Порядок защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, т. е. по сути порядок применения гражданско-правовых санкций, имеет определенную специфику, обусловленную общей диспозитивностью гражданского права и вытекающим из нее характером этих санкций. Указанная специфика состоит в том, что: а) гражданско-правовые санкции применяются только по инициативе и усмотрению управомоченного лица; б) защита последним своих прав или охраняемых законом интересов является его правом, а не обязанностью, поэтому непринятие мер по защите не составляет никакого правонарушения; в) в большинстве своем гражданско-правовые санкции могут быть реализованы в добровольном порядке самим правонарушителем, без применения к нему реального принуждения.
Механизм защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов в общих чертах выглядит следующим образом.
Вследствие нарушения права у его обладателя появляется новое, охранительное право - право на защиту. Охранительные права могут быть двух типов: права на собственные действия и права требования совершения определенных действий от других лиц, как правило, от правонарушителя (притязания). Этим правам, как и любым субъективным правам, корреспондируют соответствующие - охранительные - обязанности. При этом в результате правонарушения могут возникать охранительные права и обязанности как какого-либо одного, так и обоих типов. Например, при отказе продавца передать покупателю проданную вещь у покупателя возникает право либо требовать от продавца передачи вещи (притязание), либо отказаться от договора (право на собственные действия) и, в дополнение к любому из этих вариантов, требовать от продавца возмещения убытков (притязание). Кроме того, одно охранительное право может дополнять другое при невозможности реализации последнего. Например, гражданин вправе применить меры необходимой обороны против совершаемого на него нападения (право на собственные действия - самозащиту). Однако если эти меры окажутся безрезультатными и гражданину будет причинен вред, у него возникнет притязание о возмещении вреда (морального и имущественного).
Право на собственные действия может быть реализовано только самим управомоченным и никем более. Поэтому его действиями процесс реализации охранительных прав первого типа исчерпывается. Иное дело - правопритязания. Правонарушитель может удовлетворить их добровольно - в этом случае притязание будет реализовано, а охраняемое им нарушенное право или интерес будут, соответственно, защищены (например, должник уплачивает кредитору неустойку, возмещает убытки; лицо, распространившее порочащие деловую репутацию предпринимателя сведения, само опровергает их и т. п.). Но если правонарушитель не удовлетворяет притязание добровольно, между сторонами возникает юридический спор.
Под юридическим спором следует понимать разногласие между субъектами по поводу их субъективных прав и обязанностей, т. е. о наличии или содержании последних, а также о порядке осуществления прав и (или) исполнения обязанностей.
Одной из важных разновидностей юридических споров являются споры экономические, возникающие в сфере производственных отношений.
Понятия и виды экономических споров
Экономические споры - это разногласия экономических между субъектами экономических (производственных) отношений по поводу их прав и обязанностей в сфере этих отношений.
Из данного определения следует, что к числу экономических споров относятся также и трудовые споры, поскольку трудовая деятельность охватывается понятием производственных отношений. Экономические споры могут возникать также из административных и иных правоотношений, если эти правоотношения связаны с экономической деятельностью. Однако основную массу экономических споров составляют все же споры гражданско-правовые, а среди них - споры в сфере предпринимательства.
Существуют различные разновидности экономических споров. В частности, их подразделяют на:
а) преддоговорные, т. е. споры, связанные с заключением договора и (или) определением его содержания, - в случаях, когда заключение договора является обязательным для одной из сторон или когда стороны сами, по обоюдному согласию, решили передать свой спор на рассмотрение юрисдикционного органа (в остальных случаях никакого юридического спора нет, так как, если одна из сторон не желает заключать договор, то в силу принципа свободы договора принудить ее к этому нельзя и договор просто не будет заключен);
б) договорные, т. е. споры о правах и обязанностях из уже заключенного договора, - самая большая категория экономических споров;
в) вне договорные, т. е. споры об абсолютных правах, а также о правах и обязанностях, возникающих в связи с нарушением этих прав. Это, в частности, споры, связанные с нарушением права собственности (возбуждаемые уже упоминавшимися виндикационными и негаторными исками), споры о возмещении вреда, причиненного имуществу, споры о защите деловой репутации предпринимателя, споры о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров и др.
Экономические споры можно также классифицировать в зависимости от способа защиты, который требует применить заинтересованное лицо. С этой точки зрения можно выделить споры о признании права, о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, о признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, о присуждении к исполнению обязанности в натуре, о возмещении убытков, о компенсации морального вреда, о взыскании неустойки и т. д. (см. выше). Следует, однако, учитывать, что данная классификация экономических споров является достаточно условной, поскольку в конкретном споре, как правило, ставится вопрос о применении сразу нескольких способов защиты. Например, собственник, истребующий свое имущество из чужого незаконного владения (предъявляющий виндикационный иск), помимо выдачи вещи (т. е. восстановления положения, существовавшего до нарушения права) может также потребовать возмещения убытков, вызванных повреждением вещи незаконным владельцем, а также возмещения плодов и доходов, которые последний извлек или должен был из нее извлечь. Другой пример: сторона договора вправе потребовать от другой стороны, нарушившей договор, исполнения обязанности в натуре, уплаты неустойки и возмещения причиненных нарушением убытков, не покрытых неустойкой (при зачетном ее характере). Поэтому экономические споры могут быть самыми разнообразными и не поддаются какой-либо четкой классификации.
Юрисдикционные органы. Судебная система РФ.
Если нарушитель добровольно не удовлетворяет притязание потерпевшего, оно может быть реализовано в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры (юрисдикционные органы).
По общему правилу, защита гражданских субъективных прав и охраняемых законом интересов производится судом, однако в отдельных случаях она допускается также и в административном порядке, т. е. когда юридический спор рассматривает не суд, а внесудебный (административный) орган. Например, при отказе лица освободить самоуправно занятое им жилое помещение, относящееся к государственному или муниципальному жилищному фонду, оно подлежит выселению не через суд, а по постановлению прокурора. Споры, связанные с патентованием изобретений и других объектов промышленной собственности, рассматриваются в органах Патентного ведомства. Вместе с тем Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Это означает, что даже если в соответствии с законом субъективное право подлежит защите в административном порядке, это не исключает возможности судебной защиты: заинтересованное лицо вправе вместо обращения в административный орган обратиться непосредственно в суд либо после рассмотрения дела административным органом, в случае несогласия с его решением, обжаловать последнее в судебном порядке. Однако еще раз подчеркнем, что по общему правилу административные органы не рассматривают дел о защите субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это - компетенция судебных органов, составляющих самостоятельную систему - одну из ветвей государственной власти в Российской Федерации. Судебная система России состоит из:
• Конституционного Суда Российской Федерации;
• системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации;
• мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации;
• системы федеральных арбитражных судов во главе с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации;
• конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Стороны правоотношения могут также по взаимному согласию передать спор на разрешение третейского суда - постоянно действующего или создаваемого специально для рассмотрения конкретного спора. При этом третейские судьи (арбитры) выбираются самими спорящими сторонами. Хотя третейский суд и не является государственным органом, его решения имеют обязательную силу и обеспечиваются мерами государственного принуждения, как и решения государственных судов.
Подведомственность и подсудность споров
Подведомственность - это предметная компетенция юрисдикционных органов, т. е. круг дел, которые они уполномочены рассматривать и разрешать.
В отличие от подведомственности, подсудность - это компетенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрисдикции) или конкретного суда этой системы.
Проиллюстрируем соотношение подведомственности и подсудности на примере. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбитражными судами (а не другими органами, например судами общей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться одной из спорящих сторон за защитой своего права: в Высший Арбитражный Суд РФ или, например, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика, зарегистрированного в другом субъекте Федерации? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.
Правила подведомственности и подсудности рассматриваемых судами дел следующие.
Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Российской Федерации в пределах судебных участков, создаваемых на территории каждого субъекта РФ. В области гражданско-правовых отношений им, в частности, подведомственны следующие дела (за исключением дел, подведомственных арбитражным судам):
• дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда;
• дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;
• некоторые другие.
Если в том или ином субъекте РФ мировые судьи еще не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, подведомственны федеральным районным судам общей юрисдикции (такие дела рассматриваются судьями районных судов единолично). Решения мирового судьи могут быть обжалованы в районный федеральный суд.
Федеральным судам общей юрисдикция подведомственны все остальные гражданско-правовые споры, за исключением споров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Что касается подсудности, то, как правило, по первой инстанции дело рассматривается судами нижнего звена судебной системы - районными федеральными судами. Федеральные суды среднего звена (суды краев, областей и т. п.), а также Верховный Суд РФ главным образом проверяют законность и обоснованность решений, принятых нижестоящими судами, и могут их отменять или изменять.
Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим между:
• юридическими лицами (организациями);
• гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя;
• юридическими лицами, с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями - с другой.
В случаях, специально предусмотренных законом, арбитражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а также образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Таким образом, по общему правилу, арбитражные суды рассматривают экономические споры между любыми субъектами, за исключением граждан, не являющихся предпринимателями. Поэтому если хотя бы одной стороной спора выступает гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или у мирового судьи {кроме случаев, специально оговоренных в законе: например, споры между акционерами и акционерными обществами в любом случае рассматриваются арбитражными судами). Следует также иметь в виду, что споры с участием граждан - индивидуальных предпринимателей, если они не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности, подведомственны не арбитражным судам, а судам общей юрисдикции. Например, предприниматель покупает себе в магазине телевизор, который через некоторое время выходит из строя. Предприниматель требует от продавца возврата уплаченных денег, а тот отказывается выполнить это требование. Возникший спор, несмотря на то, что его участниками являются предприниматели, подлежит рассмотрению в районном суде общей юрисдикции или у мирового судьи в зависимости от цены иска, поскольку он не связан с предпринимательской деятельностью истца (телевизор приобретен не в коммерческих целях, а для удовлетворения личных бытовых нужд покупателя), т. е. истец в данном случае действует не как предприниматель, а как обычный гражданин.
Из сказанного видно, что подавляющая часть всех экономических споров относится к подведомственности арбитражных судов. Причем это не только гражданско-правовые споры, но также споры, возникающие из административных и иных правоотношений, если они связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью и их участниками выступают перечисленные выше субъекты либо если эти споры прямо отнесены законом к компетенции арбитражных судов.
В отличие от системы судов общей юрисдикции, нижним звеном системы арбитражных судов являются федеральные арбитражные суды республик в составе РФ, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Именно они рассматривают по первой инстанции основную массу подведомственных арбитражным судам дел. Федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ, как правило, занимаются проверкой обоснованности и законности решений нижестоящих судов. Исключение составляют дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами РФ, а также дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и некоторых других актов высших государственных органов. Такие дела рассматриваются по первой инстанции Высшим Арбитражным Судом РФ.
Общее правило территориальной подсудности дел как арбитражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд (соответственно, в арбитражный суд субъекта РФ или в районный суд общей юрисдикции) по месту нахождения или месту жительства ответчика. Из этого правила существует ряд исключений, когда территориальная подсудность определяется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторонами в договоре (договорная подсудность) или императивно законом (исключительная подсудность). Исключительная подсудность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: эти споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.
Что касается Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ, то они непосредственно не рассматривают дел по экономическим спорам. Вместе с тем постановления Конституционного Суда РФ имеют для сферы предпринимательства важнейшее значение. В числе других дел, отнесенных к его компетенции, Конституционный Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан нормами закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Если Конституционный Суд придет к выводу, что положения закона не соответствуют Конституции РФ, то нормы, признанные таким образом неконституционными, утрачивают силу и более не могут применяться, а вынесенные на их основе (в том числе арбитражными судами) судебные акты подлежат пересмотру в отношении заявителей.
Досудебный порядок урегулирования споров
По некоторым категориям споров заинтересованное лицо, прежде чем обратиться в суд, должно принять меры к урегулированию разногласий путем непосредственных переговоров с другой стороной, или, иными словами, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора. Например, арендодатель до предъявления к арендатору иска о расторжении договора аренды должен направить ему письменное предупреждение о необходимости устранить нарушения и исполнить обязательство в разумный срок. И только в случае, если арендатор не устранит допущенных нарушений, не исполнит обязательства (например, не погасит задолженности по арендной плате), арендодатель вправе обратиться в суд.
Одной из разновидностей досудебного порядка является претензионный порядок, предусмотренный законом для некоторых категорий экономических споров. Так, например, до предъявления к перевозчику {железной дороге, морскому или речному пароходству, авиа- или автотранспортному предприятию) иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии - письменного требования уплатить неустойку, возместить убытки и др. И лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в тридцатидневный срок грузоотправитель или грузополучатель вправе обратиться с иском в суд. Претензионный порядок урегулирования споров может быть предусмотрен и самими сторонами в договоре, хотя бы по закону он и не требовался.
Если для конкретного спора законом или договором установлен досудебный порядок, в том числе претензионный, к исковому заявлению, подаваемому в суд, обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соблюдение истцом этого порядка. В случае, если будет установлено, что досудебный порядок истцом не соблюден, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 228.