Духовно-нравственное воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей в числе принципов государственной политики в области образования (п.1, ст. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании») относится к ориентации на ценности общего нравственного порядка, такие, как человеколюбие, доброжелательность, взаимное уважение людей в обществе. Только духовно-нравственный, творческий, активно действующий в сложнейших жизненных ситуациях человек сможет способствовать возрождению нравственного потенциала России.

В последние годы в теории и практике воспитания все более широко используется понятие «нравственное воспитание». Уточним его содержание. Нравственное воспитание выступает средством практической реализации определенного мировоззрения, обеспечивает единство мысли и чувства, слова и дела, убеждений и поведения, деятельности человека. Нравственность в философском понимании – характеристика поведения и деятельности субъекта в отношении соответствующим нормам, не имеющим правового закрепления. Нравственность − термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термина мораль. По определению, данному в «Словаре по этике» (под ред.И.С.Кона), мораль – это форма общественного сознания, общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека во всех сферах его общественной жизни – в труде, в быту, в политике и науке, в семье и общественных местах. Многие выдающиеся ученые-педагоги (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов) подчеркивают, что об уровне нравственности человека можно судить по тому, как освоена им мораль.

Высшим проявлением нравственности человека выступает духовность. Следует заметить, что именно духовность народа рассматривается как одно из средств национальной безопасности России. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой духовность рассматривается как свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Итак, духовность – это система высших потребностей, интересов, ценностных ориентаций человека. В связи с этим важно добиваться активной позиции школьников по отношению к духовным ценностям современного общества.

Когда человек сознательно стремится выработать свои нравственные убеждения и ориентиры, только тогда он становится личностью. Известно, что, развиваясь, человек определяет свой идеал личности (образ совершенства). На наш взгляд, современной молодежи необходим идеал, который способствовал бы возвышению мыслей, чувств, взаимоотношений. В связи с этим еще более возрастает значение духовно-нравственного воспитания школьников.

Следствием нравственного воспитания является самовоспитание (осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, самосовершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств). Рассмотрение сущности вышеуказанных понятий свидетельствует о том, что все они взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга.

Таким образом, специфика духовно-нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности во все виды воспитания. Реализация гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания существенно влияет на формирование духовно-нравственных качеств личности школьника, становление его внутреннего мира, на качество воспитания и образования в целом.

Содержание и методы духовно-нравственного воспитания

Образование не может быть «свободным» от нравственности, игнорировать понятия добра и зла, совести и милосердия, благородства и терпимости. Духовно-нравственная воспитанность как личностная характеристика объединяет следующие качества и свойства: доброта, порядочность, честность, справедливость, дисциплинированность, коллективизм.

Содержание духовно-нравственного воспитания – это отражение важнейших измерений бытия человека, его отношений и деятельности в социуме, духовной сфере, природе, представленным в содержании образования. Оно определяется концепцией, общими целями воспитания, моралью общества. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось 4 основные традиции: 1. Патерналистская (нравственное воспитание как почитание старших). 2. Религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры). 3. Просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний). 4. Коммунитаторная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

Различают нравственные и правовые нормы поведения. Нравственные нормы побуждают человека к определенным поступкам и действиям. Нарушение нравственных норм сопровождается общественным осуждением, нарушение правовых норм влечет ответственность перед законом. Целью нравственного воспитания является воспитание человека ответственного, отдающего отчет в своих поступках и в том, как они отражаются на окружающих людях и на обществе в целом. Духовно-нравственное воспитание включает формирование отношений к Родине (национальная гордость, любовь к родному краю), обществу (уважение к общественному строю, знание и уважение правовых основ общества, его законов, межнациональная толерантность, взаимопонимание, сотрудничество), к труду (дисциплинированность, компетентность, умение сотрудничать), к людям (чувство долга, ответственность, такт, честность, милосердие, уважение к людям разного возраста и противоположного пола), к себе (гордость, скромность, чувство собственного достоинства, самокритичность и т.п.). Результатом нравственного воспитания являются: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение.

Содержание деятельности по нравственному воспитанию предполагает: формирование знаний о предъявляемых требованиях со стороны общества к нравственному облику личности, разъяснение социальной значимости соблюдения моральных норм, стимулирование потребности в соблюдении норм морали и нравственности, применение воспитательных влияний в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости, целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности, в процессе которой формируется , осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращающих негативные действия и поступки, использование в воспитательных целях индивидуальных особенностей личности, общественного мнения, психологического климата в коллективе, использование духовно-нравственного потенциала государственных организаций, общественных объединений в интересах воспитания, анализ проблем добра и зла, социальной несправедливости и справедливости, вовлечение учащихся в трудовую, общественную, художественную, спортивную деятельность, создание воспитывающих ситуаций. Поручения, требования, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке нравственных привычек и культуры поведения.

Все вышеуказанные методы нравственного воспитания используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности школьников. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в знании нравственных норм, наличии в сознании ученика нравственных правил, способности переживать нравственные чувства, поведении в соответствии с нравственными нормами.

Работаем с первоисточниками

Теоретический и практический интерес представляют содержание воспитания и социализации обучающихся, основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися по духовно-нравственному воспитанию, представленные в «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»[58], к ним относятся следующее:

Основное содержание воспитания и социализации обучающихся по направлению воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

- сознательное принятие базовых национальных российских ценностей;

- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;

- понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости;

- понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца;

- умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков, готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;

- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода;

- отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка.

Виды деятельности и формы организации деятельности с обучающимися по направлению воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания:

- знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед;

- участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, городу, селу, родному краю;

- принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;

- расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях;

- получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Дата: 2019-07-24, просмотров: 220.