Понятие о методах обучения. Функции методов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятель­ности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач об­разования (Ю.К. Бабанский).

Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою оче­редь, к достижению целей обучения (ИЯ. Лернер).

В определении понятия "метод обучения" главное - способ дея­тельности, который раскрывается как система действий, ведущих к це­ли. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и дей­ствиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов). Большинст­во дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели. С понятием «метод» связаны еще два понятия: средство и прием. Под средствами обучения принято понимать учебные по­собия и другие источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Средства обучения способствуют оснащению учебного процесса, его совершенствованию.

Прием − это деталь метода, отдельные шаги в той познаватель­ной работе, которая происходит при применениях данного метода.

Прием − частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Например, рассказ − это метод обучения; сообщение план рассказа − прием активизации внимания, обеспечивающий систематичность восприятия.                              

Отечественная дидактика устанавливает связь методов обучения с методами научного познания, свойственных соответствующим специальным наукам. Методы обучения подводят учащихся пониманию методов научного исследования, знакомят школьников с работой над литературными источниками, с организацией и про­ведением наблюдений, техникой лабораторных работ, постанов­кой эксперимента. Педагогическая опытность и педагогическое мастерство предполагают не только хорошее знание учителем сво­его предмета, но и свободное владение методами и средствами обучения.

Функции методов обучения. Методы обучения выполняют свое назначение только в том случае, если они решают следующие ос­новные функции: функция побуждающего действия, образователь­ная, воспитывающая, развивающая функция.

Функция побуждающего действия − ее задача пробудить позна­вательную потребность, интерес учащихся к решению той или иной задачи, то есть закрепить у учащихся положительное отношение к учению.

Обучающая функция методов обучения − ведущая в учебном про­цессе. Эффективность обучающей функции "измеряется" качеством знаний, умений и отношений воспитанника. Пробелы в знаниях ученика являются нередко результатом непродуманного выбора методов обучения. Суть обучающей функции выражается в точном подборе методов обучения соответственно дидактической задаче, обеспечения предельной ясности и выразительности в раскрытии сущности изучаемого материала. Ведущим критерием эффективно­сти обучающей функции является способность ученика использо­вать усвоенное содержание для приобретения нового.

Развивающая функция должна стать принадлежностью каждого метода. Особенностью этой функции является ее многосторонность: реализация ее предполагает последовательное развитие качества знаний детей, постоянное усложнение и развитие их умений и на­выков, способов деятельности, развитие познавательных интересов, ценностей, самостоятельности и творчества школьников.

Воспитывающая функция методов обучения: формирование на­учного мировоззрения школьников, воспитание необходимых нрав­ственных, эстетических, всех духовных свойств и качеств личности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.