Понятие о формах организации  обучения. Исторически
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 известные и современные формы обучения

Формы организаций обучения выступают в качестве одного из компонентов систем обучения − как простых, так и сложных. Они представляют собой внешнее выражение согласованной деятельно­сти учителя и учащихся. В них выражена четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учащихся, взаимосвя­занная с деятельностью учителя. Специфические особенности той или иной системы обучения определяются фактически ведущими формами организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в рамках функционирования данной системы. Истории известны несколько систем обучения, среди которых основными являются: а) индивидуальное обучение; б) классно-урочная и в) лекционно-семинарская. Все остальные системы органи­зации являются производными от них, так как представляют собой лишь варианты сочетаний признаков, характерных для указанных трех систем.

Классно-урочная система является наиболее ранней для нового времени и распространенной в мировой практике. Создателем ее как развернутой системы был Я.А. Коменский, в XVII веке. Классу и уроку как дидактическим понятиям уже около 400 лет. Классно-урочная сис­тема характеризуется такими особенностями: учащиеся приблизитель­но одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который со­храняет в основном постоянный состав в период школьного обучения. Класс работает по единому годовому учебному плану и программам, согласно постоянному расписанию. Основной единицей занятий являет­ся урок. Урок обычно посвящен одному учебному предмету, теме. Рабо­той учащихся на уроке руководит учитель. Он оценивает результаты учебы по своему предмету и в конце учебного года принимает решение о переходе учеников в следующий класс. Учебный год, день, расписа­ние уроков, каникулы - это тоже признаки классно-урочной системы.

Ее достоинства: четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей между собой, воспита­ние их в учебном процессе, экономичность.

Ее недостатки: трудность в учете индивидуальных особенностей учеников и в организации индивидуальной работы с ними как по со­держанию, так и по темпам и методам обучения; строгая организацион­ная структура затрудняет связь обучения с реальной жизнью, замыка­ет его на школе. Все это толкает педагогов на поиски других систем обучения, вот некоторые из них.

В начале XIX века была система взаимного обучения (белл-ланкастерская): старшие ученики, получившие знание от учителя, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, но давало низкое качество.

По мангеймской системе (20-е годы XIX века, Европа) создавались классы, разные по уровню развития, способностям, подготовке учени­ков, - слабые, средние и сильные. Отбор в классы определялся результатами экзаменов. В зависимости от успехов можно было сменить класс, но этого почти не происходило, поскольку система не давала возможности слабым ученикам достигать высокого уровня. Ее элементы сохраняются в некоторых школах Запада.

В Европе и США в начале ХХ века было опробовано много систем обучения, направленных на обеспечение индивидуальной активной самостоятельной учебной работы. Наиболее радикальная из них Дальтон-план, согласно которому учащийся брал задания на год по каждому предмету и отчитывался по ним в установленные сроки. Единого для всех расписания не было. Коллективная работа велась один час в день, остальное время - индивидуальная работа в предметных мастерских, лабораториях, консультации с учителями. В СССР в 20-е годы использо­валась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторная система. Задания по изучению курса, темы брала группа учеников (бригада). Они работали самостоятельно в лабораториях, отчиты­вались коллективно, учителя давали консультации. Эта система, раз­вивая самостоятельность учеников, снижала, однако, уровень подготов­ки, что прекратило ее существование в СССР в 1932 году.

В 50-е годы ХХ века возник план Трампа - система, стимулирую­щая индивидуальное обучение, использующая гибкие формы обучения. Она включала три формы работы: лекции с применением технических средств для больших групп в 100-150 учеников, 40% времени; работа в группах 10-15 человек, 20% времени; индивидуальная работа в школь­ных кабинетах, 40% времени. При этом классов не существует, малые группы меняют свой состав. Система требует слаженной команды учителей, четкой организации, материального обеспечения, имеет опреде­ленные достоинства.

В настоящее время идут попытки усовершенствования классно-урочной и других систем. На Западе в развитие плана Трампа имеются "неградуированные классы": ученик по одному предмету может учить­ся по программе 5-го класса, а по другому предмету быть в 3-ем классе. Име­ются проекты и эксперименты по созданию "открытых школ": обуче­ние проходит в учебных центрах с библиотеками, мастерскими, что ве­дет к разрушению самого института "школа". В целом поиски форм обучения идут в направлении индивидуализации, психологизации, технизации обучения.

Урок, его структура и типы

Как было сказано, урок − это форма организации обучения с груп­пой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердо­му расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечест­венной школе урок остается основной формой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по ди­дактической цели. Выделены такие типы уроков: урок овладения новыми знаниями; урок формирования и совершенствования умений и навыков; урок обобщения и систематизации знаний; урок повторения, закрепления знаний; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки, на которых решается несколько дидактических задач.

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исклю­чением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока − совокупность его элементов, частей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня под­готовки учеников. Типичная структура комбинированного урока такова: организационный момент, проверка домашнего задания, опрос учащих­ся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепле­ние его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффективное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствования структуры урока.

Ученые исходят из того, что урок имеет дидактический, методиче­ский, психологический, гигиенический аспекты. Дидактическая под­структура включает три этапа: актуализацию знаний и способов дея­тельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактиче­ская логика обучения. Методическая подструктура обязывает планиро­вать конкретные виды деятельности: выполнение упражнений, реше­ние задач, ответы учеников; объяснение материала с применением аде­кватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и психологию урока: создание мотивации, психологическо­го комфорта, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний. Гигиеническая наука тоже предъявляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.

Ведущими ориентирами для современного урока должны стать следующие положения:

1) от триединой цели урока – к формулировке целей через деятельность учащихся и далее – к самостоятельному целеполаганию;

2) от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного – к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса;

3) от традиционной отметки – к современной оценки.

На основе анализа структуры современного урока, мы можем говорить о возникновении технологии урока, построенного в соответствии со стандартом нового поколения (см. схему 1).[90]

 

к многокомпонентному уроку
ЦЕЛИ: от триединой цели урока
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: от «традиционного» линейного урока
РЕЗУЛЬТАТЫ: от отметки – к оценке
¨ к определению  целей через деятельность учащихся ¨ к самостоятельному целеполаганию
¨ линия мотивации ¨ линия содержания ¨ линия дидактических приёмов, методов, стратегий ¨ линия организационная ¨ линия … ¨ линия …
¨ предметные ¨ метапредметные ¨ личностные

Схема 1. От традиционного «линейного» урока к уроку, соответствующему ФГОС ООО (по О.Н. Крыловой, И.В. Муштавинской).

 

В проведении урока важен вопрос об организации учебной дея­тельности детей. Выделяют три ее формы: фронтальную, индивидуаль­ную, групповую. Первая предполагает совместные действия всех уча­щихся класса под руководством учителя. Вторая означает самостоя­тельную работу каждого ученика. Эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп мо­жет быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в груп­пах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учени­ков.

Введение ФГОС рождает новые модели построения уроков на основе деятельностного подхода к организации работы учащихся, активного целеполагания, оценочной деятельности, позволяющей диагностировать достижения целей урока.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подго­товки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, пред­метную методику, педагогическую психологию.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.