Классификация средств обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует несколько классификаций средств обучения. В основу каждой из них положены те или иные признаки и характеристики их ис­пользования в учебном процессе.

По характеру воздействия на обучаемых средства обучения сис­тематизируются как: визуальные – предметы, макеты, карты, диафильмы, слайды и т.п.; аудиальные (звуковые) – магнитофон, проигрыватель, ра­дио и т.п.; аудиовизуальные – телевидение, кинофильмы.

По степени сложности средства обучения делятся на простые и сложные. К простым средствам обучения относят: учебники, печат­ные пособия, карты, картины, диаграммы, модели, оригинальные предметы и т.п. К сложным - технические средства обучения: ме­ханические визуальные средства, аудиальные, аудиовизуальные, лингафонные кабинеты, дидактические машины, компьютеры и т.п.

По происхождению средства обучения группируют следующим образом:

− натуральные, природные средства – предметы, непосредст­венно взятые из самой действительности, например, коллекции камней, растений и т.п.;

− символические средства – они представляют действитель­ность с помощью символов, знаков, например, рисунки, схемы, карты, графы, живое и печатное слово и т.п.;

− технические средства – визуальные, аудиальные, аудиовизуальные средства, модели, лингафонные кабинеты, дидак­тические машины, компьютеры и т.п.

Приведенные классификации являются достаточно условными, так как часто нельзя провести четкое разграничение между разными средствами обучения, например, между техническими моделями, макетами и символическими средствами. Применение той или иной классификации необходимо с точки зрения дидактического описания процесса обучения.

§ 3. Компьютеры в обучении. Информатизация образования

Шестая группа средств обучения, по В. Оконю, представляет слож­ные электронные устройства и телекоммуникационные сети.

В начале третьего тысячелетия развитие цивилизации определяется переходом от индустриального общества к информационному обществу, которое характеризуется проникновением средств информационных и коммуникационных технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности, в частности и в систему образования.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) – программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации.

Средства информатизации и коммуникации образовательного назначения – средства информационных и коммуникационных технологий, используемые вместе с учебно-методическими, нормативно-техническими и организационно-инструктивными материалами, обеспечивающими реализацию оптимальной технологии их педагогического использования.

Под информатизацией образования принято понимать процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания в условиях безопасного их применения. Этот процесс инициирует: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной массовой коммуникации; совершенствование методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять учебную экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Процесс информатизации образования и применения современных ИКТ привносит в систему образования множество новых дидактических возможностей, таких как: организация незамедлительной обратной связи между пользователем и средствами ИКТ; визуализация учебной информации; моделирование и интерпретация информации об изучаемых или исследуемых объектах и их отношений (как реальных, так и виртуальных); архивирование, хранение больших объёмов информации с возможностью лёгкого доступа к ней; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения учебного материала.

Если в современном процессе обучения главное звено "учитель-ученик", то в информационно-коммуникативной модели обучения главным звеном может стать "информационная система–ученик". Между тем компьютер становится все более массовым средством обучения, его можно назвать многофункциональной обучающей маши­ной. С его помощью предъявляется информация, и не только текстовая, но и подвижные видеоизображения со звуком. Он позволяет формиро­вать знания, умения, служит умственному и общепсихологическому развитию учащихся. Для введения компьютера в обучение учителю следует знать, что имеются и все время разрабатываются учебные про­граммные продукты. В настоящее время среди них на первом месте по распространению программы тренировки умений, затем учебно-ознакомительные упражнения, учебно-познавательные игры, упражнения на заучивание, моделирование, освоение понятий и другие. Создание учебных программных продуктов является сложным, но перспективным делом для специалистов по информатике, ЭВМ, педагогов, психо­логов, отраслевых ученых.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите место и функции дидактических средств в учебном процессе.

2. Охарактеризуйте классификацию средств обучения.

3. Дайте определения понятий «информатизация образования», «средства ИКТ».

4. На основе анализа дидактических возможностей ИКТ сформулируйте возможные виды учебной деятельности, организуемые на основе их использования.

5. Проанализируйте на одном из уроков учителя выбор им средств обучения. Дайте оценку выбранных средств обучения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 232.