Ответственность работодателя перед работником длительное время в трудовом законодательстве специально не выделялась. Она хотя и существовала, но по вполне понятным причинам (господство государственной собственности и ее всемерная охрана) была значительно ниже той, которую нес работник за имущественный вред, причиненный работодателю. Лишь расширение договорных начал в трудовом праве, основанное на конституционном закреплении принципа равной защиты всех форм собственности, позволило законодательно выделить этот вид ответственности в качестве самостоятельного и обособить его структурно.
Условно материальную ответственность работодателя перед работником можно подразделить на следующие виды:
• ответственность за материальный ущерб, причиненный работнику в результате незаконного лишения его возможности трудиться (ст. 234 ТК РФ);
• ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника (ст. 235 ТК РФ);
• ответственность за задержку выплаты заработной платы (ст. 236 ТК РФ);
• ответственность за причинение работнику морального вреда (ст. 237 ТК РФ).
Кроме того, работодатель несет ответственность за причинение вреда здоровью работника, но данный вид ответственности регулируется нормами гражданского права и законодательством о социальном страховании, в связи с чем в данной главе не рассматривается.
В зависимости от конкретных обстоятельств перечисленные вицы ответственности могут применяться для защиты прав и интересов работника как по отдельности, так и в комплексе. Рассмотрим подробнее каждый из них.
1. Ответственность за материальный ущерб, причиненный работнику в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. ТК РФ устанавливает лишь примерный перечень случаев, когда у работодателя возникает такая обязанность. Это случаи, когда заработок не получен в результате:
• незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;
• отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;
• задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника, если это воспрепятствовало поступлению работника на новое место работы;
• других обстоятельств, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.
Во всех перечисленных случаях работник по вине работодателя лишен возможности продолжать трудовую деятельность и, следовательно, получать заработную плату. Поэтому подлежащий возмещению ущерб выражается в сумме утраченного заработка.
2. Ответственность за ущерб, причиненный имуществу работника. Ущерб, причиненный имуществу работника, возмещается работодателем в полном объеме. Размер ущерба исчисляется по рыночным ценам, действующим в данной местности на момент возмещения ущерба. При согласии работника ущерб может быть возмещен в натуре, т. е, путем восстановления (ремонта) поврежденного имущества или предоставления работнику имущества, равноценного утраченному. Ущерб возмещается по заявлению работника, которое он направляет работодателю. Работодатель обязан рассмотреть поступившее заявление и принять соответствующее решение в десятидневный срок со дня его поступления. При несогласии работника с решением работодателя или неполучении ответа в установленный срок работник имеет право взыскать сумму причиненного ему ущерба в судебном порядке.
3. Ответственность за задержку выплаты заработной платы. Данный вид ответственности наступает не только при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, но и в случае нарушения сроков оплаты отпуска, выплат при увольнении и любых других выплат, причитающихся работнику. За нарушение сроков указанных выплат работодатель обязан уплатить работнику проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/300 (одной трехсотой) действующей на момент выплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Указанные проценты исчисляются от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Конкретный размер выплачиваемой работнику денежной компенсации определяется коллективным договором или трудовым договором. При отсутствии в них данного условия применяется указанная выше ставка рефинансирования. В настоящее время она составляет 21 %. Соответственно, размер процентов, подлежащих уплате работодателем работнику за задержку выплаты заработной платы, будет рассчитываться по формуле:
З x 21 %/ 300 за каждый день задержки,
где З - невыплаченная сумма заработной платы.
Особенность рассматриваемого вида материальной ответственности состоит в том, что обязанность работодателя уплатить проценты возникает вследствие самого факта нарушения срока денежных выплат. Б отличие от других видов материальной ответственности, здесь не требуется причинения правонарушением материального ущерба. Такой состав правонарушения, в котором отсутствует часть элементов, называется усеченным. В данном случае в него входят только противоправное бездействие работодателя (невыплата зарплаты в срок) и его вина.
4. Ответственность за причинение работнику морального вреда. Под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания потерпевшего. Если моральный вред причинен работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконное увольнение, задержка вы-
платы заработной платы и т. д. и т. п.), работодатель обязан его компенсировать1.
Моральный вред компенсируется в денежной форме. При этом размер компенсации не должен зависеть от подлежащего возмещению имущественного ущерба, причиненного работнику наряду с моральным вредом. Конкретный размер компенсации определяется по соглашению работодателя и работника. При недостижении соглашения возникший спор решается в судебном порядке.
ГЛАВА 12. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
Общие положения. Индивидуальные трудовые споры
Понятие трудовых споров
Взаимоотношения людей в процессе применения труда (общественно-трудовые отношений) складываются по-разному. Как правило, они протекают без каких-либо эксцессов, участники этих отношений добросовестно выполняют принятые на себя обязательства и не препятствуют осуществлению субъективных прав противоположной стороны. Однако интересы работников и работодателей совпадают не всегда. Нередко работодатели задерживают выплату заработной платы или выплачивают ее не в полном объеме, не обеспечивают надлежащих условий труда - умышленно или в силу обстоятельств, от них не зависящих. В свою очередь, и работники, не будучи, к примеру, по-настоящему заинтересованными в результатах собственного труда либо не согласные с распорядительными действиями работодателя и его представителей, считая их противозаконными, отказываются от исполнения трудовых обязанностей, нарушают установленный в организации режим труда и отдыха. Все это 'приводит к возникновению между сторонами трудового отношения конфликтной ситуации, которую и принято считать трудовым спором.
Но следует иметь в виду, что далеко не каждая конфликтная ситуация, не любое несовпадение интересов работодателя и работника, существующее разногласие между ними является трудовым спором в том смысле, -который вкладывает в это понятие законодатель. Исходя из действующего законодательства, можно дать следующее определение трудовых споров.
Трудовые споры - это неурегулированные разногласия между работниками (или их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу применения норм трудового права, в том числе об установлении 'или изменении условий труда, за разрешением которых стороны обратились в специально созданные (юрисдикционные) органы.
Из приведенного определения вытекают следующие наиболее важные признаки трудовых споров, необходимые для понимания их юридической природы:
• трудовыми спорами признаются не любые разногласия
между названными выше субъектами, а именно неурегулированные в процессе непосредственных переговоров, т. е. по которым спорящие стороны не смогли самостоятельно найти взаимоприемлемого решения;
• трудовым спором считается только разногласие, за разрешением которого его участники обратились к своеобразному посреднику (в юрисдикционный орган), который выносит обязательное для исполнения решение;
• трудовым спором признается разногласие только между определенными в законе лицами, а не любыми субъектами трудового права. Субъектами трудовых споров являются:
а) отдельный работник, считающий свои права и интересы нарушенными;
б) коллектив работников в лице его представителя, которым, как правило, является профсоюзный орган;
в) работодатель и его представители, нередко именуемые на практике администрацией;
• подлежащий урегулированию в специально созданных органах спор является трудовым, если он возник не по любым конфликтным вопросам, а лишь тем, которые вытекают из применения норм трудового права. Если, например, работник считает, что ему необоснованно отказано в выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, то этот спор не будет считаться трудовым, поскольку в нем ставится вопрос о правомерности применения норм не трудового права, а права социального обеспечения. Поэтому такой спор не будет принят к рассмотрению специальными органами, созданными для разрешения трудовых споров (в данном случае - комиссией по трудовым спорам).
Причины, условия и поводы возникновения трудовых споров
В основе любого трудового спора лежат обстоятельства объективного и субъективного свойства, которые принято считать его причинами. Однако не все такие обстоятельства можно рассматривать в качестве причин трудовых споров в строгом смысле, ибо таковыми являются лишь те из них, которые с неизбежностью эти споры порождают. Поэтому следует различать причины трудовых споров, их поводы и условия, способствующие их возникновению.
Зная причины, мы тем самым отвечаем на вопрос о том, почему возник тот или иной спор. Причиной большинства трудовых споров является естественная противоположность интересов сторон трудового договора, состоящая в стремлении работодателя «загрузить» работника с наименьшими для себя затратами, а у работника, в свою очередь, - получать достойную заработную плату, иметь хорошие условия труда также с наименьшей затратой сил, знаний и умений. Установить баланс этих интересов чрезвычайно трудно, что и приводит к возникновению неразрешимых путем непосредственных переговоров разногласий. Второй наиболее важной причиной трудовых споров является различие в фактическом положении работодателя и работника на рынке труда, где последний является экономически более слабой и менее защищенной стороной. Это позволяет работодателю диктовать свои условия при заключении трудового договора, на которые работник вынужденно соглашается и которые зачастую противоречат действующему законодательству. Впоследствии работник ставит вопрос о приведении этих условий в норму, на что не получает согласия работодателя, а это уже, как правило, конфликтная ситуация, требующая вмешательства специальных органов.
Условия сами по себе трудового спора не порождают; они лишь способствуют действию или проявлению причин. Условия трудовых споров могут быть трех видов: организационно-производственного, правового и экономического характера. Например, недочеты в организации производства могут привести к простоям не по вине работника, к так называемым вынужденным отпускам, что противоречит условиям трудового договора и является обстоятельством, способствующим возникновению трудовых споров. Но это не причина, так как далеко не всегда такая обстановка их порождает. К условиям правового характера можно отнести незнание или плохое знание сторонами трудового договора норм трудового законодательства, существующие в последнем пробелы и коллизии. Если эти обстоятельства считать причинами, то трудовые споры были бы повсеместным явлением, ибо трудно найти работника и представителя работодателя, в совершенстве владеющих трудовым законодательством, а просчеты в нормативно-правовой практике настолько многочисленны, что только в силу этого трудовые споры стали бы общим правилом в применении норм трудового права. К условиям экономического характера следует отнести затянувшийся производственный кризис, кризис на финансовом и других рынках нашей страны.
В отличие от причин и условий поводом для трудовых споров является конкретная обстановка, которая им непосредственно предшествует и как бы провоцирует их возникновение. Типичным в этом отношении поводом является нарушение норм трудового законодательства как со стороны работодателя, так и работника. Например, работника в нарушение закона переводят без его согласия на другую работу, умышленно или по незнанию не выдают ему индивидуальных средств защиты, что, естественно, вызывает неудовольствие работника и служит своеобразным толчком к возникновению конфликта и его развитию. Но, конечно же, далеко не каждое нарушение трудового законодательства влечет за собой трудовой спор. В связи с этим можно сказать так: количество соответствующих нарушений далеко не соответствует количеству трудовых споров, а это уже свидетельствует о том, что они сами по себе не порождают спора, а лишь создают обстановку, которая служит побудителем к его возникновению, ускоряя действие его причин и условий.
Существование трудовых споров - явление, нежелательное в развитии трудовых правоотношений: в спорах не заинтересованы ни стороны трудового договора, ни государство, так как в конечном счете они приводят к дополнительным материальным затратам, издержкам морального порядка. Но тем не менее их не следует рассматривать исключительно в качестве негативного явления общественной жизни. В трудовых спорах имеется и ряд положительных моментов. В частности, они способствуют выявлению нарушений трудового законодательства, их разрешение восстанавливает нормальный ход развития трудовых правоотношений, позволяет субъектам получить то, что было предусмотрено трудовым или коллективным договором, законодательством о труде, нормализует психологический и моральный климат в трудовом коллективе и т. д.
Виды трудовых споров
Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям, в числе которых выделяют три наиболее важных и существенных:
• субъектный состав;
• характер спора;
• правоотношения, из которых возникают трудовые споры.
По первому из названных оснований все споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальном споре ставится вопрос о защите прав и законных интересов конкретного работника, вытекающих из трудового законодательства, коллективного договора и трудового договора. В коллективном же трудовом споре речь идет о защите прав и интересов трудового коллектива организации в целом либо ее филиала, представительства, цеха, участка, иного структурного подразделения. Для каждого из названных видов трудовых споров установлены специальные правила их урегулирования, причем различными органами. Поэтому индивидуальный спор между работником и работодателем не может быть рассмотрен органом, созданным для урегулирования коллективного спора и наоборот.
Характер трудовых споров позволяет выделить в их числе:
а) споры по применению законодательства о труде (исковые споры);
б) споры по установлению или изменению социально-экономических условий труда, как правило, на локальном уровне.
Последнюю разновидность принято называть спорами неискового характера.
По виду правоотношений (или предмету спора) все споры можно подразделить на две большие группы:
а) споры из трудовых правоотношений (например, по заработной плате, режиму труда и его охране и т. д.);
б) споры из иных правоотношений, непосредственно связанных с трудовыми, им предшествующих или сопутствующих (например, из отношений по трудоустройству, по контролю и надзору за соблюдением законодательства о труде и т. д.).
Следует отметить, что законодатель делает основной акцент на делении споров по их субъекту, специализируя применительно к этому основанию соответствующий правовой механизм. В этот механизм включаются:
• субъектный состав участников (сторон) спора;
• органы, в которых спор подлежит рассмотрению, порядок их создания и компетенция;
• сроки и порядок рассмотрения спора;
• особенности исполнения вынесенных решений;
• ответственность сторон спора за неисполнение этих решений;
• ряд других моментов.
Все перечисленные элементы закрепляются специальными правовыми нормами, которые в своей совокупности именуются процессуальными (или нормами трудового процесса). Следуя в этом отношении логике законодателя, рассмотрим порядок разрешения индивидуальных, а затем коллективных трудовых споров.
Понятие индивидуальных трудовых споров, их подведомственность
Приведенное в начале настоящей главы определение и признаки трудового спора - обобщающие понятия, относящиеся в равной мере как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым спорам. Однако применительно к каждой из этих двух разновидностей законодательство содержит специальное определение.
Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ст. 381 ТК РФ).
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются;
• специально создаваемыми для этой цели органами - комиссиями по трудовым спорам (КТО);
• мировыми судьями, являющимися судьями субъектов РФ и осуществляющими общую юрисдикцию (т. е. судопроизводство по самым различным делам);
• федеральными судами общей юрисдикции, т. е. последовательно районными, городскими (где они есть), областными (краевыми и т. п.) судами и Верховным Судом РФ.
По общему правилу, сторона трудового договора, считающая свое право нарушенным, сначала обращается с заявлением в КТС и после рассмотрения спора последней при несогласии с ее решением или в том случае, если спор по каким-либо причинам ею не рассмотрен, обращается к мировому судье (или в суд, если в соответствующем регионе нет мировых судей). Из этого правила существует, однако, ряд исключений:
1) работник всегда вправе обратиться непосредственно к мировому судье (в суд), минуя КТС (к примеру, считая ее «карманной»};
2) некоторые категории индивидуальных трудовых споров составляют исключительную компетенцию судебных органов и не могут рассматриваться в КТС. К таковым относятся:
а) споры по заявлениям работников:
• о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;
• об изменении даты и формулировки причины увольнения;
• о переводе на другую работу;
• об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;
б) споры по заявлениям работодателей о возмещении работниками вреда, причиненного организации;
в) споры об отказе в приеме на работу;
г) споры по заявлениям лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц;
д) споры по заявлениям лиц, считающих, что они подвергались дискриминации;
3) в случаях, если в организации по каким-либо причинам нет КТС, в частности в воинских и религиозных организациях, спор сразу же рассматривается в судебных органах.
Итак, по общему правилу, индивидуальные трудовые споры должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 229.