Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

2. Виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства:

преступления, посягающие на безопасность государства;

преступления, посягающие на основы конституционного строя.

1. Рассматривая первый вопрос необходимо обратить внимание на то, что место главы 29 в Особенной части УК соответствует положению, изложенному в ст. 2 Конституции РФ, что, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако вопрос о месте данной главы в УК РФ не является бесспорным. Именно государство призвано обеспечить защиту личности и ее прав. В связи с этим оно должно быть прочным и защищенным, тем более защищенными должны быть конституционный строй и безопасность государства. В противном случае ставится под угрозу и защищенность личности и ее прав.

Изучение составов преступлений, включенных в эту главу, требует обращения к законам и другим нормативным актам, в частности: Федеральному закону от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности"; Закону РФ от 21.07.93 N 5485-I "О государственной тайне" (с посл. изм. и доп.), Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с посл. изм. и доп.), Указу Президента РФ от 30.11.95 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (с посл. изм. и доп.), Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утв. постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 (СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 762).

Для уяснения понятия государственной безопасности следует обратиться к Федеральному закону от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности". Государственная безопасность предполагает защищенность конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности. Она характеризуется внутренней и внешней безопасностью. Первая предполагает соответствующее ее состояние внутри государства, нарушение данной составляющей ставит под угрозу конституционный строй и территориальную целостность страны. Внешняя безопасность свидетельствует о неприкосновенности извне, со стороны других государств, их представителей, а также оказывающих им содействие российских граждан; в этом случае может быть причинен вред суверенитету и территориальной неприкосновенности.

Суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере. Согласно ч. 1 ст. 4 Конституции РФ он распространяется на всю территорию РФ. Территориальная целостность есть нерушимость Государственной границы РФ, она обеспечивается обороноспособностью страны, характеризующейся рядом обстоятельств, в т.ч. экономическим и военным потенциалом России, боевой подготовкой и профессионализмом личного состава Вооруженных Сил РФ, мобилизационной готовностью гражданского населения и т.д.

Указанные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, поэтому вопрос о том, чему больше всего нанесен вред, подлежит установлению в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств государственной измены.

2. Рассматривая второй вопрос, следует отметить, что для правильной квалификации многих деяний, предусмотренных главой 29 УК РФ, необходимо установление предмета преступления, например сведений или документов, составляющих государственную тайну, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, и т.д. В этом случае следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам, содержащим перечень таких сведений.

Необходимо иметь в виду, что государственная измена представляет собой деятельность гражданина Российской Федерации, осуществляемую совместно с иностранным государством, иностранной организацией или их представителями, направленную против внешней безопасности Российской Федерации. Главная опасность при совершении этого преступления исходит извне, так как действия гражданина России направляются и поддерживаются силами и средствами иностранного государства или иностранных организаций, которые имеют в своем распоряжении мощные финансовые, технические и прочие ресурсы. Это своеобразная форма соучастия гражданина России и представителей иностранных государств или организаций в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.

 Государственная измена может совершаться в форме шпионажа, выдачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации.

Шпионаж, т.е., передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, образует состав преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ.

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК РФ) связывается с совершением такого посягательства в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность. Понятие "посягательство на жизнь", о котором говориться в статье 277 УК РФ (а также в статьях 295, 317 УК РФ), в УК не разъясняется. Его разъяснение было дано (применительно к посягательству на жизнь работника милиции или народного дружинника - статья 1912 УК РСФСР 1960 г.) в утратившем силу постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 сентября 1991 г. (в редакции постановления от 21 декабря 1993 г.) "О судебной практике по делам о посягательстве на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции, народных дружинников и военнослужащих в связи с выполнением ими обязанностей по охране общественного порядка". В указанном постановлении говорилось, что под посягательством на жизнь надо понимать убийство или покушение на убийство. Выделение этого вида убийств из общей нормы (п."б" ч.2 ст. 105 УК) в специальные (ст.277, 295, 317 УК) вызвано тем, что указанные в этих специальных нормах убийства посягают не только на жизнь человека, но и на другие объекты, которые законодателем признаются основными, - законную деятельность государственного или общественного деятеля (ст.277 УК РФ), деятельность по осуществлению правосудия и предварительного расследования (ст.295 УК РФ), деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (ст.317 УК РФ), что и вызывает надобность поместить их в другие главы УК РФ. Устанавливаются также повышенная ответственность за эти посягательства на жизнь - в санкции за них "поднят" нижний предел наказания (от 12 лет лишения свободы вместо 8 лет, указанных в санкции ч.2 ст. 105 УК РФ). Кроме того, посягательство на жизнь, о котором говорят специальные нормы, является оконченным преступлением с момента покушения на убийство. Поэтому на назначение наказания в случае покушения на убийства указанных в специальных нормах лиц, не распространяются обязательные ограничения, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 66 УК РФ (снижение верхнего предела максимального срока наказания, запрет применять пожизненное лишение свободы и смертную казнь).

Действия, направленные на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя РФ как самостоятельное преступление надо отличать от подстрекательства к совершению указанных действий, которое должно квалифицироваться по ч.3 ст.33 и ст.278 УК РФ. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ) предполагает неправомерное посягательство на легитимную власть, а равно действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Рассматривая состав диверсии (ст. 281 УК РФ), следует остановиться на признаках, позволяющих отграничить данный состав преступления от составов террористический акт (ст. 205 УК РФ), умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 167 УК РФ) и других сходных составов. Важно отметить специальную цель диверсии- подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны.

Уголовная ответственность предусмотрена за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), в частности, за любые формы унижения национального достоинства, а равно пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.

Особое внимание следует обратить на ряд преступлений экстремистской направленности. К их числу относятся публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282¹ УК РФ) и организация деятельности экстремистской организации (ст. 282² УК РФ). При этом следует иметь в виду, что экстремистское сообщество - это специально организованное объединение лиц, которые могут провозглашать общественные, благотворительные, политические, религиозные цели, в то время как фактической целью создания данного сообщества является экстремистская деятельность политической, идеологической, расовой, религиозной и другой направленности. Экстремистским сообществом является сплоченная организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности - деяния, предусмотренные, напр.,ст.ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280, 282, 282¹, 282² УК РФ.

Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Следует иметь в виду, что разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст.283 УК РФ при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст.275 УК РФ, в форме выдачи государственной тайны.

Для состава преступления, предусмотренного ст.284. «Утрата документов, содержащих государственную тайну», обязательным является совершение этих действий лицом, имеющим надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, на которое в силу его служебного положения возложена обязанность обеспечить соблюдение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 169.