методиках
Всей своей совокупностью принципы обучения находят свое отражение в предметных методиках. Реализация принципов обучения в предметных методиках связана, как правило, с особенностями целей, содержанием конкретного учебного предмета. При этом принципы обучения ориентируют учителя, во-первых, на отбор содержания учебного материала; во-вторых, на выбор методов, приемов и средств обучения. В этом случае каждый принцип обучения становится дидактическим «вектором» по отношению к методическому мышлению учителя. Знание принципов обучения является основой методологической культуры учителя при преподавании конкретного предмета учебного плана. По мнению ученых, реализация дидактических принципов в предметных методиках является одновременно и наукой, и искусством. В момент осмысления учителем дидактических принципов его мышление сродни научному. В том случае, когда он констрирует реализацию принципа в процессе преподавания истории, литературы, географии, он работает в сфере искусства. Следует подчеркнуть, что в процессе преподавания конкретной дисциплины дидактические принципы – это система научных установок, а не набор готовых рецептов. Успешность реализации дидактических принципов в предметных методиках во многом определяется общей педагогических культурой учителя. Такая культура включает в себя наличие у учителя организационных, коммуникативных, проектировочных, предметных и других умений. Последние, в частности, включает в себя специальные умения, связанные с преподаванием того или иного конкретного предмета.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение понятия «принципы обучения».
2. Как в дидактике соотносятся принципы обучения и закономерности?
3. Почему дидактические принципы являются научными установками, а не стандартными рецептами?
4. Приведите примеры реализации конкретных принципов обучения в предметных методиках.
5. Докажите, что все принципы обучения взаимосвязаны.
Глава 17. Виды обучения и их характеристика
Понятие о видах обучения и их отличительные особенности
Успешность профессиональной деятельности современного учителя определяется в значительной степени знанием основных видов обучения, их достоинств и недостатков, теоретико-методологических основ и условий применения.
Выше отмечалось, что в дидактике имеется ряд теорий, которые по-разному объясняют сущность дидактического процесса и, следовательно, его строение. Характер построения собственно процесса обучения и определяет конкретный вид обучения. Поэтому виды обучения отличаются друг от друга по характеру обучающей и учебной деятельности; по построению, содержания материала; по методам и средствам обучения.
Виды обучения отличаются друг от друга и по характеру взаимодействия (стилям общения) учителя и учащихся в ходе обучения (авторитаризм, сотрудничество, партнерство и т. д.), а также позициями, которые занимают школьники в учебном процессе (позиция объекта педагогических замыслов и воздействия со стороны учителя; позиция субъекта собственной учебной деятельности), их гармоничного взаимодействия и развития. В мировой и отечественной дидактической теории и практике исторически сложились следующие основные виды обучения: метод сократической беседы; догматическое обучение; объяснительно-иллюстративное обучение; программированное обучение алгоритмизированное обучение; дистанционное обучение как новый вид современного обучения; проблемное обучение.
Структура и специфические особенности конкретного вида обучения обусловлены его теоретико-методологическими основами.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 268.