Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (ИЯ. Лернер).
В определении понятия "метод обучения" главное - способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер (М.И. Махмутов). Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели. С понятием «метод» связаны еще два понятия: средство и прием. Под средствами обучения принято понимать учебные пособия и другие источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Средства обучения способствуют оснащению учебного процесса, его совершенствованию.
Прием − это деталь метода, отдельные шаги в той познавательной работе, которая происходит при применениях данного метода.
Прием − частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Например, рассказ − это метод обучения; сообщение план рассказа − прием активизации внимания, обеспечивающий систематичность восприятия.
Отечественная дидактика устанавливает связь методов обучения с методами научного познания, свойственных соответствующим специальным наукам. Методы обучения подводят учащихся пониманию методов научного исследования, знакомят школьников с работой над литературными источниками, с организацией и проведением наблюдений, техникой лабораторных работ, постановкой эксперимента. Педагогическая опытность и педагогическое мастерство предполагают не только хорошее знание учителем своего предмета, но и свободное владение методами и средствами обучения.
Функции методов обучения. Методы обучения выполняют свое назначение только в том случае, если они решают следующие основные функции: функция побуждающего действия, образовательная, воспитывающая, развивающая функция.
Функция побуждающего действия − ее задача пробудить познавательную потребность, интерес учащихся к решению той или иной задачи, то есть закрепить у учащихся положительное отношение к учению.
Обучающая функция методов обучения − ведущая в учебном процессе. Эффективность обучающей функции "измеряется" качеством знаний, умений и отношений воспитанника. Пробелы в знаниях ученика являются нередко результатом непродуманного выбора методов обучения. Суть обучающей функции выражается в точном подборе методов обучения соответственно дидактической задаче, обеспечения предельной ясности и выразительности в раскрытии сущности изучаемого материала. Ведущим критерием эффективности обучающей функции является способность ученика использовать усвоенное содержание для приобретения нового.
Развивающая функция должна стать принадлежностью каждого метода. Особенностью этой функции является ее многосторонность: реализация ее предполагает последовательное развитие качества знаний детей, постоянное усложнение и развитие их умений и навыков, способов деятельности, развитие познавательных интересов, ценностей, самостоятельности и творчества школьников.
Воспитывающая функция методов обучения: формирование научного мировоззрения школьников, воспитание необходимых нравственных, эстетических, всех духовных свойств и качеств личности.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 248.