Объекты административного правонарушения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Вообще, юридическая ответственность наступает лишь в том случае, если деяние посягает на какие-либо охраняемые общественные отношения. Данные отношения и являются объектом правонарушения. Объектами ад­министративных правонарушений могут быть самые разнообраз­ные общественные отношения, складывающиеся в сфере госу­дарственного управления: общественный порядок, здоровье насе­ления и общественная нравственность, порядок управления, до­рожное движение, воинская служба и т. д. Вместе с тем объектом административного правонарушения (равно как и всякого другого) является лишь такое общественное отношение, которое урегулиро­вано правом и охраняется санкциями правовых норм. При отсутствии объекта нет и правонарушения. Например, уничтожение ничейного имущества не нарушает чьих-либо прав, а потому не образует

состава правонарушения, даже если лицо не знало, что это иму­щество никому не принадлежит.

 

Объективная сторона административного правонарушения

     Чтобы быть наказуемым, деяние должно иметь внешнее, объективное выражение, которое принято называть объективной сто­роной. Объективная сторона администра­тивного правонарушения охватывает три элемента.

     1. Противоправное деяние (действие или бездействие). Про­тивоправность как признак административного правонарушения означает его запрещенность правовой нормой под угрозой примене­ния к субъекту мер административной ответственности. Каждая нор­ма КоАП РФ четко формулирует, за какое конкретное действие или бездействие может наступить административная ответствен­ность. Например, ст. 8.32 КоАП РФ устанавливает административ­ную ответственность за нарушение правил охоты, т. е. за охоту в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенным ору­жием или способами. Если то или иное действие или бездействие не предусмотрено административно-правовыми нормами в каче­стве административного правонарушения и основания админист­ративной ответственности, то это безусловно исключает его нака­зуемость.

     Говоря о противоправности как элементе объективной сто­роны состава административного правонарушения, необходимо обратить внимание на особенности совершения административ­ных правонарушений должностными лицами, предопределенные спецификой их правового статуса. В качестве правонарушений должностных лиц рассматриваются: а) их собственные противо­правные действия, непосредственно нарушающие предписания правовых норм; 6} действия, противоправность которых состоит в даче подчиненным противоправных указаний; в) непринятие мер к своевременному исполнению установленных правил другими лицами, когда в порядке осуществления своих служебных обязан­ностей должностные лица обязаны были данные меры принимать. Важно отметить, что в этом случае речь не идет об ответственно­сти за чужую вину: административная ответственность должност­ного лица наступает здесь за его собственное противоправное деяние, совершенное в форме бездействия.

     2. Вредные последствия. В подавляющем большинстве слу­чаев административная ответственность предусматривается за само противоправное деяние, независимо от того, повлекло ли оно  какие-либо отрицательные последствия или нет. Иными словами, ад­министративная ответственность может наступать и без причинения вреда: достаточно лишь самого факта нарушения закона. Такие со­ставы правонарушений в теории права принято называть формальны­ми, Лишь иногда для возложения административной ответственности необходимо, чтобы правонарушение повлекло и некоторые отрица­тельные последствия. В этих случаях говорят о материальных соста­вах. Например, такие составы, как умышленное уничтожение или по­вреждение чужого имущества (ст. 7.17 КоАП РФ), мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ) предполагают не просто совершение действий, на­правленных на уничтожение или кражу чужого имущества, но имен­но уничтожение последнего или противоправное завладение им.

     3. Причинно-следственная связь между противоправным де­янием и вредными последствиями. Причинно-следственная связь -это объективная связь между явлениями, в которой одно из них высту­пает причиной другого, а последнее - следствием первого (см. также § 3 гл. 3 учебника). Рассматриваемый признак означает, что вредные последствия должны явиться результатом именно данного противо­правного деяния. Например, гражданин получил легкую производст­венную травму и был направлен директором завода в поликлинику для получения медицинской помощи. По дороге этого гражданина сбила машина и он попал в больницу. Кто должен понести ответствен­ность: работодатель (ведь именно он направил гражданина в поликли­нику) или владелец автомобиля? Можно ли привлечь к ответственно­сти обоих? Очевидно, что в данном случае повреждение здоровья гражданина причинно связано с действиями водителя, а не работода­теля, а значит, при наличии иных условий административной ответст­венности на него будет наложен штраф или он будет лишен права уп­равления автомобилем в соответствии со ст. 12.24 КоАП РФ («Наруше­ние Правил дорожного движения или правил эксплуатации транс­портного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего»).

     Как и вред, причинно-следственная связь является элемен­том объективной стороны только материальных составов правона­рушений.

 

Субъективная сторона административного правонарушения

     С точки зрения субъективной стороны, т. е. вины правонарушителя, административное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. В большинстве норм, формулирующих составы ад­министративных правонарушений, не содержится указаний на форму вины. Это связано либо с тем, что закон признает конкретное противоправное деяние административным правонарушением независимо от формы вины субъекта, либо с тем, что данное правонарушение по самой своей сути может быть совер­шено только с какой-либо одной формой вины (умышленно или по не­осторожности), а потому специальное указание на это в правовой норме было бы излишним. Понятно, например, что такие правонару­шения, как мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ), подделка документов, штампов, печатей или бланков (ст. 19.23 КоАП РФ), могут быть совер­шены только умышленно. Но иногда закон все же включает в состав административного правонарушения ту или иную форму вины. На­пример, ст. 7.17 КоАП РФ устанавливает административную ответст­венность за умышленное уничтожение или повреждение чужого иму­щества, если эти действия не повлекли причинения значительного ущерба. Такая формулировка означает, что неосторожное поврежде­ние чужого имущества административным правонарушением не яв­ляется и не подлежит административной ответственности (что не ис­ключает, конечно, ответственности гражданско-правовой в виде воз­мещения убытков). Придавая в отдельных случаях юридическое зна­чение формам вины, КоАП РФ, в отличие от Уголовного кодекса, не различает ее видов - прямого и косвенного умысла, легкомыслия и небрежности. Крайне редко включаются в составы административ­ных правонарушений и такие субъективные признаки, как цепь и мо­тив противоправного поведения.

     Определенную специфику имеет установление вялы юридиче­ского лица, поскольку последнее, как известно, является искусствен­ным образованием, а значит, не обладает психикой. Виной юридичес­кого лица в совершении административного правонарушения следу­ет считать вину его должностных лиц, иных лиц, входящих в его орга­ны управления, работников, не принявших всех зависящих от них и возможных в конкретной ситуации мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законом установлена административная ответственность. Поскольку, таким образом, вина юридического ли­ца связана с виновным поведением конкретных физических лиц, за­кон предусматривает, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной или уго­ловной ответственности за данное правонарушение виновное физиче­ское лицо и, наоборот, привлечение к административной или уголов­ной ответственности физического лица не освобождает от админист­ративной ответственности за данное правонарушение лицо юри­дическое.

 

Административные наказания

     Мерами ответственности за совершение административных правонарушений являются административные наказания.

     КоАП РФ предусматривает следующие виды административных наказаний:

     1) предупреждение. Предупреждение является наиболее мягким административным наказанием и применяется, как правило, к тем, кто впервые совершил административное правонарушение, а также за незначительные деяния. Предупреждение выражается в официальном порицании физического или юридического лица. Выносится предупреждение в письменной форме, что отличает его от устного замечания, которое административным наказанием не является;

     2) административный штраф. Административный штраф -это основная мера административного наказания, предусмотрен­ная почти за все виды административных правонарушений. Адми­нистративный штраф выражается во взыскании с нарушителя в доход государства определенной денежной суммы, размер ко­торой устанавливается в величине, кратной:

     • минимальному размеру оплаты труда (без учета районных      коэффициентов). Устанавливаемый таким образом размер штрафа не может      быть менее 1/10 МРОТ и более 25 МРОТ в отношении граждан, 50 (а в ряде      случаев 100) - в отношении должностных лиц, 1000 (а в ряде случаев 5000) -в      отношении юридических лиц;

     • стоимости предмета административного правонарушения, но не более      трехкратного размера его стоимости;

     • сумме неуплаченных налогов, сборов либо сумме незакон­ной валютной      операции, но не более трехкратного размера указанных сумм;

     3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения. Возмездное изъятие заключа­ется в принудительном изъятии у собственника определенного имущества, которое являлось орудием совершения или предме­том административного правонарушения и последующая его реа­лизация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмезд­ное изъятие назначается судьей. Данная мера применяется, в ча­стности, за нарушение правил хранения, перевозки, ношения, ис­пользования оружия и патронов к нему. Не допускается изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, дозволенных орудий охоты и рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

     4) конфискация орудия совершения или предмета админи­стративного правонарушения. Конфискация - это принудительное безвозмездное обращение в собственность государства вещи, явившейся орудием совершения или предметом административ­ного правонарушения. Это может быть имущество, которое неза­конно хранится, провозится либо пользование которым не оформ­лено в соответствии с требованиями законодательства. В любом случае конфискуемое имущество должно принадлежать правона­рушителю на праве собственности; в противном случае применение конфискации не было бы для него наказанием. Поэтому не явля­ется конфискацией изъятие из незаконного владения правонару­шителя вещей, подлежащих возвращению их собственнику, а также вещей, изъятых из оборота (например, радиоактивных ма­териалов) либо по иным причинам находящихся в противоправном владении правонарушителя и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Кон­фискация назначается судьей. Не допускается конфискация (как и рассмотренное выше возмездное изъятие) охотничьего оружия, боеприпасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства у лиц, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию;

     5) лишение специального права, предоставленного физиче­скому лицу. Лишение специального права устанавливается за гру­бое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Виновные в совершении административного правонару­шения лица могут быть лишены только тех прав, которые ранее были им предоставлены на основе индивидуальных актов управ­ления. Наказание в виде лишения специального права назначает­ся судьей. Срок лишения специального права не может быть ме­нее одного месяца и более двух лет. Законодательством преду­смотрена возможность лишения специальных прав трех видов: • лишение права управления транспортным средством (в том числе воздушным, морским или речным судном). Это нака­зание не может применяться к лицам, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в уста­новленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого лицо

является;

     • лишение права охоты. Это наказание не может применяться к лицам, для      которых охота является основным законным источником средств к      существованию;

     • лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или      высокочастотных устройств';

     6) административный арест. Административный арест явля­ется самой строгой мерой административного наказания. Он за­ключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от об­щества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нару­шение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до тридцати суток. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды администра­тивных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнад­цати лет, несовершеннолетним лицам, инвалидам I и II степени. Административный арест назначается судьей;

     7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Административное выдворение применяется только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Данное наказание заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранцев и лиц без гражданства из России. Административное выдворение назнача­ется судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Россию - соответствующими должностными лицами;      8) дисквалификация. Дисквалификация представляет собой ли­шение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в со­вет директоров (наблюдательный совет), осуществлять управление юридическим лицом, в том числе в качестве предпринимательской деятельности. КоАП РФ определяет круг лиц, в отношении которых данная мера может быть применена. Это лица, осуществляющие ор­ганизационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, члены совета директоров, индивидуальные предприниматели, в том числе арбитражные уп­равляющие. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет и назначается судьей.

     Приведенный перечень административных наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на территории России никакие иные административные наказания, помимо предусмотренных КоАП РФ, применяться не могут. По вполне понятным причинам юридичес­кому лицу могут быть назначены не все перечисленные виды админи­стративных наказаний, а только первые четыре из них.

     Административные наказания делятся на основные и допол­нительные. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и дисквалификация применяются только в качестве основных. Возмездное изъятие, конфискация, а также административное выдворение могут быть как основными, так и дополнительными. За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из числа тех нака­заний, которые указаны в санкции нормы, предусматривающей конкретный состав административного правонарушения.

 

Лица, уполномоченные назначать административные наказания

     Лицами, уполномоченными назначать административные наказания, являются органы государственного управления и должностные лица, круг которых четко определен КоАП РФ. К их числу относятся, органы внутренних дел (милиция), комиссии по делам несовершеннолетних, органы уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, органы налоговой полиции, таможенные орга­ны, органы экспортного контроля, органы и войска пограничной службы, военные комиссары, государственные инспекции труда, органы Госсанэпиднадзора, органы рыбоохраны, органы государ­ственного экологического контроля, органы государственного пожарного надзора, органы российской транспортной инспекции, антимонопольные органы, органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, органы государственной жилищной инспекции, органы валютного кон­троля и многие другие (всего около 60 видов органов и должност­ных лиц). Применение административной ответственности со­ставляет особую, исключительную компетенцию этих органов, яв­ляется их прерогативой. В ряде случаев меры административной ответственности применяются мировыми судьями, судьями федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов. Но это происходит не в порядке осуществления правосудия, а в порядке выполнения судьей единолично административной юрисдикции, т. е. в порядке реализации им административно-юрисдикционной компетенции.

 

Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях

     Процедура рассмотрения дел об административных правонарушениях урегулирована КоАП РФ. От судопроизводства она отличается гораздо большей оперативностью. Это объясняется тем, что административные

правонарушения сравнительно легко уста­навливаются. Поэтому зачастую меры административной ответст­венности применяются непосредственно при выявлении правона­рушения. Рассмотрим в общих чертах ход производства по делам об административных правонарушениях.

     По общему правилу, о совершении административного право­нарушения сразу при его выявлении составляется протокол-. При составлении протокола лицу, обвиняемому в совершении админист­ративного правонарушения, а также иным участникам производст­ва по делу разъясняются их права и обязанности, о чем делается за­пись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Это лицо вправе представить объяснения и заме­чания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоко­лу. Протокол подписывается должностным лицом, его составив­шим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело об ад­министративном правонарушении. В случае отказа последнего от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном пра­вонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

     По целому ряду административных правонарушений необ­ходимо проведение экспертизы или иных процессуальных дейст­вий, требующих значительных временных затрат. Б этих случаях после выявления правонарушения проводится административное расследование, по окончании которого составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановле­ние о прекращении дела.

     Дело об административном правонарушении рассматрива­ется с обязательным участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рас­смотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежа­щем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При рассмотрении дела об административном правонарушении, вле­кущем административный арест или административное выдворе­ние за пределы России, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным во всех слу­чаях.

     Лицо, в отношении которого ведется производство по депу, обладает комплексом процессуальных прав. Оно вправе знако­миться со всеми материалами дела, давать объяснения, представ­лять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также имеет иные процессуаль­ные права. Такими же правами обладает потерпевший (если он есть).      Рассмотрение дела по существу происходит в следующем порядке: оглашается протокол об административном правонару­шении, а при необходимости и иные материалы дела; заслушивают­ся объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве, поясне­ния специалиста и заключение эксперта, исследуются иные дока­зательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Если дело рассматривается кол­легиальным органом, составляется протокол.

     По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление - либо о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу. Если дело об административном правонарушении рас­сматривается коллегиальным органом, то постановление прини­мается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствующих на заседании.

     Административное наказание назначается в пределах, установ­ленных нормой КоАП РФ или иного закона, предусматривающей от­ветственность за конкретное административное правонарушение. При назначении административного наказания принимается во вни­мание ряд факторов: характер совершенного правонарушения, лич­ность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

     Не всегда деяние, содержащее признаки состава админист­ративного правонарушения, влечет возложение административ­ной ответственности. Согласно закону при малозначительности административного правонарушения органы и должностные лица, налагающие административные наказания, могут освободить от ответственности нарушителя и ограничиться устным замечанием.

     Закон устанавливает довольно короткие сроки давности привлечения к административной ответственности. Как правило, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение антимонопольного, валютного, та­моженного законодательства, законодательства о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе и в ряде иных случаев - по истечении года с указанного момента.

     Административным правонарушением может быть причи­нен имущественный, а также неимущественный (моральный) вред. Однако возмещение имущественного ущерба и компенсация морального вреда есть не что иное, как меры восстановительной (гражданско-правовой) ответственности, а следовательно, могут применяться только в порядке гражданского (арбитражного) су­допроизводства. Поэтому потерпевшему, чтобы добиться возме­щения причиненного ему вреда, необходимо обратиться с иском в суд в общем порядке. Лишь в том случае, если дело об админист­ративном правонарушении рассматривается судьей и правонару­шитель не оспаривает ни размер причиненного им имущественно­го вреда, ни своей обязанности этот вред возместить, судья впра­ве одновременно с назначением административного наказания в административном же порядке решить вопрос и о возмещении имущественного вреда. Вопрос о компенсации морального вреда во всех случаях решается в рамках искового судопроизводства.

     Постановление по делу об административном правонаруше­нии объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление может быть обжаловано в районный суд (по делу о правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, - в арбитражный суд), а если оно вынесено судьей - в вышестоящий суд. Если постановление выне­сено должностным лицом, оно может быть, кроме того, обжалова­но в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

     Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного го­да со дня окончания исполнения постановления о его назначении.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.