ГЛАВА 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Понятие административного права

     Административное право как: правовая от­расль регулирует особую группу общест­венных отношений - так называемые управ­ленческие отношения, которые характери­зуются следующими основными признаками:

     • они возникают в сфере государственного управления - дея­тельности      государства по упорядочению экономических, политических, социально-     культурных и иных процессов в стране, т. е. при осуществлении государством      исполни­тельной власти. Это отношения государственной службы, отношения      по регулированию деятельности государственных органов и их должностных      лиц в сфере промышленности, сельского хозяйства, торговли,      здравоохранения и спорта, науки и образования, религии и культуры, охраны      общест­венного порядка, обороны страны и многих других областях      деятельности;

     • их обязательным участником выступает носитель государ­ственной власти      (государственно-властных полномочий): Российская Федерация, субъект РФ,      орган государственной власти федерального уровня или субъекта Федерации,      должностное лицо, т. е. представитель органа государст­венной власти или      иного государственного учреждения, на­деленный распорядительными      полномочиями. В качестве другого участника административного      правоотношения могут выступать иной орган государственной власти,      местного самоуправления или должностное лицо либо субъект, не на­деленный      властными полномочиями - гражданин РФ, иност­ранный гражданин, лицо без      гражданства, российское или иностранное юридическое лицо;

     • эти отношения основываются на началах власти и подчинения, т. е. по      своему характеру являются отношениями суборди­нации. Данный признак      вытекает из двух предыдущих: уп­равленческая деятельность государства в      лице его органов и их должностных лиц по самой своей природе есть      деятельность властная, предполагающая подчинение (в рамках

     закона) других субъектов, в том числе государственных органов и      должностных лиц, воле государства. Этим рас­сматриваемые отношения      отличаются от отношений граж­данско-правовых, в которых также могут      участвовать госу­дарственные органы (и даже само государство), но уже не в      качестве носителей публичной власти, а как равные с други­ми участниками      этих отношений партнеры (например, при поставках товаров или выполнении      подрядных работ для го­сударственных нужд - закупке продовольствия для      армии, заказе обмундирования и т. п.).

     Таким образом, административное право - это отрасль пра­ва, регулирующая управленческие отношения, то есть основанные на началах власти и подчинения общественные отношения, складываю­щиеся между государством, органами государственной власти, их должностными лицами, а также между этими органами (должност­ными лицами) и иными субъектами - гражданами, организациями и др. - в процессе осуществления исполнительной власти.

     Специфика предмета административного права (регулируе­мых им отношений) предопределяет и характер метода администра­тивно-правового регулирования. Б целом этот метод можно обозна­чить как императивный: в административном праве абсолютно преоб­ладают императивные нормы; поведение, дозволенное властному субъекту административных правоотношении, в то же время являет­ся для него обязательным (т. е. субъективное право органа государ­ственной власти или должностного лица есть одновременно и его обязанность); типичными юридическими фактами, лежащими в осно­ве административных правоотношений, являются властные предпи­сания органов государственной власти и должностных лиц, заявления и жалобы граждан и организаций, а также административные право­нарушения; такой юридический факт, как договор, не играет в адми­нистративном праве существенной роли.

 

Понятие админист­ративной ответст­венности

     Для надлежащего и эффективного выполне­ния органами управления и их должностными лицами исполнительно-распорядительных функций закон наделяет указанные органы и их должностных лиц административной юрисдикцией, иными словами, компетенцией, в которую входит рассмотрение дел об ад­министративных правонарушениях, связанных со сферой деятель­ности этих органов и должностных лиц, и применение к правона­рушителям мер административной ответственности. Так, в целях эффективного контроля за соблюдением правил дорожного движения органы ГИБДД и их должностные лица наделены полномо­чиями налагать на нарушителей штрафы и применять иные меры административного принуждения. Устанавливая перечень адми­нистративных правонарушений и наказаний за их совершение, по­рядок назначения этих наказаний, а также административную юрисдикцию соответствующих органов и должностных лиц, адми­нистративное право выполняет, помимо регулятивной, также и важную охранительную функцию.

     Административное принуждение состоит в применении компетентным органом государственной власти или должност­ным лицом административно-правовых санкций, которые, как и любые юридические санкции, подразделяются на меры защиты (в административном праве это чаще всего меры пресечения, на­пример, задержание правонарушителя) и меры ответственности1.   Административная ответственность выражается в при­менении уполномоченными органами государственного управления и их должностными лицами, а также судьями предусмотренных законом административных наказаний к субъектам администра­тивных правонарушений.

 

Признаки административной ответственности

     Административная ответственность имеет ряд отличительных признаков, как специфических, так и общих с другими видами публич­но-правовой ответственности. Как и любая от­ветственность по нормам публичного права, административная ответ­ственность:

     •  является штрафной ответственностью, т. е. направлена на наказание      нарушителя (а не на восстановление имущест­венного положения кредитора,      как в праве гражданском) и тем самым на предупреждение совершения      правонаруше­ний в будущем как самим виновным, так и другими лицами,      которым стало известно о правонарушении и последовав­шем за него      наказании (так называемая превенция);

     • необходимым условием ее применения является вина нару­шителя;      объективное вменение не допускается. В админист­ративном праве, как и в      уголовном, налоговом и других отраслях публичного права, действует      презумпция невинов­ности: лицо считается невиновным, пока его вина в      совершении административного правонарушения не будет установлена      вступившим в законную силу постановлением правоприменительного органа      или должностного таща, рассматриваю­щего дело. Привлекаемое к      ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность, а все      неустранимые сомнения в его виновности толкуются в его пользу (в отличие      от этого, в гражданском праве возможна ответственность без вины и действует обратная презумпция - презумпция виновности);

     • может воздействовать не только на имущественную сферу      правонарушителя, но и на саму его личность (например, ад­министративный      арест);

     • всегда применяется в пользу государства, а не потерпевшего (в частном же      праве меры имущественной ответственности применяются в пользу      кредитора, в том числе потерпевшего);

     • применяется только по инициативе специально уполномочен­ных      государственных (муниципальных) органов и их должно­стных лиц (а не по      усмотрению потерпевшего, как в частном праве), причем в силу компетенции      этих органов и должно­стных лиц применение публично-правовых санкций      является не только их правом, но одновременно и обязанностью;

     • не может быть понесена правонарушителем добровольно, без применения      государственного принуждения (напротив, в гражданском и трудовом праве      должник сам, не дожидаясь предъявления ему иска, может возместить      причиненные кредитору убытки, уплатить ему неустойку и т. п.);

     • императивно установлена законом и не может быть изменена по      соглашению сторон административного правоотношения.

     Перечисленные особенности присущи любому виду публично-правовой ответственности, поскольку обусловлены характером императивного метода правового регулирования, господствующего в сфере публичного права. В то же время эти признаки отличают публично-правовую ответственность от ответственности частно­правовой. Но, кроме того, административная ответственность име­ет и свои собственные, характерные только для нее признаки:

     • основанием применения административной ответственности является      правонарушение особого вида, именуемое админи­стративным;

     • меры административной ответственности применяются только к      субъектам, которые не связаны служебными отно­шениями с органами и      должностными лицами, уполномо­ченными применять данные меры      (например, пешеход или водитель, нарушившие правила дорожного движения,      с одной стороны, и инспектор ГИБДД, налагающий штраф, - с другой).

     Рассматриваемый признак отличает административную ответственность от      ответственности дисциплинарной, которая, напротив, применяется лишь к      субъектам, находящимся с пра­воприменительным органом (должностным      лицом) в отно­шениях служебного подчинения (например, работник и      работодатель, военнослужащий и его командир);

     • мерами административной ответственности являются адми­нистративные      наказания, предусмотренные КоАП РФ;

     • как и для всех мер административного принуждения, для адми­нистративной      ответственности характерно то, что она применяется, по общему правилу, во      внесудебном порядке - органами государственного управления и их      должностными лицами;

     • законодательство об административных правонарушениях,      устанавливающее меры административной ответственности, составляет      предмет совместного ведения Российской Феде­рации и субъектов РФ.      Поэтому законами республик в со­ставе РФ, краев, областей и т. п. может      предусматриваться административная ответственность за правонарушения, не      предусмотренные КоАП РФ. Однако установление общих положений и      принципов административной ответственности, перечня видов      административных наказаний и правил их применения, порядка производства      по делам об админист­ративных правонарушениях и исполнения      постановлений о назначении административных наказаний относится к      ведению Российской Федерации.

 

Административное правонарушение

     Основанием административной ответственности является административное правонарушение.

     Административное правонарушение - это противоправное, виновное действие или бездействие физичес­кого или юридического лица, за которое Кодексом РФ об админи­стративных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Юридически значимые и необходимые признаки админист­ративного правонарушения образуют его состав. В качестве эле­ментов данного состава выделяют:

     • субъект;

     • объект;

     • объективную сторону;

     • субъективную сторону.

     Рассмотрим наиболее важные особенности элементов со­става административного правонарушения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.