Главную (основную) группу регулируемых этой отраслью права общественных отношений составляют отношения, которые возникают между органами государства или иными организациями, в том числе негосударственными, и гражданами (их семьями) по поводу предоставления последним денежных средств или натуральных услуг. Денежной формой таких предоставлений являются различные виды пенсий и пособий, а натуральной - социальные услуги в виде обслуживания в специализированных учреждениях (интернатах, домах инвалидов, приютах и т. д.).
Вторую группу отношений составляют отношения по организации финансирования соответствующих мер к мероприятий. Эти отношения (их можно назвать сопутствующими) существуют исключительно для нужд социального обеспечения и без последнего их существование становится беспредметным, бесцельным.
Третью группу отношений по социальному обеспечению образуют отношения по организации самого процесса обеспечения. Их в юридической литературе еще называют процедурными отношениями. Они возникают между:
• различными органами, на которые возложены задачи по организации социального обеспечения. К их числу относятся органы Министерства социальной защиты, Пенсионного фонда, Фонда обязательного социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также различные организации Министерства здравоохранения РФ;
• этими органами и гражданином, ибо последний, если он заявляет о своем праве на определенный вид социального обеспечения, подчиняется той процедуре, которая установлена нормативно с целью проверки обоснованности его притязаний.
К процедурным отношениям близко примыкают и отношения процессуальные, т. е. отношения по урегулированию разногласий и споров, которые возникают между соответствующим органом и гражданином, не согласным с решением вопроса о виде, размере того или иного предоставления, об отказе в удовлетворении его требования. Такие споры решаются либо вышестоящим в порядке подчиненности органом, либо в судебном порядке.
Метод права социального обеспечения
Метод правового регулирования социально-обеспечительных отношении как совокупность приемов и способов воздействия на субъектов этих отношений характеризуется как метод обязательных предоставлений. Его суть состоит в том, что если законом или другим нормативным актом гражданин наделяется правом на тот или иной вид социального обеспечения и подтвердит это право, то соответствующий орган обязан удовлетворить требование гражданина. В силу этого метода стороны социально-обеспечительных правоотношений ставятся в своеобразное положение: гражданин (семья) преимущественно наделяется правами, а орган - обязанностями. Но это не ставит указанных субъектов в отношения власти-подчинения, где гражданин выступал бы в роли субъекта властных полномочий. Одновременно эти отношения не могут быть охарактеризованы и как отношения равенства сторон, каковыми, к примеру, являются гражданско-правовые отношения. Социально-обеспечительные отношения под воздействием этого метода приобретают характер взаимозависимости сторон, так как соответствующие органы созданы и существуют постольку, поскольку в нашем обществе имеются нуждающиеся граждане, а последние могут реализовать предоставленные им права только путем обращения в эти органы.
Система права социального обеспечения
Как и многие другие отрасли права, система права социального обеспечения включает в себя общую и особенную части. Однако спецификой внутрисистемного ее строения является то, что один из институтов права социального обеспечения -институт трудового (страхового) стажа - занимает как бы промежуточное между общей и особенной частями положение.
В общей части права социального обеспечения следует прежде всего выделить нормы-принципы, на которых оно основывается. Спецификой их формирования является то, что они не находят своего прямого текстуального закрепления и выводятся из содержания всей совокупности юридических норм, образующих эту отрасль. В отличие от этого, принципы отдельных правовых институтов текстуально закреплены в нормативных актах. Это касается принципов социального обслуживания и принципов обязательного социального страхования. Важное значение имеют нормы-дефиниции, закрепляющие в общей части основные понятия права социального обеспечения. В настоящее время свое нормативное закрепление получили понятия пенсий, трудового и страхового стажа и ряд других. Нормативные акты достаточно четко очерчивают круг субъектов социально-обеспечительных правоотношений, определяют действие юридических норм во времени, пространстве и по кругу лиц, взаимодействие норм международного права
и национального законодательства о социальном обеспечении.
В нормах особенной части закрепляются отдельные виды социального обеспечения, которые группируются в самостоятельные институты. Кроме того, в ней существует и такое внутриотраслевое образование, как подотрасль, каковой является пенсионное право.
В настоящее время в системе права социального обеспечения наряду с общими нормами можно выделить следующие наиболее важные структурные элементы:
1) пенсионное право, включающее в себя такие институты, как пенсии по возрасту; пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; установление пенсий, т. е. их назначение, перерасчет, индексация, а также конвертация (преобразование) ранее приобретенных прав; социальные пенсии; негосударственные пенсии;
2) институты социальных пособий;
3) институт трудового и страхового стажа,
4) институт компенсаций;
5) институт льгот;
6) институт социального обслуживания.
Важным моментом для понимания сущности права социального обеспечения является вопрос о финансировании, т. е. о тех денежных средствах, с помощью которых проводятся в жизнь соответствующие мероприятия, поэтому мы еще раз обратимся к этому вопросу. Принято считать, что таковыми являются бюджетные ассигнования федерального и местного уровней. В финансировании мероприятий по социальному обеспечению участвуют также средства конкретных организаций, внебюджетных фондов. Внебюджетные средства формируются путем отчисления страховых взносов от начисленного заработка или полученного дохода физических лиц. Таким образом, эти средства изначально не являются государственными (общественными); они строго индивидуальны и зависят от величины заработка
(дохода) граждан. Внебюджетные фонды обобществляют (аккумулируют) все эти средства и направляют их на цели социального обеспечения. Из сказанного следует, что это обеспечение финансируется за счет не только общественных (государственных), но и обобществленных средств. Исходя из изложенного, социальное обеспечение можно определить следующим образом.
Социальное обеспечение - это система мер и мероприятий, предназначенная для оказания помощи нуждающимся гражданам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за счет государственных (общественных) и обобществленных средств. А право социального обеспечения - это отрасль права, регулирующая соответствующие общественные отношения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.