем, пространством или чем-то еще.
Вы сможете «направить» учащихся в любую точку мира, чтобы они (а не Вы!), составив презентацию из картинок и видеофрагментов, рассказали одноклассникам о достопримечательностях, которые произвели на них наибольшее впечатление.
Вы легко сможете прослушивать и анализировать любые музыкальные произведения.
Вы сможете на уроке организовать запись подкастов или видео с ответами на какой-то учебный вопрос, чтобы потом ученики в парах или группах смотрели, слушали и обсуждали их вместе с товарищами.
Вы можете договориться с учителем из другого города, и Ваши ученики будут он-лайн обсуждать, к примеру, погоду на английском языке.
Вы сможете в он-лайн-режиме устроить «соревнование» по решению задач с учащимися другой школы.
У Вас непременно получится устроить урок вопросов и ответов в форуме или чате.
Разве такие уроки Ваши ученики захотят прогулять?
А бронзовую статую мы сдадим в музей.
Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Алексеевский
Т.В. Симонова, учитель информатики
Возможности использования технологий Web 2.0 в образовательном учреждении
Основная цель современного образования – обеспечение хорошего качества на основе сохранения его функциональности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Мы живем в мире постоянно нарастающего потока информации. Наши учащиеся – активные члены информационного общества. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Меняется и роль педагога в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с учащимися.
Одной из новых информационных технологий, с которой педагогам необходимо познакомиться и активно использовать в учебно-воспитательном процессе, является технология Web 2.0.
Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию. Множество отдельных приложений для связи пользователя с ресурсами сети, реализуемые через единые стандарты сети, сами стали некой сетевой программной платформой. Интернет, бывший до сих пор преимущественно «сетью читателей», трансформируется в «сеть писателей». Благодаря инструментарию Web 2.0 каждый имеет возможность стать творцом, а не пассивным потребителем информации в сети.
С помощью Web 2.0 можно организовать коллективную деятельность:
В настоящее время появилась возможность комбинировать все эти объекты в учебных целях, дополняя их собственными материалами.
Проникновению новых технологий в обучение способствует и тот факт, что значительный объем необходимых для работы знаний ученик получает в процессе так называемого неформального обучения — общения с ровесниками, которые считаются экспертами по определенным вопросам, и поиска по различным информационным ресурсам. Процесс неформального обучения происходит «без отрыва от производства» — ученики сами определяют, каких знаний им не хватает, какая информация для этого нужна, где и когда ее искать.
Оптимизировать учебный процесс позволяет обращение к новым подходам и технологиям, опирающимся на инструментарий Web 2.0. Одним из таких наборов современных инструментов для общения и совместной работы являются Google Apps, которые помогают школьникам получать навыки необходимые им как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Google Apps не требуют дополнительного аппаратного оборудования, программного обеспечения, в них нет рекламы. Кроме того, они бесплатны для учебных заведений. Google Apps позволяют избавиться от необходимости организовывать предоставление услуг потребительского характера, таких как обслуживание электронной почты и системы календарей, и сконцентрироваться на тех вещах, которыми мы и должны заниматься, например, на расширении ресурсов для более качественного преподавания, обучения и создания проектов различного уровня.
Базовый пакет Google Apps для учебных заведений включает перечисленные ниже компоненты.
· Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.
· Календарь Google: учащиеся и педагоги могут составлять свой рабочий график, расписание мероприятий и обмениваться этой информацией. Для администрации образовательного учреждения создание общешкольного календаря поможет решить целый ряд организационных проблем, связанных с большим количеством филиалов, зданий и сотрудников. Публикация в сети Интернет календаря классных и общешкольных мероприятий, позволит учащимся и их родителям оптимально распределять своё время, контролировать процесс обучения и быть в курсе всех событий, происходящих в школе. А когда педагоги через Интернет общаются с отсутствующими по болезни или другим причинам школьниками или работают над учебным (воспитательным) проектом с группой учащихся из другого населенного пункта, для них крайне важна возможность использовать общие календари, обмениваться мгновенными сообщениями и свободно работать над документам в совместном режиме. К тому же, все эти функции нужны им независимо от того, находятся ли они в пути, в школе или дома.
· Google Talk: учащиеся, педагоги и родители могут звонить своим знакомым, общаться между собой и отправлять мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира.
· Документы Google: совместное использование документов, электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всей школы в режиме реального времени. Интегрированные формы и таблицы дают преимущества с точки зрения работы с системой. Возможность создавать и отслеживать какие угодно заметки и запросы в любое время и из любого места. Теперь составление планов воспитательной работы, учебных занятий, написание основной образовательной программы, в соответствии с требования федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения является коллективным процессом. Этим занимаются вместе все учителя, обучающие детей одного возраста. И то, что они работают в разных школах, зданиях, филиалах, больше не преграда. Такой коллективный подход позволяет значительно повысить качество обучения. Для учащихся же использование Документов Google является хорошим подспорьем при написании мини-проектов по различным учебным предметам (история, обществознание, МХК, физика и т.д.), создании проектов бизнес-планов, социальных и исследовательских проектов при изучении «Основ проектирования». Совместные проекты серьезно помогают обучению, и не только потому, что учащиеся обмениваются идеями и помогают друг другу совершенствовать свои письменные навыки, но также и потому, что сам этот процесс учит их совместной работе с другими людьми. А это очень ценный практический опыт для каждого человека.
· Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте. Для создания сайтов совсем необязательно знать язык HTML. Так этот сервис с успехом может быть использован не только для создания сайтов класса, воспитательных и социально-значимых проектов, но и для создания педагогами образовательных сайтов различной тематики. Вот адреса некоторых пробных образовательных сайтов, созданных педагогами МОУ Алексеевская СОШ «Образовательный центр» в системе Google:
- Сайт «Зайцева Л.И.. Русский язык. ЕГЭ-2011» (https://sites.google.com/site/lidiazaitseva/);
- Сайт «Золотой век литературы» (https://sites.google.com/site/literaturaxixveka/);
- Сайт «Серебряный век русской литературы» (https://sites.google.com/site/serebranyjvekliteratury/);
- Сайт «История древнего мира» (https://sites.google.com/site/talalaevahistory/home).
Google Видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы.
Google Apps поддерживаются самыми разными устройствами – от личных ноутбуков до школьных компьютеров и сотовых телефонов. Используя любое из этих устройств, можно получить доступ к почте, календарю и чату в течение 99,9% времени, получить SMS-уведомления о мероприятиях в календаре.
Технологии Web 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и учащимся, и педагогам, и родителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, вторым — применять современные подходы к обучению, а третьим принимать непосредственное участие в процессе обучения и воспитания своих детей.
Летниковская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Алексеевский
Дата: 2019-07-24, просмотров: 256.