Безопасность движения и эксплуатации транспорта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. По первому вопросу необходимо обратить внимание на то, что данная группа составов преступлений в уголовном законе выделяется в самостоятельную главу 27 впервые. Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены в федеральных законах, других законах и подзаконных актах. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.

В главе 27 УК речь идет об объединяющем все эти составы видовом объекте, каким является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта. Эксплуатация транспорта любого из названных видов всегда связана с повышенной опасностью: а) для лиц, пользующихся транспортом; б) для лиц, им управляющих, или обслуживающих управление; в) для лиц, находящихся в зоне движения; г) для имущества транспортных предприятий и организаций, перевозимого имущества, иного имущества (движимого и недвижимого), находящегося в зоне движения. Поэтому нормы гл. 27 обладают системностью, определенным внутренним единством, и выделение их в самостоятельную главу представляется оправданным. Так же как включение этой главы в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта, являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.

Правила безопасности движения устанавливают нормы поведения работников железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и иного транспорта, а также других лиц в целях охраны жизни и здоровья людей, сохранности транспортных средств, грузов, иных ценностей. Правила технической эксплуатации непосредственно направлены на обеспечение безаварийной работы транспортных средств и иных технических систем транспорта, устанавливают порядок их использования как в процессе движения транспорта, так и вне его. Третья группа норм в сфере функционирования транспорта регламентирует обязанности участников процесса движения в связи с возникшей опасностью, особый порядок полетов в специальных зонах и т.д.

2. Рассматривая второй вопрос, следует отметить, что УК РФ дифференцирует ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств в зависимости от вида транспорта. Как и в предыдущем УК в нем разделены составы нарушения указанных правил на железнодорожном, воздушном, водном транспорте (ст.263 УК РФ) и на автомобильном, трамвайном либо ином механическом транспорте (ст. 264 УК РФ).

Составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в абсолютном большинстве сконструированы по типу материальных. В качестве преступных последствий в законе указаны тяжкий вред здоровью человека или крупный ущерб. Преступления, предусмотренные ст. 270 и 271 УК РФ, имеют формальные составы, они считаются оконченными с момента выполнения указанного в законе деяния.

Все преступления, предусмотренные данной главой, в зависимости от их направленности можно условно классифицировать на две группы. Первая группа объединяет деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 263, 264, 266-269 УК РФ. Вторая группа включает иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 263¹, 270 и 271 УК РФ).

В связи с тем, что диспозиции норм бланкетные необходимо обратиться к соответствующим законодательным и иным нормативным актам, в частности: Кодексу Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Воздушному кодексу РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Кодексу торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Кодексу внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (с посл. изм. и доп.), Федеральному закону от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (с посл. изм. и доп.), Федеральному закону от10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с посл. изм. и доп.), Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.), а также постановлению Правительства РФ от 23.10.93 N 1090 "О правилах дорожного движения" (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению дорожного движения) (с посл. изм. и доп.).

Перечисленные законы и иные нормативные акты определяют правовые основы обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Следует обратить внимание на исключение из УК статьи 265 - оставление места дорожно-транспортного происшествия и новшества. Так, новым является ст. 263¹ УК РФ, предусматривающая ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Наиболее распространенное транспортное преступление - нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ). Высокая степень его опасности определяется тем, что лицо, имеющее дело с источником повышенной опасности, не выполняет должным образом правила, обеспечивающие безопасное его функционирование (движение и эксплуатацию), в результате чего причиняется вред здоровью и жизни людей. Ответственность дифференцируется в зависимости от наступивших последствий (смерть одного человека - ч. 3, двух лиц и более - ч. 5) и состояния опьянения (ч. 2, 4 и 6).

Вопросы квалификации отражены в постановлении Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (с посл. изм. и доп.).

Транспортные преступления надо отграничивать от других преступлений, при совершении которых транспортное средство выступает не в качестве такового, т.е. транспортного средства, а потому и содеянное требует иной квалификации:

1) по нормам главы о преступлениях против личности, например, тракторист пахал поле и, не заметив ребенка, наехал на него, причинив смертельную травму (ст. 109 УК РФ);

2) по норме об ответственности за нарушение охраны труда (при использовании внутрицехового транспорта (ст. 143 УК РФ);

3) по нормам главы о преступлениях против собственности - была умышленно сожжена машина (ст. 167 УК РФ);

4) по статье 281 УК РФ (диверсия), если при уничтожении есть цель подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.