Определяя стратегию и тактику развития коллектива, следует иметь в виду, что выделенные его признаки возникают не сразу и не автоматически. Ни одно объединение детей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование выступает основным параметром, определяющим его становление, впервые были охарактеризованы А.С.Макаренко. Необходимым условием в развитии детского воспитательного коллектива он считал закономерный переход от категорического требования педагога к свободному требованию, предъявляемому каждой личностью к себе на фоне требований коллектива.
Как утверждал А.С.Макаренко, на первом этапе развития коллектива в качестве средства, сплачивающего детей, должны выступать единоличные требования педагога к учащимся, высказанные в форме, не допускающей возражений. «В это время коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) превратить в коллектив, т.е. в такую социально-психологическую общность, в которой отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями… Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организации»[67].
Показателями перехода диффузной группы на второй, более качественный, этап развития являются мажорный стиль и тон, более высокий уровень всех видов предметной деятельности, стабильности и явное выделение реально действующего актива из числа учащихся, проявляющих инициативу и творческую активность.
На втором этапе развития коллектива усиливается роль актива, который становится ведущим проводником требований педагога к личности. На данном этапе педагог от прямых категорических требований переходит к применению метода параллельного действия, который характеризуется тем, что педагог в своих требованиях имеет возможность опереться на инициативную группу (актив), получившую определенные полномочия, которая его поддерживает в данной ситуации. Работа с активом на данном этапе требует пристального внимания педагога.
На втором этапе − оформляется и стабилизируется структура коллектива. Коллектив выступает уже как инструмент целенаправленного воспитания, целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции; как субъект воспитания, который уже способен требовать от каждого воспитуемого определенных норм поведения, при этом круг требований расширяется. На данном этапе задачей педагога является стимулирование, использование возможностей коллектива в целях индивидуального развития каждого отдельного воспитуемого. «Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, чье развитие опережает требования коллектива или, наоборот, отстает от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. В связи с этим в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять»[68]. Противоречия могут перейти в конфликт, который в сформировавшемся коллективе разрешается самими воспитанниками, а в не сложившемся коллективе – педагогом.
Третий этап развития коллектива органично вырастает из второго, сливается с ним и характеризуется тем, что требования предъявляются самим коллективом. Требования, предъявляемые членами коллектива к себе на основе сформировавшегося в коллективе общественного мнения более высокие, чем предъявляемые ими к своим товарищам. «Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой», - подчеркивал А.С.Макаренко. Таким образом, на данном этапе коллектив становится инструментом индивидуального развития, саморазвития каждого из его членов. Ситуация, когда требует коллектив, говорит о сложившихся в нем общественного мнения и системы самоуправления.
В настоящее время существуют и другие подходы к определению стадий развития коллектива. Например, Л.И.Новикова в ходе развития коллектива выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспитания всех учащихся и стадию, когда важнейшим направлением деятельности коллектива является корректировка социального опыта учащихся и развитие их творческой индивидуальности.
Нельзя не отметить исследования А.Н.Лутошкина, который в своей работе «Как вести за собой» пишет о следующих образно названных пяти стадиях развития коллектива: «песчаная россыпь», «мягкая глина», «мерцающий маяк», «алый парус», «горящий факел».
Л.И.Уманский на основе проведенной экспериментальной работы охарактеризовал этапы развития коллектива следующим образом:
- низким уровнем развития коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее незнакомых детей, оказавшихся в одно время и на одном социальном пространстве, взаимоотношения и взаимодействия которых поверхностны и ситуативны (группа детей в оздоровительном лагере). Группе предлагаются извне определенные цели, виды деятельности, условия взаимодействия с другими коллективами, стимулирующие дальнейшее ее развитие, обусловливающие переход на следующий уровень (этап) развития. При принятии предложенных целей и видов деятельности группа принимает статус первичного коллектива (группы-ассоциации).
На этапе группы-ассоциации начинается единая ее жизнедеятельность, появляются первые ростки коллективообразования, закладываются основы формирования структуры группы. «Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает возможность перейти к более высоким уровням организации, а главное, изменяет межличностные отношения и ведет при благоприятных условиях на следующую ступень – к кооперации»[69].
Группа-кооперация характеризуется реальной и успешно действующей организационной структурой, достаточно высоким уровнем групповой подготовленности к взаимодействию, сотрудничеству. Межличностные отношения и общение между членами группы становятся сугубо деловыми, подчиненными достижению высокого результата и выполнению конкретных задач, реализуемых в ходе выполнения определенных видов деятельности. Это создает возможности для перехода группы на уровень группы – автономии.
Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством по всем признакам (группой понимается социальная ценность принятых целей, мотивов деятельности, групповых ценностей и норм; наблюдается активное взаимодействие, сотрудничество, взаимопомощь и т.д.), кроме интергрупповой активности. В ней происходит процесс эталонизации, обособления, внутренней слитности, спаянности (члены группы идентифицируют себя в ней, у них появляется установка - «моя группа»).
Высший уровень развития группы характеризуется как группа-корпорация или как группа – коллектив. На этом этапе группа может склониться в сторону гиперавтономизации, когда ее обособление ведет к замкнутости, изоляции от других групп общности, «групповому эгоизму», противопоставлению себя другим группам и реализации своих групповых целей любой ценой, в том числе за счет ущемления интересов других групп. В этом случае группа превращается в группу – корпорацию или лжеколлектив.
Если группа выходит на уровень межгруппового взаимообщения и взаимодействия, становится органической частью более широкой общности (например, школьного коллектива), а через нее и общества в целом, то такая группа становится группой – коллективом.
Характеризуя этапы развития коллектива, следует не забывать и о фазах вхождения личности в коллективы, выделенных известным отечественным психологом А.В.Петровским, которые для современной социально-педагогической практики имеют большое значение. Свою позитивную роль в развитии общественной направленности, их субъектной позиции в жизнедеятельности общности коллектив проявит при условии успешного прохождения личностью всех фаз. Задача педагога состоит в создании благоприятных условий в детском коллективе для успешной адаптации, индивидуализации и интеграции в нем каждой личности.
Этот процесс, по мнению ученого, имеет следующие фазы:
1) фаза адаптации личности в коллективе предусматривает активное усвоение детьми действующих в нем норм, ценностей и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, образом жизни;
2) фаза индивидуализации. Индивидуализация обусловлена противоречием между достигнутым уровнем адаптации личности в коллективе и неудовлетворенной потребностью в персонализации. Любой член коллектива, проявляя конформность, пытается «заявить» о себе в коллективе, защищает свою индивидуальность. Если коллектив не предоставляет условия для индивидуального развития ребенка, то в данном случае он или занимает диспозицию по отношению к коллективным делам, или, в лучшем случае, не принимает активного участия в жизни коллектива;
3) фаза интеграции личности в коллективе характеризуется тем, что коллектив принимает личность, оценивая его индивидуальные возможности, особенности, а личность устанавливает отношения сотрудничества с другими его членами. При этом личность выступает как деятельное начало, способствующее изменению или укреплению жизненных установок, планов и действий всего коллектива или его отдельных членов.
Развитие коллектива сложный и не плавный процесс перехода от одной стадии к другой. Между стадиями отсутствуют четкие границы, т.к. возможности для перехода к следующей стадии создаются в рамках предыдущей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 259.