Критерии эстетической воспитанности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Показателем результативности эстетического воспитания считается овладение эстетической культурой, которая является важной составляющей духовного облика личности и воспитания его базовой культуры. Критерии эстетической воспитанности – уровень развития эстетического сознания учащихся и творческого отношение ко всему кругу эстетически ценных явлений, предметов, произведений; стремление и умение личности строить свою жизнь по законам красоты.

     Влияние искусства на мировоззрение человека зависит от уровня его художественно-эстетического развития; знания законов художественного отражения действительности; понимания языка и художественных средств. В данном случае искусство может принести удовольствие и наслаждение, будет возбуждать мысли и чувства, но это требует особой подготовки и соответствующего понимания со стороны самого школьника. Субъективное эмоциональное состояние (эстетическое чувство), вызванное оценочным отношение личности к эстетическому явлению или виду искусства, порождает эстетические переживания, которые, в свою очередь, способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Наличие определенного уровня эстетической потребности как необходимости в общении с художественно-эстетическими ценностями, переживании духовно-эстетического состояния также является критерием эстетической воспитанности.

     С овладением знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои взгляды, связан имеющийся уровень представлений о специфике различных видов и жанров искусства; умений анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность того или иного вида искусства; способности эстетического суждения и т.д.

      Сформированность эстетического вкуса, а также эстетических понятий, суждений, идеалов, потребностей, способностей позволяет говорить о присутствии высокой эстетической культуры личности, готовности творчески относиться к себе самому и окружающему миру. В современной педагогике проблема воспитания эстетически грамотной личности, имеющей хороший уровень базовой культуры, остается особенно актуальной.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте содержание понятия «эстетическое воспитание».

2. Назовите основные направления формирования эстетической культуры личности и раскройте их содержательный аспект.

3. Дайте характеристику основных средств и форм эстетического воспитания в урочное и внеурочное время.

4. Определите уровень эстетической воспитанности студентов Вашей группы.

5. Опишите как осуществляется эстетическое воспитание в одной из школ вашего города (по выбору).

Физическое воспитание

10.1. Основные понятия

Система физической культуры является важной сферой жизнедея-тельности современного общества. Она многогранна по своей структуре. В нее входят профессиональный спорт (спорт высших достижений), детский и массовый спорт, физическая реабилитация больных людей, оздоровительный туризм, обучение физической культуре в дошкольных учреждениях, школах, профессиональных учебных заведениях и многие другие области жизни людей.

Организуют каждое из указанных направлений педагоги по физической культуре. Это тренеры, учителя физкультуры, инструкторы по лечебной гимнастике, руководители туристических групп и направлений и другие специалисты. Большинство из них получают свое образование на факультетах физической культуры педагогических институтов и университетов. Формирование физической культуры личности осуществляется в процессе физического воспитания в учебной и внешкольной деятельности.

Физическая культура – это специфический вид социальной деятельности, заключающийся в целенаправленных занятиях физическими упражнениями, в усвоении и применении соответствующих знаний и навыков, а также в участии людей в спортивных мероприятиях и соревнованиях.

Физическое воспитание – система совершенствования человека, направ-ленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. Частью физического воспитания является учебный курс физическая культура и ОБЖ — основы безопасной жизнедеятельности, а также биология.

Безопасная жизнедеятельность и формирование здорового образа жизни – процесс формирования у детей осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркомании, поведению в экстремальных ситуациях в быту, в природе, на воде, в воздухе и т. п.

Спорт представляет собой составную часть физической культуры, т.е. деятельность направленную на достижение высоких результатов физического развития индивида в конкретном виде физических упражнений (беге, метании копья и др.)

Цель физической культуры в обществе состоит в удовлетворении определенных физических и духовных потребностей индивида в процессе выполнения им физических упражнений. Она осуществляется через решение задач по оздоровлению, развитию, воспитанию и образованию членов социума в процессе физического воспитания. Занятия физической культурой способствует развитию организма индивида, его оздоровлению, воспитанию у него качеств личности, необходимых для реализации его жизнедеятельности в социуме.

Главным направлением в работе специалиста по ФК является физическое воспитание (а в его составе физкультурное, волеологическое, олимпийское, спортизированное).

1. Физкультурное воспитание. Цель его - формирование физической культуры личности воспитанника, использование педагогом физических упражнений для его (формирования физических качеств) и для личностного (социального, психологического, интеллектуального и т.д.) развития воспитанника.

2. Валеологическое воспитание. Его целью является формирование у детей отношения к своему здоровью и к здоровью других людей как к ценности, а также обучение их практическим навыкам оздоровления путем организации здорового (а возможно, и спортивного) стиля жизни.

3. Олимпийское воспитание. Его цель – освоение учащимися ценностей олимпизма, которые включают в себя правила честной игры, добрую волю, коллективизм, ответственность за свои поступки, примеры рыцарского поведения и другие морально-нравственные основы поведения.

4. Спортизированное физическое воспитание. Его цель – формирование ориентация учащихся на осуществление спортивной деятельности и переосмысление опыта жизни и деятельности спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Физическое воспитание тесно связано с другими видами воспитания личности, которые реализуются педагогом в процессе изучения и выполнения физических упражнений в тренировочной и соревновательной деятельности. К этим видам относятся: патриотическое, эстетическое, экологическое и трудовое.

Патриотическое воспитание осуществляется в ходе соревновательной деятельности, когда воспитанники педагога-тренера защищают честь своей школы, района, города, малой или большой родины. Эстетическое воспитание связано с пониманием воспитанниками красоты физических упражнений и спортивной деятельности в целом, с оценкой ее успешности с позиций гармоничности, эстетики. Экологическое воспитание осуществляется педагогом в ходе проведения занятий на открытом воздухе в разное время года и имеет своей целью формирование восприятия воспитанниками себя как части родной природы. Трудовое воспитание осуществляется в ходе регулярной и очень трудоемкой тренировочной деятельности, без чего не может быть получен высокий спортивный результат.

10.2. Сущность и система физического воспитания школьников

В Российской Федерации разработана Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015гг.», которая раскрывает важнейшие функции физической культуры и спорта и нацеливает российское общество на выполнение целого ряда задач.

В программе отмечается:

а) спорт – один из факторов, обеспечивающих безопасность и стабильность развития государства;

б) занятия детей и других категорий населения физической культурой и спортом являются важными средствами сохранения уровня здоровья и физической работоспособности граждан;

в) физическая культура – важнейшее средство профилактики негативных явлений, связанных с курением, алкоголизацией и наркоманией и др.

Эта программа ставит перед российским обществом ряд задач, основными среди которых являются:

1. Повышение интереса населения России к занятиям физической культурой и спортом;

2. Развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;

3. Создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков;

4. Развитие материально-технической базы спорта высших достижений и подготовки олимпийского резерва.

Эти задачи могут реализовать должны различные специалисты в области физической культуры и спорта: учителя физической культуры, тренеры различных видов спорта, преподаватели лечебной физической культуры, инструкторы по туризму, спортивные менеджеры и др.

Подготовка специалистов для системы физической культуры осуществляется в образовательных учреждениях. Выделяют следующие этапы этой подготовки:

1. Среднее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.

2. Высшее профессиональное физкультурно-педагогическое образование.

4. Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре и спорту).

4. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура).

Таким образом, в структуру физического воспитания школьников входит несколько компонентов:

А) Общая физическая подготовка и воспитание на уроках физической культуры в школе,

Б) Физическое воспитание в рамках школьных спортивных секций и спортивно-оздоровительной деятельности, организуемой в системе дополнительного образования.

Система физического воспитания учащихся в школах направлена на решение следующих задач:

1) Обучение основным видам движений, формирование возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических двигательных качеств; и оценивание результатов с использованием передового опыта;

2) Содействие адаптации учащихся к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; проведение врачебного контроля, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь;

3) Воспитание потребности в систематических занятиях спортом;

4) Осуществление задач нравственного, интеллектуального, трудового, патриотического, эстетического воспитания и формирование учебного коллектива;

5) Осуществление здорового образа жизни, совершенствование в собственной спортивной деятельности.

В) Система начального физкультурного образования, к которой относят детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ), спортивные детско-юношеские школы Олимпийского резерва (СДЮШОР), спортивные клубы, в которых школьники посещают секции по различным видам спорта. Основной целью этой системы является профессиональная подготовка юных спортсменов для участия в спортивных соревнованиях, профориентация в сфере физической культуры, а также мотивация к активному и здоровому образу жизни.

Г) Система адаптивной физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Целью этого компонента физического воспитания являются в большей степени задачи оздоровления и воспитание потребности в систематических занятиях посильными физическими упражнениями.

Методы и средства задач физического воспитания выбираются в соответствии с поставленными задачами.

10.3. Методы и средства физического воспитания

Обучение педагогом по физической культуре осуществляется в рамках разных организационных форм (урок, занятие в секции, поход и т.д.), имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения — уровень усвоения знаний, умений и навыков, овладения способами решения практических спортивных задач, интенсивности продвижения в интеллектуальном и физическом развитии

Основные средства воспитания физической культуры. К основным средствам воспитания физической культуры школьников относятся физические упражнения.

Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания.

Существуют различные подходы к классификации физических упражнений. Наиболее распространенной является классификация, в основу которой положены исторически сложившиеся системы средств физического воспитания. Она включает в себя гимнастику, игры, туризм, спорт.

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она обладает возможностью избирательно воздействовать на организм или на развитие его отдельных систем и функций. Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В соответствии с учебной программой по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами - мячами, палками, скакалками, флажками; равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициативность. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают коллективные переживания, чувство локтя, радость совместных усилий, содействуют укреплению дружбы и товарищества. В начальных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших − спортивные.

Туризм – это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке, опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах.

В организации и проведении туристских походов (пеших, лыжных, лодочных и велосипедных) вместе с учителями физкультуры участвуют классные руководители, вожатые, родители. Они несут ответственность за дозирование физических нагрузок, соблюдение правил безопасности и охрану жизни и здоровья детей. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от массовой физической культуры спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений. Для выявления спортивно-технических результатов и определения победителей проводятся соревнования. На соревнованиях, в условиях острой спортивной борьбы, повышенной ответственности за свои результаты перед коллективом учащиеся преодолевают значительные физические и нервные нагрузки, проявляют, совершенствуют двигательные и морально-волевые качества. Младшие школьники, как правило, соревнуются по тем видам физических упражнений, которые входят в учебную программу. В средних и старших классах соревнования организуются по программам отдельных видов спорта.

В совокупности средств физического воспитания и развития школьников особая роль принадлежит естественным силам природы (солнце, воздух, вода). В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур − солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Как нормативная основа жизни и деятельности режим дня приводит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соответствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распорядок и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно составленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дисциплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня не может быть одинаковым для всех. Он дифференцируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работоспособности, конкретных условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся. Общими и едиными для всех учащихся должны быть такие режимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные занятия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домашних заданий, общественная работа, пребывание на свежем воздухе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Воспитание физической культуры учащихся − важный и весьма сложный элемент внутришкольного управления. Оно осуществляется и направляется совместными скоординированными усилиями всего педагогического коллектива: руководителей школы, учителей, классных руководителей, органов ученического самоуправления при активной поддержке и помощи родителей.

10.4. Формирование здорового образа жизни

На сегодняшний день стало необходимо обеспечивать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников, созданию здоровьесберегающего обучения. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственный документы, определяющие стратегию развития образования.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2002) предусматривала создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счёт:

− реальной разгрузки содержания общего образования;

− использования эффективных методов обучения;

− повышения реального веса и качества занятий физкультурой;

− организации мониторинга состояния здоровья детей и молодёжи;

− улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;

− рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодёжи.

Спектр средств и методов профилактики нарушения здоровья детей в некоторых образовательных учреждениях не уступает специализированным лечебным учреждениям и представлен в виде: физиотерапии, массажа, лечебной физической культуры, фитотерапии, ароматерапии, витаминопрофилактики и т.д.

Профилактика и коррекция так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во многом зависит от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим параметрам школьника, а также величины учебной нагрузки.

Новый импульс в физическом воспитании подрастающего поколения дает «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010). Ключевым направлением стратегии является обеспечение здоровья школьников.

Работаем с первоисточниками

Содержательный аспект по направлению воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни – представлен в «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»[61] следующим образом:

- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;

- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;

- понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;

- осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми), репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя), духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека;

- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм;

- представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;

- способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;

- опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;

- осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;

- знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;

- овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;

- профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;

- развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности;

- устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации;

- опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических мероприятиях, экологическом туризме;

- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);

- отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику основных средств физического воспитания школьников.

2. Разработайте вариант режима дня для учащегося какого-либо конкретного класса.

3. Проанализируйте санитарно-эпидемиологические требования к организации процесса обучения школьников по Вашей учебной дисциплине и представьте отчет в письменном виде.

4. Спланируйте деятельность вожатого на период одной лагерной смены, направленную на формирование здорового образа жизни.

5. Проанализируйте документ «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Выясните, какие идеи заложены в этом документе об обеспечении здоровья школьников.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 211.