Умение вести себя в обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать в тех случаях, когда не знают, как себя вести в обществе. Причиной этого может быть незнание правил хорошего тона, неумение ориентироваться в окружающей обстановке и т. д. Эта игра поможет исправить положение.

Ведущий по очереди обращается к ребятам с предложением представить различные ситуации. Например, кто-то пришел в гости. Как следует вести себя с приглашенным? Задача каждого - изобразить свои действия по этому поводу. Ведущий наблюдает, а затем оцени­вает действия ребят. В игре нет победителей и побежденных, но тот, кто лучше всего ориен­тируется, может быть поощрен призом.


«Таланты и поклонники»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети могут комплексовать по самым различным поводам. Например, они не умеют рисовать. Задача игры - помочь избавиться от комплекса.

Ведущий по очереди предлагает ребятам что-то нарисовать. Через некоторое время рисунки выносятся на всеобщее обсуждение. Каждый изображает то, что он умеет. Если участник игры умеет хорошо рисовать, он может набросать что-то сложное, если нет - рису­нок может быть самым простым.

Ведущий начинает обсуждать рисунки. Особое условие - нельзя говорить, что рису­нок плохой, нужно только подчеркивать его достоинства. Все ребята поддерживают обсуж­дение каждого рисунка, высказывая свое мнение. Можно отметить, что очень талантливо подобраны краски, что сам замысел очень интересен, и т. д. В игре нет победителей и побеж­денных, каждый имеет право высказать свое мнение о рисунках, а также представить свою работу на всеобщее обозрение. Автор самого талантливого рисунка может быть поощрен призом, а самый активный участник разговора - призом или грамотой.


Глава 8. Управляем эмоциями

Самый вежливый

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Дети нередко бывают раздражительными, в резкой форме отвечают на замечания или просто на безобидные высказывания в свой адрес. Эта игра направлена на то, чтобы научить детей сдерживать свои эмоции.

Ведущий моделирует какую-то ситуацию, чтобы у всех остальных возникло желание высказаться. Иначе говоря, он должен как следует разозлить всех присутствующих.

Для реализации этого действия можно предложить следующие способы: ведущий начинает спорить с кем-то из участников игры, доказывать ему заведомо ложные вещи. Можно заводить спор на любую тему, например относительно биографий каких-то извест­ных людей, писателей или певцов. Задача ведущего - внимательно наблюдать за реакцией игроков. А они, в свою очередь, должны стараться сдерживать свои эмоции и выражаться предельно вежливо и корректно. Далеко не всем игрокам удается это сделать, большинство бурно выражают эмоции, пытаются отстоять свою точку зрения. В конце игры ведущий под­водит итоги.

Каждый получает определенное количество очков. Тот ребенок, который лучше других сумел сдержать свои эмоции, может считаться победителем. Ребят, которые умеют сдержи­вать свои эмоции, можно поощрить призами или вручить им шуточные грамоты, изготов­ленные собственноручно.



Точный расчет

Для детей старшего школьного возраста.

Дети должны уметь анализировать какую-то ситуацию, взглянув на нее с позиции сто­роннего наблюдателя. Разумеется, при этом не должно быть места эмоциям, которые только вредят пристальному анализу. Чтобы научить детей подобному, можно использовать следу­ющую игру.

К игре надо подготовиться заранее. Суть ее в том, что ведущий читает или рассказывает какую-то историю, которая вызывает у всех живейший отклик. Задача ребят - высказать свое мнение по поводу поведения различных героев этой истории. Но высказывания должны быть предельно сдержанными, в них нежелательны какие-то эмоции.

А чтобы рассказ ведущего вызывал наиболее живой отклик среди всех ребят, его можно снабдить множеством деталей и подробностей. Словом, можно рассказать как бы историю из своей жизни, добавив к ней множество различных деталей.

Ведущий внимательно следит за высказыванием каждого. Если игрок говорит спо­койно, анализируя рассказ с точки зрения стороннего наблюдателя, не проявляя при этом таких эмоций, как радость, гнев или неприязнь, то ведущий может высоко оценить его ответы. Если участнику игры не удается сдержать свои эмоции - соответственно, он полу­чает меньше очков. В конце игры подводятся итоги. Те, кто наберет больше очков, могут считаться победителями.

«Не выдай секрет раньше времени»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Умение сдерживать свои эмоции пригодится в самых разных ситуациях. Наверняка ни для кого не является секретом, что часто дети подсказывают на уроке просто потому, что не могут удержаться от соблазна высказаться, даже если их об этом не просят. Эта игра направлена на то, чтобы научить детей сдерживать свои желания.

Ведущий по очереди обращается к ребятам с самыми разными вопросами, но пре­дельно простыми, чтобы ответ на них был известен остальным. Участникам игры важно соблюдать простое условие: отвечать на вопросы можно только тогда, когда ведущий обра­тится непосредственно к тебе.

Вопросы могут быть примерно такими:

Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

Как звали девочку, которая попала в Зазеркалье?

Как звали девочку с голубыми волосами из всем известной сказки?

У каких цветов больше всего колючек?

Как называется маленькая лошадка?

Важно добиться того, чтобы у игроков возникли определенный азарт и желание отве­чать. Ведущий может задавать заведомо неправильные вопросы, тем самым провоцируя детей на самостоятельные высказывания. Если ребенок не выдерживает и начинает под­сказывать или отвечает на вопросы, не дожидаясь, пока к нему обратятся, он зарабатывает штрафное очко. Если участник игры отвечает на все вопросы точно, в соответствии с прави­лами игры, он получает высокую оценку. Победителями становятся те, кто набирает больше очков, не получив при этом ни одного штрафного.



Дразнилки

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Очень часто дети настолько болезненно реагируют на критику, что бросаются в драку по малейшему поводу. Задача игры - помочь им научиться сдерживать свои эмоции, не про­являть обиду.

Ведущий должен высказать несколько критических замечаний в адрес каждого из игра­ющих. Задача - создать ситуацию, когда игрок должен либо признать критику в свой адрес, либо поспорить с ведущим, доказать свою точку зрения. Критика со стороны ведущего может быть любой - например, он может сказать кому-то из игроков: «Ты не умеешь рисо­вать!»

В некоторых случаях участник игры спокойно соглашается с этим, признает: «Да, я не умею рисовать!». Но при этом он приводит другое свое качество, которым может гордиться

- например, говорит: «Зато я умею танцевать!» Варианты возможны любые: «Умею петь»; «Умею играть в шахматы»; «Умею танцевать».

Но в некоторых случаях он может с гневом или злостью возражать, отвечать: «Нет, я умею рисовать!» При этом его гнев может быть совершенно неоправданным, в игроке гово­рит обида, он попросту не может сдерживать свои эмоции.

Ведущий оценивает ответ каждого. Если игрок может сдерживать свои эмоции, он получает высокие очки. Если не умеет - соответственно, его результаты хуже. В конце игры при подведении итогов становится ясно, кто умеет сдерживать свои эмоции. Именно покой­ные, хладнокровные и получат больше очков.

«Эстафета»

Для детей среднего школьного возраста.

Смысл игры прост: проводится самая обыкновенная эстафета. Присутствующие делятся на две команды, по очереди каждый участник должен пробежать несколько метров, коснуться рукой дерева, вернуться обратно. После этого забег совершает другой игрок. Эста­фета может идти и по иному сценарию.

Ведущий внимательно наблюдает за реакцией играющих. Кто-то обязательно будет бурно проявлять радость или гнев в случае проигрыша. В этом случае игроки получают штрафное очко. Те, кто может сдержать свои эмоции, становятся победителями. Например, можно поставить условие: тот участник, который не набрал за время игры ни одного штраф­ного очка, будет считаться самым сдержанным из всех.


«Нарисуй карикатуру»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Все игроки делятся на пары. Один из пары должен нарисовать карикатуру на другого. Но тот, кто служит натурой, не должен видеть, что именно рисует напарник. А первый игрок при этом комментирует свои действия таким образом: «Нарисуем тебе здоровые ушки, мали­новые усы, красный нос» и т. д. и т. п.

Задача второго - выслушать подобные высказывания и отнестись к ним спокойно. Ведущий внимательно наблюдает за реакцией каждого игрока. Если игрок может спокойно отнестись к подобного рода «издевательствам», он получает оценку повыше. Если ему не удается сдержать свои эмоции, он получает меньше очков. Соответственно, те, кто наберет больше очков, будут победителями.

Когда карикатуры будут готовы, можно также проследить за реакцией игроков. Если игрок обиделся или в резкой форме ответил на карикатуру в свой адрес, ведущий учитывает это. Соответственно, от реакции каждого игрока будет зависеть количество очков. В этой игре может быть как один победитель, так и несколько.


Радость или грусть?

Для детей старшего школьного возраста.

Все присутствующие делятся на две команды. Первая команда должна выйти из ком­наты, их участие в игре ограничивается ролью стороннего наблюдателя. Вторая команда начинает игру. Ведущий задает игрокам различные вопросы области литературы, матема­тики, искусства. Участники игры отвечают на них.

Если ответ верный, игрок получает небольшой приз - конфету, игрушку или сувенир.

После завершения ответов на вопросы приходит вторая команда. Задача участников

- по поведению друзей угадать, кто из них правильно ответил на вопросы, а кто нет. Суть игры проста: далеко не все дети могут сдержать свою радость по поводу удачного ответа на вопрос или, наоборот, грусть из-за незнания верного ответа. Вторая команда пытается угадать эмоции членов первой команды.

Разумеется, далеко не все члены второй команды смогут догадаться об этом, руко­водствуясь только поведением ребят из первой. Если кто-то смог выполнить это условие, ему присуждается определенное количество очков. Отмечаются также те ребята из первой команды, которые сумели сдержать свои эмоции. Победителями становятся те, кто набирает больше очков.



Сюрприз

Для детей младшего школьного возраста.

К игре желательно подготовиться заранее: сделать небольшие подарки-сюрпризы, завернуть их в красивую обертку. Вложите, например, несколько коробочек одна в другую, наподобие матрешки, и красиво заверните.

Ведущий вызывает кого-то из играющих и торжественно вручает ему подарок. Игрок начинает развертывать этот подарок, а ведущий заинтересовывает его, говоря: «Твой пода­рок - чудесная вещь. Это игрушка, изготовленная в далекой теплой стране, она пользуется большой популярностью во всем мире.». На самом деле игрушка может быть простой сви­стулькой или еще какой-то мелочью. Важно смотреть на реакцию участника игры, пока он будет разворачивать подарок.

Если игрок не выразит своих эмоций, спокойно справится с заданием и развернет игрушку, его сдержанность можно отметить довольно-таки высоко.

На всех этапах важно следить за эмоциями игроков, особенно после того, как они уви­дят игрушку. Таким образом проходит «испытание» ребят. В конце игры подводятся итоги. Побеждают те, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить и таким образом: каждый игрок должен развертывать свой подарок неторопливо, так, чтобы не повредить упаковку и оберточную бумагу. В этом также проявляется умение сдерживать свои эмоции. Нетерпеливый игрок будет стараться как можно быстрее увидеть сюрприз, поэтому он не проявит аккуратности и осторожности.

Поиск «клада»

Для детей младшего школьного возраста.

Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры - один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача - отыскать эту вещь.

Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего - следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций про­явил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоци­онален был играющий, тем меньше баллов он получает.

Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется - дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздраже­ние, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.

Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который сле­дует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в резуль­тате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Побе­дителем становится тот, у кого очков больше.


«Не рассмеяться!»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий начинает игру с рассказа какой-то смешной истории или анекдота. Затем раз­говор продолжают остальные. Для них главное - не рассмеяться, даже услышав что-то очень смешное.

В начале игры все достаточно успешно сдерживают свои эмоции. Но потом кто-то из игроков не выдерживает и раздается веселый смех. Ведущий внимательно наблюдает за игроками. Те, кто сдерживает свои эмоции, получают оценку повыше. Ну а ребята, не сумев­шие сдержать их, получают меньше очков. Соответственно, в конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, кто набирает очков больше.

Игру можно разнообразить, разделившись на пары. По очереди каждая пара выходит на всеобщее обозрение - и напарники начинают смешить друг друга. Игроки как этой пары, так и все остальные не должны рассмеяться даже в ответ на очень смешные действия или слова. Те, кто сумел сдержать свои эмоции, заработают высокую оценку. Ну а кто не сумел

- получают меньше очков или не получают их совсем. Победителем будет тот, кто наберет очков больше.

«Спокойствие, только спокойствие»

Для детей среднего школьного возраста.

Хорошо известный и любимый многими сказочный герой Карлсон часто повторял эту фразу. Он обычно говорил: «Спокойствие, только спокойствие, это дело житейское!». Обычно эта фраза употреблялась им, когда он видел, что вокруг все раздражены или обо­злены до предела, и их надо успокоить. Игра также направлена на то, чтобы научить детей спокойно вести себя в самых разных ситуациях.

Очень часто дети не могут довести до конца начатое дело. Это объясняется их повы­шенной возбудимостью, эмоциональностью. Им хочется побыстрее заняться чем-то более интересным. Но в некоторых случаях просто необходимо заставить себя довести до конца начатое дело.

Ведущий должен следить за ходом игры и подводить итоги. Остальные игроки делятся на пары. Один игрок в каждой паре становится «взрослым», другой - «ребенком». Задача «взрослого» - что-либо объяснить «ребенку». Объяснения могут быть самыми разными: например, касающимися решения какого-то математического примера или задачи. Второй участник, «ребенок», должен делать вид, что ничего не понимает, постоянно задавать раз­личные вопросы по поводу объяснения.

Допустим, «взрослый» объясняет: «Очень важно соблюдать правила дорожного дви­жения. Иначе может произойти что-то непоправимое!». «Ребенок» в ответ на это постоянно задает провокационные вопросы: «Почему?», «Что может случиться?» и т. д. Таким обра­зом игра должна продолжаться до тех пор, пока «взрослый» не начнет явно раздражаться от неуместных вопросов. Вот в этом-то и заключается смысл игры.

Ведущий следит за изменением настроения «взрослого», за проявлением нервозно­сти с его стороны или негативных эмоций, раздражения. В случае, если этого не проис­ходит, «взрослый» спокойно продолжает свои объяснения, ему засчитывается определен­ное количество очков. Чем более спокоен участник игры, тем больше очков он получает. И, наоборот, чем более нервозен он, тем меньше очков ему засчитывается. В конце игры под­водятся итоги: победителем считается тот, кто наберет больше очков.

Игру можно разнообразить. Выходит один из ребят и начинает объяснять что-то собравшимся. Все остальные должны задавать ему различные провокационные вопросы. В результате игрок будет постоянно отвлекаться от своего объяснения, сбиваться, а от этого неминуемо появится раздражение. Соответственно, чем больше негативных эмоций проявит игрок, тем меньше очков он получит.

Ведущий внимательно наблюдает за действием. Иногда проявление эмоций может быть не явным, а скрытым. По поведению игрока будет видно, что он раздражен, расстроен, но он будет стараться держать себя в руках. Это - очень хорошее умение, и оно заслуживает высокой оценки. В конце игры также подводятся итоги. Участники, набравшие больше всего очков, становятся победителями. Эта игра полезна также тем, что дети смогут ясно увидеть, что чувствует учитель, когда ученики не понимают или не желают понимать его объяснений.


Находчивость и храбрость

Для детей среднего школьного возраста.

Уверенного в себе человека трудно чем-нибудь напугать.

Именно поэтому важно помочь детям воспитать в себе уверенность. Игра направлена на развитие этого качества, а также помогает научиться бороться со страхами.

Ведущий предлагает обсудить несколько неоднозначных ситуаций. Они могут варьи­роваться от самых простых до более сложных. Например, школьник пришел на урок и вдруг узнал, что именно сегодня важная и ответственная контрольная. А он совершенно не под­готовился. Ведущий по очереди может обращаться к ребятам, чтобы выяснить у них мне­ние относительно такой проблемы. По ответу будет ясно, насколько устойчива психика к такой ситуации. Например, ребенок может отвечать уверенно, предлагать различные вари­анты поведения, начиная с того, чтобы списать контрольную у кого-то, и до того, чтобы отпроситься домой, ссылаясь на плохое самочувствие.

Некоторые дети будут отвечать неуверенно, как бы сомневаясь в правильности своих действий. Это и свидетельствует, что такая ситуация могла бы вызвать у них страх. Задача ведущего - попытаться вести разговор таким образом, чтобы сам ребенок понял причину своего страха перед контрольной. Возможно, он недостаточно хорошо усвоил последние темы, может быть, его пугает мысль о постоянных неудачах и т. д. В игре нет победителей и побежденных, задача - помочь детям самостоятельно разобраться со своими страхами, чтобы они могли контролировать свои эмоции, возникающие в непредвиденных обстоятель­ствах.

В данной игре можно обсуждать ситуации на самые разные темы, например: «Что делать, если потерялся ключ от квартиры, а все уехали на дачу?» или «Что делать, если к соседям лезут воры?».

Вряд ли целесообразно травмировать детскую психику ситуациями, связанными с при­видениями, зомби, живыми мертвецами и прочей мистикой. Задача игры - научить ребенка сохранять уверенность в себе, а не дезориентировать его рассказами о паранормальных явле­ниях. Впрочем, можно оговориться, что при любом столкновении с чем-то непонятным вряд ли нужно все воспринимать слишком серьезно. Возможно, все объясняется очень просто: например, чьим-то розыгрышем или какими-то природными явлениями.


«Я знаю ответ»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Ведущий начинает задавать всем вопросы - от самых сложных до простых, внима­тельно наблюдая за реакцией игроков. Некоторые ребята не умеют сдерживать свои эмоции, поэтому на их лицах сразу можно прочитать, знают ли они ответ на вопрос или нет. Веду­щий может проверить свою догадку. Например, он видит, что кто-то очень весел и радостен. Сразу же ясно, что участник действительно знает ответ на вопрос. И наоборот, если игрок не знает ответа, он может быть смущен.

В игре нет победителей и побежденных, но ведущий говорит о своих наблюдениях. Некоторые из игроков действительно умеют сдерживать свои эмоции, а другие - нет. В этом нет ничего плохого, но в некоторых случаях не мешает научиться сдерживать их.

Если кто-то из игроков сумеет ввести в заблуждение ведущего, то есть не только скрыть свои истинные эмоции, но и создать совершенно иное впечатление, то заслуживает особой похвалы.


«Сохраняй серьезность!»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Из числа желающих поиграть выбирается один, тот, кто будет пытаться сохранить серьезность. Ему вручается широкий таз, наполненный водой практически до краев. Задача игрока - пронести этот сосуд определенное расстояние (которое следует оговорить заранее) и не пролить воду. Но вся соль игры заключается в том, что пока один пытается не расплес­кать воду, остальные игроки его активно веселят. Они могут подсказывать ему, как следует идти, чтобы вода не плескалась, как нужно ставить ногу, как держать таз, сколько еще оста­лось. Как показывает практика, в данных обстоятельствах не засмеяться очень сложно, поэтому выигрывают только самые стойкие личности.


«Взгляд в небо устремив.»

Игра с таким лирическим названием наверняка понравится всем, независимо от воз­раста. Суть ее заключается в следующем.

Один человек встает на видном месте (желательно на улице, а не в помещении), под­нимает глаза в небо и очень внимательно туда смотрит, сохраняя чрезвычайно серьезное и сосредоточенное выражение лица. В скором времени вокруг него формируется толпа любо­пытных зевак, которые начинают спрашивать, что это такое интересное он увидел. В этих обстоятельствах нужно сохранять первоначальное положение и - самое главное - взгляд. Очень важно не рассмеяться, чтобы тем самым все не испортить. Следует по крайней мере несколько минут выдерживать паузу. Вопросы окружающих будут становиться все настой­чивее, а толпа - все больше. Когда, наконец, ситуация достигнет апогея, тот, кто сморит в небо, покидает свое место под изумленные взгляды окружающих.

По такому же принципу можно разыграть окружающих, устремив взор в землю.

«Найди то, не знаю что»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

В начале игры следует оповестить всех, кого нужно вовлечь в увлекательный про­цесс поиска, о пропаже чрезвычайно нужной вещи. Это может быть все что угодно, но желательно, чтобы пропавший предмет имел маленькие размеры. Итак, один игрок (назо­вем его ведущим), говорит, что именно нужно отыскать всей компании. Участники начи­нают поиски, а ведущий руководит процессом, используя подсказки наподобие «Тепло» или «Холодно». «Пропавший» предмет на самом деле находится в кармане у ведущего, но поскольку игроки, как правило, об этом не догадываются, поиски могут затянуться надолго. Постепенно игроки начнут терять терпение, но перед началом игры ведущий ставит свое условие: ни в коем случае никому нельзя показывать свое нетерпение. Иначе они выбывают из игры.

Победителем считается тот, кто в конце концов догадается обыскать ведущего. Если же никого из игроков эта мысль не посетит, победителей не будет.


« Изображалки »

Эта игра имеет некоторые черты розыгрыша, однако она очень способствует выработке контроля за эмоциями. Играть таким образом могут все, без ограничений по возрасту, а пра­вила заключаются в следующем. Сначала из общего числа выбирается водящий, а потом

- ведущий. Эти игроки выходят из комнаты, где собрались все. Ведущий называет какого- нибудь зверя, которого нужно изобразить водящему. Затем они возвращаются к остальным. Водящий изображает заказанного зверя, а зрители пытаются отгадать, кто это.

Но на самом деле они заранее предупреждены о том, кого им показывает водящий. Только подавать вид, что все в курсе, ни в коем случае нельзя. Водящий старается изо всех сил, прыгает на разные лады, чтобы быть похожим на определенного зверя, но зрители про­должают серьезно смотреть на него. Таково условие игры - смеяться категорически запре­щено. Продолжительность игры во многом зависит от терпения игроков.

Играть подобным образом довольно часто не получится, потому что после первого раза все будут знать о правилах этой игры, и весь интерес и смысл исчезнут.





Психологический тренинг

В тренинге могут участвовать дети, начиная с 8—9 лет. Максимальное число - 12 чело­век.

Игроки удобно рассаживаются (можно на полу) полукругом. Ведущий предлагает им закрыть глаза, расслабиться и по очереди представить состояние радости, почувствовать, как она разливается по всему телу. После этого каждый участник тренинга рассказывает о своих чувствах.

Затем ведущий просит представить состояние глубокой печали; далее, по очереди, с небольшими перерывами, чувства страха, одиночества, умиротворения, веселья и т. д.

В заключение тренинга ведущий просит всех запомнить все прочувствованные состо­яния и выбрать для себя то, при котором они ощущают себя наиболее комфортно и испыты­вают удовольствие.



Фразы

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ведущий предлагает игрокам произнести одну и ту же фразу, пользуясь при этом раз­личной интонацией, различным темпом речи, разной громкостью голоса и т. д. Сначала это может быть упрощенный вариант, одно слово, например - «здравствуйте». Каждый должен постараться произнести это слово как минимум в четырех различных вариантах: печально, весело, возвышенно-поэтично, вкрадчиво. При этом игрокам разрешается использование характерных жестов и мимики.

Далее задание усложняется, ведущий предлагает произносить фразы; например, они могут быть такими:

1. Всего хорошего.

2. Я люблю вас.

3. С добрым утром.

4. Погода сегодня замечательная.

5. Идет дождь.

Победителем игры признается игрок, предложивший наибольшее количество вариан­тов произнесения одной и той же фразы.

В результате такого проигрывания у ребят формируются различные по своей эмоцио­нальной окраске модели обращения к окружающим и общения с ними.

«Узнай героя»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Ведущий выбирает в качестве основы для игры любую детскую сказку с достаточно простым и ясным сюжетом. Для детей дошкольного возраста нужно выбрать сказку, в кото­рой не очень много персонажей и главные герои однозначны, то есть являются положитель­ными или отрицательными.

Участники игры садятся в один общий круг. Ведущий выразительно прочитывает вслух всю сказку. После этого он просит игроков по очереди охарактеризовать каждого пер­сонажа (героя) сказки, аргументируя свой ответ, подкрепляя примерами. Ребенок должен постараться ответить, почему он так думает.

Затем, когда все мнения будут высказаны, можно провести общее обсуждение. В игре не ставится задача выявить победителя, важно научить каждого ребенка адекватно и верно оценивать поступки героев, потому что свои знания дети могут применить и к реальным людям.


«Попробуй, рассмеши!»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Ребят нужно разбить на пары. Игроки садятся друг напротив друга. Задача одного - рассмешить любыми способами другого, при этом можно пользоваться как речью, напри­мер, рассказать анекдот или смешную историю, так и невербаликой: жестами, мимикой, пан­томимикой и т. д. Не разрешается только прикасаться к партнеру по игре. Задача второго партнера - постараться сохранять хладнокровие и не рассмеяться в течение какого-то опре­деленного времени, назначенного ведущим. Это время зависит прежде всего от возраста участников игры. Чем взрослее дети, тем больше его отводится на тур, но не следует давать слишком много времени, самое оптимальное - около 7—10 минут, так как игра теряет дина­мичность, становится затянутой и менее интересной.

После окончания первого тура все меняются ролями в своей паре, после дальнейших туров игроки меняются партнерами. За каждый выигрышный тур игрок получает одно очко, эквивалентом которого может быть конфета или игрушка.

Победителем игры признается тот, у кого при подведении итогов окажется больше очков или их эквивалентов.

«Создай эмоциональный образ»

Для детей среднего и старшего школьного возраста. Число участников от четырех человек.

Перед началом игры всем раздают по 3 листа бумаги и по карандашу.

Ведущий предлагает игрокам нарисовать по одному человеческому лицу на каждом листе бумаги, причем это лицо должно выражать какую-либо эмоцию: радость, печаль, злобу, недовольство и т. д., по выбору самого игрока. На выполнение этого задания отводится 10—15 минут. После этого ведущий собирает рисунки у игроков, перемешивает их. Все рассаживаются полукругом возле ведущего, так, чтобы его было хорошо видно. Ведущий достает по одному рисунку и показывает (предъявляет) его всем игрокам. Ребята в свою оче­редь должны постараться определить. какую именно эмоцию выражает данное лицо. Игрок, являющийся автором этого рисунка, не должен подсказывать остальным.

Если игроки правильно угадывают эмоцию, то автор рисунка получает очко.

Но может получиться так, что, отражая на бумаге эмоциональный образ, автор рисунка имеет в виду одну эмоцию, а остальные дети увидели в нем другую. В этом случае у игрока минусуется одно очко.

При подведении итогов победителем игры считается участник, набравший больше всего очков.


«Стойкий оловянный солдатик»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Чрезмерная эмоциональность, отсутствие терпения могут привести к тому, что ребе­нок не сможет сосредоточиться на каком-то одном действии. Особенно тяжело ему это сде­лать, если вокруг множество различных соблазнов. Например, трудно заниматься уроками, если кто-то рядом свободен и занимается своими делами. Данная игра направлена на то, чтобы научить детей терпению и сосредоточенности.

Игроки делятся на две команды. Первая команда должна сделать какие-то рисунки. Ведущий придумывает тему для этих рисунков. Дети из второй команды играют рядом в какие-то шумные игры. Смысл игры в том, чтобы первая команда за самый короткий срок точно справилась с заданием - сделала заданные рисунки. Ведущий внимательно наблюдает за ходом игры. Если кто-то из игроков постоянно отвлекается, он получает меньше очков, чем другие, более терпеливые участники игры.

Игра продолжается, только теперь команды меняются местами. Теперь игроки второй команды рисуют, а игроки первой играют в шумные игры. Ведущий следит за игроками и присуждает очки. В конце игры подводятся итоги. Победителем можно считать тех игроков, которые набрали больше очков.

«Терпение и труд все перетрут»

Для детей среднего школьного возраста.

Иногда для того, чтобы научить детей сдерживать свои эмоции, нужно направить их энергию на выполнение какого-то определенного дела. Данная игра рассчитана на то, чтобы научить детей вовремя переключаться с шумных эмоциональных игр на более спокойные.

Задача ведущего - спровоцировать бурное проявление эмоций у детей. Например, можно затеять какой-то спор, устроить небольшую ссору. При этом нужно внимательно сле­дить за эмоциями участников игры. Те игроки, которые бурно проявляют свои чувства, полу­чают определенное количество штрафных очков. Им следует выполнить какое-то задание ведущего.

При этом ведущий может выбрать следующие варианты заданий: решить какую-то головоломку, собрать из конструктора какую-то игрушку или сделать какое-то другое дей­ствие, требующее внимательного и терпеливого отношения. Разумеется, далеко не все смо­гут быстро переключиться и точно выполнить задание. При этом ведущий должен внима­тельно следить за «провинившимися» игроками, то есть теми, кто получил штрафные очки. Если они хорошо справились с заданием, то их штрафные очки сгорают, а если игроки не смогли хорошо справиться с делом, то у них штрафные очки остаются. В конце игры под­водятся итоги. Победителями считаются те, кто не получил ни одного штрафного очка.


«На обидчивых воду возят»

Для детей младшего школьного возраста.

Игроки делятся на две команды. Члены первой будут «обидчивыми», а участники вто­рой команды, наоборот, будут пытаться переубедить «обидчивых». Сначала выступает пер­вая команда. Ее члены могут разыграть сценку или рассказать историю из собственной жизни - относительно того, как их кто-то когда-то сильно обидел. Или можно рассказать, как сам игрок невольно или специально обидел кого-то.

Члены второй команды должны внимательно прослушать рассказ или посмотреть «сценку» - театрализованное представление. После этого они должны подробно обсудить обрисованную ситуацию и сказать свое мнение. Они могут сказать, почему нельзя было оби­жаться в данном случае. Или наоборот, можно сказать, какие меры нужно было принять.

Ведущий внимательно наблюдает за игрой и действиями всех ребят. Затем наибо­лее убедительные и активные игроки второй команды получают заработанные очки. Потом команды меняются ролями. Члены второй команды становятся «обидчивыми», а первая команда, наоборот, пытается их переубедить. Игра продолжается. В конце ведущий подво­дит итоги.

Победителями считаются те, кто получил больше очков. Именно эти ребята могут счи­тать себя самыми сознательными и сдержанными в проявлении различных эмоций, в том числе и обиды.




Глава 9. Во власти чувств

Музыка и цвет

Для детей среднего школьного возраста.

Данная игра положительно влияет на развитие тонкости восприятия.

Для игры необходимо заготовить несколько рисунков, четко передающих какое-либо настроение. Лучше, если это будут пейзажи, изображающие различные состояния погоды - солнце, дождь, снег, грозу, ветер и т. д. Желательно, чтобы на одно состояние было 2 или 3 рисунка, отличающихся между собой по впечатлению. К каждому из этих творений следует подобрать музыку, полностью отвечающую тому настроению, которое передано через рису­нок. И музыка должна быть различной - симфонической, оркестровой, инструментальной и т. п.

Играющие садятся в круг - и им предлагается рассмотреть заготовленные рисунки. Затем последние раскладываются в беспорядке в центре круга - и включается какая-либо музыка. Задача играющих - вытянуть из кучи рисунков тот, который соответствует данной музыке и несет в себе то же самое настроение и впечатление. Чтобы игра была более зани­мательной, за каждый правильный ответ следует давать поощрительные призы. Набравший наибольшее количество поощрений по окончании игры получит приз, например все исполь­зуемые в процессе игры рисунки.


«Веселый светофорчик »

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Необходимо приготовить небольшие бумажные кружочки различной расцветки. Таких кружочков каждого цвета должно быть не менее пяти. Например, розовый, бордовый, виш­невый, малиновый, огненный и т. д. Далее следует вырезать из картона светофорчик, глазки которого должны быть чуть меньше кружочков. С обратной стороны на светофоре должны быть приклеены кармашки, в которые можно помещать любой из кружков.

Играющие садятся в ряд, а ведущий напротив. Игра проводится в несколько этапов. Первый: ведущий помещает в первое окошечко светофорчика кружок любого цвета. Задача игроков назвать ассоциации, которые этот цвет у них вызывает, - кто больше. Например, красный - кровь, желтый - песок, белый - облако, черный - ночь, и т. д. Отвечать можно по очереди. За наибольшее количество ответов следует давать жетон. По окончании этого этапа из игры выбывают те, кто заработал меньше жетонов.

Второй этап проводится следующим образом: в светофор помещаются сразу три кружка одного цвета, но разных оттенков. Задача игроков - поочередно назвать предмет, имеющий такую окраску от природы. Например, розовый цвет - роза, мякоть арбуза, губы, щеки; красный - плод граната, яблоко, клубника, малина; вишневый - вишня, слива и т. д. Каждый играющий должен назвать по одному предмету на каждый цвет светофора (по три ассоциации за один ответ), затем то же самое делает следующий и так до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Каждый последующий игрок называет предметы, которые не были еще названы. По этой причине первыми всегда должны начинать игру самые слабые игроки. По окончании игры участники с малым количеством жетонов также выбывают.

И, наконец, третий этап. Ведущий помещает в светофор три кружка любого цвета или оттенка. Задача игроков - назвать предмет, который ассоциируется одновременно со всеми тремя этими цветами. Например: светофор из желтого, оранжевого и белого. Предметом, сочетающим в себе эти цвета, будут огонь, пустыня, солнце. Зеленый, коричневый и блекло­желтый напомнят о болоте, осенней траве, листве.

Если по окончании этого тура так и не определится окончательный победитель, можно провести суперигру. Ведущий показывает любой цвет, а игроки должны назвать оттенки этого цвета. Например: синий круг - цвет морской волны, голубой, фиолетовый; красный - розовый, вишневый, малиновый, алый, огненный. Победителю игры следует вручить приз, например, книжку о правилах дорожного движения или игру с дорожными знаками, в кото­рую дети затем смогут поиграть.

«Облака, белогривые лошадки»

Игра на развитие творческого воображения.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эту игру можно проводить среди членов своей семьи. Следует подобрать теплый сол­нечный день, когда в небе множество разных, быстро проплывающих мимо облаков. Игра­ющие должны лечь на спину и, посмотрев на небо, выбрать себе одно облачко. Затем каж­дый должен описать свое облако: рассказать, на что оно похоже, какой цвет имеет, от кого убегает (описать облако-соперника, следующего за ним) и какое настроение несет.

Выигрывает тот, кто составит наиболее живописный рассказ. Чтобы заинтересовать детей, ведущий (родитель) должен подать пример первым.


«Слепой»

Игра на развитие осязания.

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Приготовьте пластилин и шарфики по числу игроков.

Играющим необходимо завязать глаза и попросить из куска пластилина слепить какое- либо животное - черепаху, собаку, кошку и т. д. Во время игры следует поставить музыку, которая будет создавать соответствующее настроение. Включите любую детскую песенку про это животное. Выигрывает в данном конкурсе тот, кто сможет передать более правиль­ную форму животного, то есть тот, у кого наиболее развито чувство осязания. Игру можно проводить множество раз, все более усложняя задание.


«Я не Бетховен, я только учусь»

Игра на развитие музыкального слуха.

Для детей среднего школьного возраста.

Требуется несколько колокольчиков различного звучания, стеклянные бутылки с водой, различные звенящие предметы (ложки, металлические пластины, трещотки, пластмассовые бокалы и т. д.). Играющие должны сесть спиной к ведущему и закрыть глаза. Ведущий, в полной тишине, вызывает звук из одного из располагающихся на столе предметов. Затем просит любого играющего найти источник звука на столе.

За каждый правильно определенный предмет вручается жетон.

«Чем пахнет?»

Игра на развитие обоняния.

Для детей среднего школьного возраста.

Подготовьте различные пахучие вещества. В пластмассовые баночки разложите измельченные лепестки известных детям цветов, разлейте натуральные соки фруктов, засыпьте порошки. Каждому игроку предлагается по нескольку баночек с жидкостями порошками и травными настоями, и он должен определить по запаху, что в там находится.

Задания должны быть различными. Правильные ответы не следует говорить до окон­чания игры. Ведущий должен делать себе пометки, кто и сколько угадал. Победителю игры можно подарить что-то.


« Ням-ням »

Игра на развитие вкусовых качеств.

Для детей младшего школьного возраста.

Из свежих фруктов и ягод миксером приготовьте пюреобразные массы и разложите их в тарелочки. Играющие должны определить на вкус, в какой тарелочке что находится.

Для этой игры можно использовать натуральные соки, отварные овощи и фрукты, соче­тание из 2—3 продуктов. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов.

«Куча мала»

Игра на развитие осязания.

Для детей среднего школьного возраста.

Потребуются предметы, имеющие различную форму и изготовленные из разного материала. Это могут быть любые игрушки, детали конструктора, спортивный инвентарь, посуда, украшения и т. д. Все эти вещи необходимо сложить в общую кучу и слегка пере­мешать. Вокруг нее посадите играющих и завяжите им глаза. Ведущий должен поочередно подходить к каждому игроку и давать ему любой предмет. Задача игрока - определить на ощупь, что находится в руках. Игроки могут вытягивать предметы и самостоятельно. Побе­дителю необходимо приготовить поощрительный приз.

Эту же игру можно провести другим способом.

Необходимо набрать множество мелких предметов и сложить их в небольшой мешо­чек. Каждый игрок поочередно опускает руку в этот мешочек и ухватывает там любую вещичку, но не вытаскивает ее. Не видя предмета, играющий должен назвать его, а затем вынуть и проверить правильность своего ответа.







Игра на развитие слуха

Для детей среднего школьного возраста.

Установите возле стола небольшую ширму, скрывающую его, и приготовьте предметы, издающие специфический звук. Для большого круга играющих лучше использовать звуко­запись. Она дает больше возможностей и делает игру интереснее.

Подготовьте основной инвентарь. Играющие должны сесть спиной к ширме. В полной тишине они прослушивают звук и определяют, что происходит в данный момент. За каждый правильный ответ игрок получает жетон.

Для игры можно использовать такие звуки: скрип двери, помешивание ложкой в ста­кане, разрыв бумаги, поедание яблока, шум ветра, зажигание спички, шарканье ног по полу, открывание ящика, поворот ключа в замочной скважине и т. д.

«Юный натуралист»

Игра на развитие эстетического вкуса.

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игра проводится в несколько этапов. Первый называется «семицветик». Для него необ­ходимы засушенные листья и цветы растений, ветки деревьев, а также различные бантики и оберточная бумага. Задача играющих - индивидуально составить сказочный букет, приду­мать ему название и необычным образом преподнести его ведущему, который как бы выпол­няет роль короля или королевы.

Второй этап носит название «океанариум». Задача игроков - под музыку волн при помощи пластики передать заданное настроение. Это могут быть различные плавные дви­жения, покачивание, изображение рыб и подводных жителей. Оцениваются чувство ритма и пластичность.

Третий этап называется «живой уголок». Задание этого конкурса - изобразить свое любимое животное, стараясь как можно правдивее передать его пластику, движения и люби­мые позы. Победитель выбирается голосованием. Итоговым призом могут быть книги про живую природу или сувенирчики из натурального материала.


«Нас не видно и не слышно»

Игра на развитие слуха.

Для детей среднего школьного возраста.

Играющие берутся за руки и образуют круг. При помощи считалки выбирается веду­щий. Ему завязывают глаза и помещают в круг. Задача игроков: по одному постараться подойти к нему так, чтобы он этого не услышал, и коснуться его рукой. Если ведущий все же услышал, то игрок выбывает из игры. Главное условие игры - полная тишина и сосре­доточенность.

«Канатоходец»

Игра на развитие осязания.

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

На земле параллельно раскладываются две нити небольшой толщины. На обоих их концах устанавливаются флажки - старт и финиш. Играющие делятся на две команды. Каж­дая из них выстраивается напротив своей нити. Первым игрокам завязывают глаза - и, по команде ведущего, они должны преодолеть данное расстояние, не оступившись за линию. Если играющий наступает мимо нити, он выбывает из игры. В течение первого перехода часть команды выбывает, а оставшаяся продолжает соревнование. Если игра проводится в спортзале, играющие могут разуться, чтобы было легче чувствовать нить и не сбиться с пути. В каждом следующем туре нити следует заменять на более тонкие. Так, первый раз через носочек нить чувствуется хорошо, а в последнем - нить используется катушечная, то есть наименее ощутимая.


«Музыка и цвет»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Играющие рассаживаются полукругом. Ведущий располагается напротив. Детям раз­даются картонные квадраты разных цветов и оттенков. Ведущий на 2—3 минуты ставит какую-либо симфоническую, оркестровую или инструментальную музыку.

Задача играющих - поднять вверх квадрат, окрашенный в цвет, который, на их взгляд, передает то же настроение, что и слышимая музыка. Если кто-то из детей поднял квадрат, резко отличающийся цветом от поднятых остальными, ведущий просит его обосновать свое мнение, а затем продолжает коллективное обсуждение.

Игра научит детей сопоставлять оттенки цвета и краски музыки и находить между ними связь и отличие. По окончании игры можно попросить детей рассказать про цвета и ответить на вопросы типа: что это за цвет, на что он похож, какая музыка и инструменты ему соответствуют?

« Прославлялка »

Для детей среднего школьного возраста.

Игра научит детей выражать свои чувства, используя для этой цели прилагательные, а также разовьет у них чувство прекрасного.

Играющие рассаживаются по кругу. Ведущий дает одному игроку в руки любой пред­мет - яблоко, цветок, игрушку и т. д. Задача игроков: передавая предмет по кругу, прослав­лять его, то есть называть прилагательные, характеризующие его. Например, роза: красивая, розовая, нежная, милая, легкая, ароматная, чудесная. Основное требование к игрокам - не мешкать. Выигрывает тот, чей ответ окажется последним.


«Цепочка»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игра поможет детям определить и понять закономерность и взаимосвязь всех пяти чувств человека: слуха, обоняния, осязания, вкуса и зрения.

Играющие рассаживаются полукругом, а ведущий располагается напротив. Он пока­зывает рисунок любого предмета. Задача играющих - составить полную цепочку связанных с ним чувств. Выигрывает тот, кто составит самую длинную цепочку. Задания для каждого игрока должны быть разными.

Например, яблоко. На вкус оно может быть сладкое и кислое.

По цвету: зеленое, красное, желтое, пестрое. По запаху: сладковатое и ароматное. На ощупь - круглое, а звук его будет ударным - падающим. Получается цепочка - яблоко, крас­ное, сладкое, круглое, ароматное, ударное.

«Бессловесное послание»

Для детей среднего и старшего школьного возраста.

Играющие выстраиваются в цепочку и берутся за руки. Стоящий первым игрок дол­жен послать последнему через прикосновение сигнал, выражающий какое-нибудь чувство, например чувство дружбы, ласки, любви, злобы и прочее. Для этого ему необходимо пожать руку стоящего рядом так, чтобы он понял, что означает это рукопожатие, и передал его по цепочке дальше. Когда сигнал будет принят последним, тот должен сказать вслух, что за послание он получил.


«Гример»

Для детей старшего школьного возраста.

Есть два способа проведения игры. В первом случае состояние человека играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором - через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изоб­разит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения - парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить резуль­тат труда. То есть - выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.





Игра на развитие осязания

Эту игру можно провести в несколько этапов. Она позволяет развить у детей осязание и обостряет их чувствительность.

Играющие садятся в ряд, кладут руки на колени, им всем завязывают глаза. Ведущий поочередно подходит к каждому и прикасается к его руке каким-нибудь предметом. Задача играющего - определить, что это было и из чего изготовлено. Используемые в игре предметы должны быть различны по материалу: металл (холодный), ткань - шелк (легкий или скольз­кий), шерсть (мохнатая и колючая), мех (пушистый), дерево (шершавое) и прочее. Выигры­вает тот, кто допустит меньше ошибок в ответах.

Во втором варианте задание немного меняется. Играющие сидят полукругом, но глаза завязываются только тому, кто в данный момент выполняет задание. Ему в руки дается кор­зина с фруктами, ягодами и цветами. Задача игрока, вынимая из корзины по одной вещи, на ощупь определить, что это. Содержимое корзины для каждого играющего следует менять.

Туда можно поместить яблоки, помидоры, изюм, печенье, ромашку, цветок астры и прочее. Выигрывает тот, кто допустит меньше ошибок.


«Ветер и парусники»

Для детей среднего школьного возраста.

Игра поможет детям не только познакомиться с основными сторонами света, но и разо­вьет у них ассоциативное мышление и способность образно воспроизводить свои чувства. Сама игра проводится под тихую, мелодичную музыку.

Играющие встают в круг, а ведущий - в центр. Роль «ветра» выполняет ведущий, а роль «парусников» дети. Игра начинается с прочтения небольшого четверостишия.

Ветер сильный, ветер мощный,

Он для паруса помощник.

Он направит, повернет И домой всегда вернет.

Затем под тихую, спокойную музыку ведущий говорит: «Ветер дует с севера». Задача «парусников» развернуться в направлении ветра, то есть лицом на юг. Когда ведущий гово­рит: «Ветер дует с запада», все поворачиваются лицом к востоку, если «буря», то «парус­ники» кружатся на одном месте. По команде «переменно» играющие должны стоять на месте, покачиваясь, а по команде «штиль» замереть. С каждым разом темп игры увеличива­ется. Если играющий ошибается, он выходит из игры. Побеждает тот, кто сделает меньше ошибок.

«Угадай, чей голосок»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Играющие встают в круг, не держась за руки, ведущий в центр. Ему завязывают глаза. По команде круг начинает движение в одну сторону и говорит:

Встали детки в ровный круг,

Развернулись резко вдруг.

И сказали: «скок-скок-скок»,

Разгадай, чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» произносит только один из игроков. Задача ведущего - угадать, кто сказал эти слова. Если он отгадывает, то меняется местами с игроком, если нет, игра продолжается дальше.


«Рыжая лиса и зайцы»

Для детей среднего школьного возраста.

Игра на развитие умения определять и чувствовать замыслы человека по лицу.

Играющие встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Вне круга рисуют дом лисы. Затем все играющие закрывают глаза, а ведущий обходит круг и дотрагивается до одного из игроков - он и становится лисой, остальные - зайцами. После этого все открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, стараясь определить, кто же является лисой. Лиса старается себя не выдавать. Затем три раза хлопают в ладоши и хором спрашивают: «Рыжая лиса, где ты?» и смотрят друг на друга. После третьего повторения лиса откликается: «Вот я», и начинает всех ловить. Пойманных она помещает в свой дом. Выигрывает тот, кого лиса поймать не сможет.

«Гармония»

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игра на развитие чувства гармонии и уравновешенности.

Ведущий просит играющих поднять ногу и далее таким же образом выполнять все последующие его задания. Те, кто не удерживает равновесия и встает на обе ноги, выбывает. Задания могут быть следующими: изобразить птицу в полете, цаплю на болоте, танцора, пьяного человека и прочие фигуры.


«Лесные звуки»

Игра на развитие слуха.

Для детей младшего и среднего школьного возраста.

Игра проводится на лесной поляне. Все рассаживаются в круг и им завязываются глаза. Ведущий, используя разные лесные предметы, воспроизводит различные шумовые эффекты леса: хруст ветки, шелест травы, шум упавшей шишки и т. д., а играющие должны их уга­дать. После воспроизведения пяти таких шумов играющие снимают повязки и записывают свои ответы на листочек, а ведущий сверяет их. Побеждает игрок, сделавший меньше оши­бок.




Заключение

Итак, закончена книга, и мы надеемся, что она не вызовет бурной критики читате­лей. В заключение хотелось бы еще раз обратить наших взрослых читателей на некоторые моменты, которые в своем роде являются своеобразными «китами», основой, держащей принципы воспитания.

Стрессы, ухудшающаяся с каждым годом экологическая обстановка, слабая нервная система, неправильный образ жизни - сколько раз взрослым людям приходится жаловаться на все это, да и еще многое другое. Интересно, что в эти моменты мы практически не заду­мываемся о том, что дети страдают от перечисленного ничуть не меньше, а наоборот, гораздо сильнее. Взрослым свойственно думать, что у их детей вообще не может быть никаких про­блем, если они сыты и тепло одеты. Тем не менее, психологические проблемы встречаются у детей едва ли не чаще, чем у взрослых.

Но если взрослый человек способен справиться со своими внутренними кризисами в одиночку или, например, обратиться к помощи профессионального психоаналитика, то ребенок подчас даже не в состоянии выразить словами свое состояние. И если родители постоянно заняты работой и не могут, а порой просто не желают видеть, что переживает их ребенок, то подобное может стать основой для серьезных бед, начиная от комплекса непол­ноценности и заканчивая социофобией.

Взрослые должны быть внимательны к детям. Ни в коем случае не стоит игнориро­вать плохое настроение, принимая его за простой каприз. Следует непременно разобраться в том, что стало причиной этого плохого настроения. Может быть, ребенок обиделся на что-то несущественное, и это теперь отравляет его существование. Полагая, что если не обращать на это внимания, ребенок вскоре успокоится, взрослые совершают одну из самых распро­страненных ошибок.

Игры, собранные в данной книге, помогут развитию ребенка.

Под этим развитием подразумевается и уверенность в себе, и способность управлять эмоциями, и быстрота реакции, и повышение коммуникабельности. В общем, все то, что необходимо человеку в жизни для ощущения себя здоровым и самодостаточным человеком.

Кроме того, игры, приведенные в книге, помогут подготовить ребенка к отношениям в школе. Развивая с их помощью внимание, память и воображение, взрослые способствуют лучшей адаптации ребенка в школьном коллективе и обстановке.

В общем, вывод напрашивается сам собой: игры выполняют очень важную функцию в жизни ребенка, а значит, их должны знать и взрослые. Данная книга поможет и тем, и другим в лучшем понимании жизни.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.