Тема «Преступления противгосударственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы:

Общая характеристика преступлений против государственной

Власти, интересов государственной службы и службы в органах

Местного самоуправления.

2. Основные понятия, виды преступлений:

злоупотребление должностными полномочиями;

превышение должностных полномочий, отличия от

Злоупотребления;

присвоение полномочий должностного лица;

нецелевое расходование бюджетных средств и средств;

государственных внебюджетных фондов;

неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа;

взяточничество: виды, основные понятия и признаки;

служебный подлог и халатность.

 

1. При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на то, что преступления, объединенные в главе 30 и именуемые в теории и на практике должностными, имеют родовым объектом регламентированную нормативными правовыми актами, имеющую публичный характер деятельность органов государственной власти, интересы службы. Указанным понятием охватываются три составляющие: 1) государственная власть, 2) интересы государственной службы и 3) интересы службы в органах местного самоуправления.

Раскрывая составы преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ, следует обратиться к Федеральным законам от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (с посл. изм. и доп.), Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 г. (с посл. изм. и доп.) и др.

2. Рассматривая второй вопрос, необходимо отметить, что в своем большинстве преступления, которые содержатся в гл. 30, имеют (или могут иметь) коррупционный характер. В ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прямо названы деяния, предусмотренные ст. 285, 290, 291 УК РФ, а также упомянуто иное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения материальной выгоды для себя или третьих лиц. К случаям "иного использования" могут быть отнесены превышение полномочий должностного лица из корыстных побуждений (ст. 286 УК РФ), незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), служебный подлог (ст. 292 УК РФ), незаконная выдача паспорта, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства РФ (ст. 292.1 УК РФ).

Почти все указанные в главе 30 УК преступления совершаются специальным субъектом - должностным лицом. Исключение представляют составы присвоения полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ) и дачи взятки (ст. 291 УК РФ), субъектом которых является лицо недолжностное. Субъектом посредничества по взяточничестве (ст. 291¹ УК РФ) может быть как должностное, так и недолжностное лицо.  Но данные составы помещены в главу о должностных преступлениях как раз потому, что они тесно с ними связаны.

Понятие субъекта этой группы преступлений раскрывается в части 1 примечания к статье 285 УК РФ, в частности, им признается лицо: а) постоянно, временно или по специальному полномочию; б) осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции; в) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. В примечании указывается, что это понятие относится только к статьям главы 30. Однако о должностном лице говорится и в других статьях УК РФ, помещенных в другие главы, либо как о субъекте преступлений (напр., ст.ст. 140, 149 УК РФ - главы 19 - преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина), либо как о потерпевшем (ст. 304 главы 31 - преступления против правосудия). В связи с этим возникает вопрос - применимо ли даваемое в примечании к статье 285 УК РФ определение понятия должностного лица к другим статьям, помещенным в другие главы УК? Ответ на этот вопрос должен быть положительным. Часть 1 примечания к статье 285 УК РФ нуждается в редакционном уточнении - вместо "в статьях настоящей главы следовало бы сказать "в статьях настоящего Кодекса". Употребление одних и тех же понятий в одинаковом значении, т.е. "вкладывание" в них одного и того же содержания - это потребность, диктуемая соблюдением принципа законности.

Для более полного уяснения понятия должностного лица, в частности выполняемых им функций, а также других признаков составов должностных преступлений, рекомендуется обратиться к постановлениям Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" (БВС РФ. 2009. N 12), а также от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" (с посл.изм. и доп.).

В числе должностных лиц ч.1 примечания к ст.285 УК РФ называет и представителей власти, понятие которого раскрывается в примечании к статье 318 УК РФ: должностное лицо, наделенное правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а равно иное лицо правоохранительного или контролирующего органа, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Лица, злоупотребляющие должностными полномочиями либо превышающие свои должностные полномочия, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, в результате чего существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

Глава дополнена новыми статьями: 285¹ «Нецелевое расходование бюджетных средств» и 285² «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Данные преступления, помимо соответствующей закону деятельности властного публичного аппарата, посягают на отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, и на принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Ответственность по ст. 285¹ УК РФ наступает за противоправное обращение лишь с бюджетными средствами, предметом же преступления, предусмотренного ст.285² УК РФ, являются внебюджетные средства. В состав государственных внебюджетных фондов входят Государственный внебюджетный фонд РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды. Обязательным признаком для преступлений, предусмотренных в статьях 285¹ и 285² УК, является совершение деяний в крупном размере, который превышает 1 млн.500 тыс.руб. Совершение деяний в особо крупном размере, что составляет свыше 7 млн. 500 тыс. руб., является квалифицирующим признаком.

Еще одной новеллой является ст. 285³ «Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений», которая введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ. Действующее законодательство предусматривает различные виды единых государственных реестров. Так, согласно федеральным законам созданы и функционируют в качестве федеральных информационных ресурсов единые государственные реестры юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, Единая государственная система регистрации и учета международных договоров РФ, Единый государственный реестр налогоплательщиков (Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 10). Целью всех этих новаций является учреждение единых банков данных, позволяющих организовывать в масштабах государства централизованный учет, используя его для надлежащих организации и контроля в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, прежде всего в экономической сфере. Вносимые в упомянутые реестры сведения, документы в силу прямого предписания законов подлежат обязательному хранению. Рассматриваемая статья - один из нормативных правовых актов, входящих в антирейдерский пакет, направленный на создание законодательной базы противодействия преступным захватам собственности, криминальному бизнесу, реализацию программы антикоррупционных мер.

Рейдерство - инструмент недобросовестного завладения чужим имуществом либо незаконного получения права на такое имущество. Один из способов завладения связан с фальсификацией документов. В ст. 285² УК РФ названы следующие ее виды, раскрывающие объективную сторону преступного поведения:

1) внесение в единый государственный реестр того или иного вида заведомо недостоверных сведений, т.е. данных, с очевидностью не соответствующих действительности. Это может выражаться в намеренном искажении организационной формы предприятия, круга лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, списка акционеров и т.п.;

2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в единый государственный реестр. Речь идет о действиях коррумпированных чиновников, использующих для внесения в реестр или его изменения данных (с ведома, согласия, по инициативе или же без ведома руководителей юридического лица, индивидуального предпринимателя) посредством использования поддельных документов. Искажению данных может содействовать также истребление (уничтожение) того документа, на основании которого внесены в единый государственный реестр новые или скорректированные ложные данные.

Федеральным законом от 22.07.2010 N 155-ФЗ УК РФ дополнена ст. 286¹ «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». При рассмотрении данного состава следует иметь в виду, что ответственность за неисполнение может наступить при условии, если, во-первых, на виновном лице лежала обязанность действовать и, во-вторых, это лицо могло действовать.

Изучая составы незаконного участия должностного лица в предпринимательской деятельности (ст.289 УК РФ), надо обратиться к Федеральным законам от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.). Законом запрещено заниматься другой оплачиваемой работой, в том числе, и предпринимательской, кроме педагогической, научной или творческой, государственным служащим, значит и тем должностным лицам, которые к ним относятся.

Преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ, имеет ярко выраженную коррупционную направленность, входя в группу "иного" незаконного использования лицом своего должностного положения в целях получения материальной выгоды. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" для соответствующей области деятельности устанавливается единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Законодательство, регламентирующее деятельность в сфере государственной и муниципальной службы, запрещает служащим, в т.ч. должностным лицам, осуществлять предпринимательскую деятельность.

Коррупционную направленность имеют связанные со взяточничеством преступления, предусмотренные статьями 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки», 291¹ «Посредничество во взяточничестве». Вопросы квалификации указанных преступлений отражены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях".

Федеральным законом от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" внесен ряд изменений в ст. 575 Гражданского кодекса РФ, влияющих на пределы уголовно-правового преследования коррупции, в т.ч. взяточничества.

Так, дарение должностным лицам и иным служащим не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб. Запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Подарки, полученные должностными лицами и иными служащими, стоимость которых превышает указанную сумму, имеют особый режим: они признаются собственностью соответственно федеральной, субъекта Федерации или муниципальной и передаются получившим их служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает определенную должность.

Независимо от наличия договоренности и размера подношения налицо взятка (подкуп), если: а) этому предшествовало вымогательство вознаграждения; б) подношение было заранее оговорено, обусловлено, имело характер подкупа; в) дарение имущества осуществлено за незаконные действия (бездействие). И лишь в случае, когда вознаграждение без предварительной договоренности было передано (получено) за правомерное деяние по службе, решающим для разграничения подарка и взятки (подкупа) становится размер этого вознаграждения.

Необходимо остановиться на изменениях в статьях о взяточничестве (ст. 290, 291, 291¹).

Специальным видом злоупотребления должностным положением является служебный подлог, т.е. внесение в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание. "Заведомо ложных" означает явно, очевидно не соответствующих действительности, фиктивных по своему содержанию, о чем изготовитель документа знал. Лицом, совершающим подлог, используются свои должностные либо служебные полномочия. В случаях, когда должностное лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей наряду с совершением подлога учинило иные факты злоупотребления полномочиями, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 292 и 285 УК РФ.

При изучении состава отказа в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст.287 УК РФ) надо обратиться к Федеральному закону "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 8 мая 1994 г. (с посл. изм. и доп.) и Федеральному закону "О Счетной палате РФ" от 18 ноября 1994 г. (с посл. изм. и доп.).

Указанные законы возлагают на все органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления. Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности соответствующих должностных лиц обязанность   предоставлять по запросам Счетной палаты и депутатов Федерального собрания информацию, необходимую для обеспечения их деятельности. Статья 276 УК РФ выступает гарантом обеспечения получения такой информации.

Статья 292¹ (незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации) предусматривает два относительно самостоятельных преступления, в связи с этим выделяется два вида предмета преступления: первый из них - паспорт, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России; второй - ложные сведения в документах, дающих основание на получение гражданства.

Порядок выдачи паспортов лицам, которые приобрели гражданство РФ, порядок приема в гражданство РФ, полномочия государственных органов и должностных лиц в этой сфере закреплен в Федеральном законе от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Указе Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.97 N 828. В них дан также перечень документов, необходимых для получения паспорта и приобретения гражданства; названы требования, предъявляемые к содержанию таких документов; оговорена процедура проверки подлинности последних.

При изучении состава преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ следует иметь в виду, что халатность предполагает:

1) полное или частичное бездействие по службе - неисполнение или ненадлежащее (не соответствующее требованиям, не в полной мере) исполнение служебных обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе;

2) наступление последствий - причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

3) причинно-следственную связь между допущенным должностным бездействием и результатом.

Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных последствий. При этом, под крупным понимается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - семь миллионов пятьсот тысяч рублей

Халатность отличается от преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, тем, что совершается путем бездействия (полного или частичного), в то время как злоупотребление должностными полномочиями возможно и путем действия, по неосторожности. Причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерти человека наказывается по ч. 2, двум лицам или более - по ч. 3 ст. 293 УК РФ.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 171.