Глава 22. Система контроля и оценка результатов обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

§ 1. Контроль и его роль в руководстве и управлении учебной
деятельностью учащихся

Сущность и значение контроля за учебной деятельностью. Контроль, оценка и учет школьных достижений — это неотъемлемый момент процесса обучения.

В теории обучения еще не сложилось единого взгляда на сущность понятий «контроль», «оценка», «учет». В традиционной школьной практике эти понятия часто рассматриваются как адекватные. За последнее время в связи с использованием в дидактике и методике обучения основ кибернетики наметился дифференцированный подход к раскрытию сущности контроля, оценки и учёта. Подчеркивается специфика каждого из понятии, с тем, чтобы эффективнее организовывать педагогическое руководство учебной деятельностью школьников.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль рассматривается в кибернетике как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой. Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль по линии учитель-ученик) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося). Между контролем и самоконтролем существует тесная взаимосвязь.

В настоящее время значение учета успеваемости в преподавании учебных дисциплин возрастает. Задача развития личности каждого ученика требует совершенной системы учета успеваемости школьников.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»(ст. 58,59) определены основные нормативные положения о промежуточной и итоговой аттестации обучащихся. Обращено внимание на то, что государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме единого государственного экзамена. (ЕГЭ).


Функции контроля

Контроль есть необходимый компонент процесса обу­чения: он обеспечивает обратную связь в процессе обу­чения, является средством его корректировки и регули­ровки. Контроль — обязательная часть процесса обучения, это «при­бор», измеряющий результаты учебной работы. Функции контроля:

1) воспитательна я – это показ каждому ученику его достижений в работе; побуждение ответственно относиться к учению; воспитание трудолюбия и понимания необходимости систематически трудиться, выполнять все виды учебных заданий. Особенное значение эта функция имеет в начальных классах, ко­гда у младших школьников еще не сформированы навыки регуляр­ного учебного труда;

2) обучающая – углубление, повторение, закрепление, обобщение и система­тизация знаний в ходе контроля; выявление искажений в понимании учебного материала; активизация мыслительной деятельности учащихся;

3) развивающая – развитие логического мышления в ходе контроля, когда тре­буется умение распознать вопрос или задание, определить, что является причиной и следствием; развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и де­лать выводы; развитие умений и навыков при решении графических, практических и экспериментальных заданий;

4) диагностическая – показ результатов обучения и воспитания школьников, уровня сформированности умений и навыков; выявление уровня соответствия знаний учащихся образова­тельному стандарту; установление пробелов в обучении, характера ошибок, объ­ема необходимой коррекции процесса обучения; определение наиболее рациональных методов обучения и направления дальнейшего совершенствования учебного процесса; отражение результатов учительского труда, выявление недоче­тов в работе учителя; способствование совершенствованию педагогического мастер­ства учителя. Контроль лишь тогда будет эффективен, когда он охватывает весь процесс обучения от начала до конца и когда он сопровожда­ется устранением обнаруженных недостатков. Таким образом, кон­троль обеспечивает управление процессом обучения.

Виды и методы контроля

Методы проверки знаний: наблюдение, устный контроль, письменная проверка, дидактические тесты, практическая работа.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы и дает определенные сведения об уровне знаний. Результаты наблюдения не фиксируются в официальных документах, а учитываются учителем при работе и общей оценке ученика.

Устный контроль, как правило, состоит в ответах учеников на во­просы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются такие его формы: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбини­рованный опрос. Опытные учителя владеют разнообразными техника­ми опроса, применяя карточки, игры, технические средства.

Письменная проверка характеризуется высокой экономичностью и эффективностью, позволяет глубоко и объективно проверить знания учащихся. Современная дидактика и технические средства дают воз­можность автоматизировать контроль: перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос.

В последние годы используется аутентичный контроль с помощью портфолио.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тести­рования и программированного обучения. Дидактический тест (тест достижений – набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Это се­рия вопросов, к каждому из которых надо выбрать правильный из предложенных 3-5 ответов; или это утверждения, в которые надо вста­вить пропущенные слова, незаконченные предложения, которые надо закончить. В данном пособии есть примеры таких заданий. См. 6.8, 11.5 и др. Этот тип заданий проверяет знание фактов, понятий, законов – вызывает репродуктивные ответы.

Существуют еще три типа тестовых заданий, проверяющих раз­ные цели-результаты обучения, а именно: — умение производить стан­дартные мыслительные действия на основе знаний (решение задач), — умение дать самостоятельную критическую оценку изученного, - уме­ние решать новые конкретные ситуации на основе знаний. Примером последнего задания может служить № 4 из текста 6.8. Преимущества тестового контроля — объективность, так как это отлаженный "прибор", измеряющий уровень усвоения по количеству правильных ответов. Тестовый контроль снимает субъективизм эксперта-учителя, который имеет место в других методах. Однако наука составления тестов дости­жений сравнительно молода и требует специальной подготовки и со­вместной работы учителя и специалиста по тестам.

Практические методы контроля имеют целью проверить практиче­ские умения, навыки учеников, способность применять знания при ре­шении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, карт, чертежей, изго­товление приборов и пр. Этот метод проверки важен, поскольку удов­летворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориенти­рует ученика на применение знаний.

В учебном процессе школы используются все методы проверки в указанных выше формах, а также на экзаменах и зачетах. В настоя­щее время многие школы применяют зачетную систему в старших классах. Зачеты стимулируют более ответственную, глубокую подго­товку учащихся, однако при этом ослабляется текущий контроль, что отрицательно сказывается на систематичности в работе учащихся

§ 4. Учет учебной работы

Учет представляет собой педагогический обобщенный итог ра­боты учителя и учащихся за определенный период. Основой этого учета служит статистическая обработка количественных показате­лей оценки результатов текущего, периодического и итогового кон­троля. Учет учебной работы учащихся проводится по пройденным темам, разделам учебной программы, по итогам четверти, полуго­дия или учебного года. Выявляются качественные, количественные и нравственно-мотивационные аспекты учебно-познавательной деятельности школьников. В педагогическом учете не допускается выведение четвертных, полугодовых и годовых оценок как средне­арифметического из оценок текущей успеваемости. При выведении оценок большую роль играет учет повседневных психолого-педаго­гических наблюдений учителя за учащимися. Оценке подлежит вся работа за четверть или полугодие, отношение ученика к работе, его активность, интерес к географии, химии, биологии и др. на уроке, участие в коллективной работе и т. п.

Данные учета успеваемости дают возможность с достаточной объективностью судить об успехах работы учителей и учащихся за определенный период. Они позволяют сделать выводы о состоянии учебно-воспитательной работы и определить практическим работникам школ и руководителям образования перспективы развития и пути совершенствования методов и форм обучения и воспитания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какую роль в учебном процессе играют контроль, оценка и учет знаний и умений школьников?

2. В чем сущность содержания понятий «оценка» и «отметка»? Каким требованиям должно удовлетворять выставление оценок учителем?

3. Посетите урок по предмету своей специальности и укажите, какие методы и формы организации контроля использовал учитель и какова их эффективность.

4. Проведите анализ данных учета успеваемости по классному журналу у трех учеников за предыдущую учебную четверть или полугодие. Установите тен­денции в учении каждого ученика.

5. Какова роль портфолио в системе контроля и оценке результатов обучения. Используя методическую литературу, создайте свою модель Портфолио, обоснуйте и презентуйте её.



РАЗДЕЛ V . УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

Глава 23. Система образования в России

§ 1. Принципы государственной политики в области образования

Деятельность государства по созданию условий для реализации права человека на образование составляет государственную политику в образовании.

Государственная политика в сфере образования провозглашает и закрепляет в общественном сознании те ценностные ориентации, которые задают этические основы общественных отношений.

Государственный характер управления системой образования закреплен в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.3) «Основные принципы Государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». В данной статье названного документа раскрываются основные принципы государственной образовательной политики, отражающие ее ведущие направления и приоритеты:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокуль­турных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптив­ность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

2. Правительство Российской Федерации ежегодно в рамках обеспечения проведения единой государственной политики в сфере образования представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и опубликовывает его на официальном сайте Правительства Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")[91].

§ 2. Система образования в Российской Федерации и органы

управления образованием

Система образования (согласно ст.10 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации») включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Для реализации государственной политики в сфере образования создаются государственные органы управления образованием.

Федеральный (общегосударственный) орган управления образованием - Министерство образования и науки РФ. Он уполномочен решать вопросы, связанные: с формированием и осуществлением государственной образовательной политики, разработкой и реализацией федеральных и международных программ в области образования, государственных стандартов, норматив, установлением эквивалентности документов об образовании, финансированием образовательных учреждений, формированием структуры системы образования в стране, определением перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки специалистов сферы образования, контролем исполнения законодательства Российской Федерации.

Региональные (краевые, областные, автономные округи) органы управления образования, к которым относятся министерства, департаменты управления образования. Основными вопросами, находящимися в компетенции данных органов управления являются: проведение государственной образовательной политики в регионе, формирование образовательных инфраструктур региона, государственная аккредитация и лицензирование образовательных учреждений, аттестация педагогических кадров, профессиональная подготовка и переподготовка кадров, контроль исполнения законодательных актов Российской Федерации и нормативных актов региона.

Муниципальные (районные) органы управления образования, к которым относятся управления и отделы образования. Они ответственны за реализацию права граждан на получение основного общего образования, в их компетенции находятся вопросы развития сети образовательных учреждений муниципалитета, их материально-технического обеспечения, аттестация педагогических кадров, повышения профессиональной компетентности работников образовательной сферы, контроль за деятельностью образовательных учреждений, за реализацией государственной политики в области образования.

Управление системой образования осуществляется в соответствии со ст. 89 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учёта общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

Государственная регламентация образовательной деятельности, согласно, обозначенному выше, закона включает в себя:

1) лицензирование образовательной деятельности;

2) государственную аккредитацию образовательной деятельности;

3) государственный контроль (надзор) в сфере образования.

§ 3. Образовательные учреждения, их типы, виды, организационная структура

Важнейшим элементом образовательной системы являются образовательные учреждения. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.12) образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, реализует одну или несколько образовательных программ и (или) программ, обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Согласно Закону «Об образовании» образовательные учреждения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, религиозных и общественных объединений).

Образовательные учреждения имеют государственный статус, который означает их тип, вид и категорию. Тип – это группирование образовательного учреждения по определенным признакам (целям, задачам, уровням образования, контингенту обучающихся и др.). Согласно закону РФ «Об образовании» в России функционирует семь типов образовательных учреждений:

− дошкольные;

− общеобразовательные учреждения;

− учреждения профессионального образования; 

− специальные (коррекционные);

− учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 

− учреждения дополнительного образования детей;

− учреждения дополнительного (постдипломного) образования взрослых.

Вид образовательного учреждения определяется с учетом уровня направленности реализуемых им образовательных программ и особенностей организации образовательного процесса. К примеру, видами общеобразовательных учреждений являются: общеобразовательная школа (начальная, основная, средняя), лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов, вечерняя, заочная; видами учреждений высшего педагогического образования выступают: институт, академия, университет; видами учреждений дополнительного (постдипломного) образования взрослых являются институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, институты развития образования.

Вопросы и задания для самоконтроля  

1. Дайте характеристику принципов государственной политики России в области образования.

2. Что такое система образования? Какие структурные элементы она включает?

3. Назовите основные органы управления образованием в Российской Федерации. В чем специфика их деятельности?

4. Дайте определение понятий «тип образовательного учреждения» и «вид образовательного учреждения». Как они соотносятся между собой? Проиллюстрируйте это конкретными примерами.

5. Проанализируйте главу 12 «Управление системой образования». Государственная регламентация образовательной деятельностью» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Какова функция этого нормативного документа в управлении образования.

Глава 24. Научные основы управления образовательными системами

§ 1. Сущность управления образовательными системами

Управление является важнейшим фактором функционирования и развития всех сфер жизни общества. Управление осуществляется в биологических, технических и социальных системах. Одной из разновидностей последних является система образования. Традиционное представление об управлении образованием раскрывалось в следующих характеристиках: целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую с целью перевода последней в качественное состояние и др. Эти определения базируются на философии воздействия в управлении.

В 90-е годы XX столетия теоретические позиции управления образованием были существенно дополнены ведущими идеями менеджмента. Слово менеджмент заимствовано из английского языка (management) и дословно переводится как управление. Однако, термин «управление» намного шире, поскольку применяется к разным процессам: и к техническим, и производственным, и биологическим, и социальным. Термин «менеджмент» применяется лишь к управлению социальными и экономическими системами. Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, которая предполагает, что деятельность менеджера (руководителя) строится на основе уважения и доверия к своим сотрудникам, создании ситуации успешности их деятельности. Привнесение гуманистических позиций менеджмента в теорию управления образовательными системами привело к смене господствующей в ней философии воздействия на философию взаимодействия, рефлексивного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко и др.). В русле названной философии управление образованием стали определять как деятельность по достижению образовательных целей, в основе которой лежит целенаправленное, сознательное взаимодействие людей. Цель управления образованием заключается в согласовании субъект-субъектных отношений и действий участников управленческого процесса, обеспечивающих достижение образовательных результатов.

Управление имеет свой объект и предмет. Объектами управления могут быть: целостная система образования; образовательные системы регионов; муниципальные системы образования; общеобразовательная школа как целостная педагогическая система. Объектами управления также могут быть и отдельные компоненты, выступающие подсистемой более общей системы. Например, такими подсистемами школы являются: целостный педагогический процесс, процесс обучения, система воспитательной работы, ресурсное обеспечение образовательного процесса и др. Предметом управления являются сложные иерархические отношения между субъектами управления. В этом аспекте алгоритм управленческой деятельности выглядит следующим образом – «человек - информация – отношения – человек».

Управленческая деятельность осуществляется определенными субъектами, под которыми понимают коллегиальные органы и персоналии. Субъектами управления системой образования выступают Министерство образования и науки Российской Федерации; региональные министерства, управления образованием края, области, города, а также районные отделы образования. Коллегиальными органами управления школой являются Совет школы, педагогический совет, родительский комитет, экспертные группы и др. К персоналиям (лицам) внутришкольного управления относят директора, его заместителей, педагогов, ученический актив.

Важным компонентом управления является содержание, т.е. те действия, операции, благодаря которым достигается определенный результат. Содержание управления составляют управленческие функции. Функция (от латинского functio - исполнение) – это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда. В теории управления существуют различные классификации управленческих функций. Наиболее распространенной является классификация функций, предложенная М.Х.Месконом, М.Альбер-том, Ф. Хедоури, согласно которой к управленческим относятся функции планирования, организации, мотивации и контроля. Если названные функции взаимосвязаны, осуществляются в определенной последовательности и направлены на достижение целей, то они составляют процесс (цикл) управления.

Способы взаимодействия субъекта и объекта управления называются методами управления. В теории социального управления известны три группы методов: экономические, связанные с выплатой премиальных, разных видов доплат и других материальных поощрений сотрудников за эффективную работы; организационно-распорядительские, к которым относится издание приказов, инструкций, распоряжений, т.е. документов, регулирующих и регламентирующих деятельность субъектов системы образования; социально-психологические, которые включают методы социального развития коллектива, обеспечения участия сотрудников в управлении, морального стимулирования, создания положительного психологического климата в коллективе и другие.

Результатом управления является достижение оптимальных результатов деятельности на основе согласованности отношений между людьми. В этой связи основными признаками эффективного управления являются: создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, развитие коллектива, его сплоченность, организованность.

В гл. 12 ст. 89 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что

1. Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер.

2. Управление системой образования включает в себя:

1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

2) осуществление стратегического планирования развития системы образования;

3) принятие и реализацию государственных программ Российской Федерации, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования;

4) проведение мониторинга в системе образования;

5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

6) государственную регламентацию образовательной деятельности;

7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию;

8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 174.