Понятие о самовоспитании и его социальная детерминация
Как уже отмечалось, воспитание и самовоспитание — две стороны единого процесса формирования личности (гл. 6, § 5). Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива и потребности своей деятельности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива и общества. Самовоспитание направлено на преодоление всего отрицательного, негативного в сознании, в отношениях, в поведении и действиях человека. В этом случае самовоспитание выступает как внутренняя основа процесса самостоятельного перевоспитания личности.
Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее готовности к самоулучшению, самосознанию, самооценке, к сравнению своих поступков с поступками других людей, самокритичному отношению к своей деятельности, выработку устойчивых установок на постоянное самосовершенствование.
Школьный коллектив по отношению к самовоспитанию выполняет две основные функции: создает общие предпосылки и условия для самостоятельного и устойчивого процесса самовоспитания и организует этот процесс.
Первая функция выражается в том, что коллектив формирует у учащихся положительное отношение к социально ценным видам деятельности, развивает стремление и желание активно участвовать в коллективной деятельности, стимулирует самостоятельность, общественный долг, инициативность и т. д.
Вторая функция выражается в непосредственной организации самовоспитания: в формировании самосознания учащихся, в стимулировании положительной мотивации для работы над собой, в оказании помощи при планировании и оценке результатов своих усилий. Индивидуальное развитие учащихся под влиянием самовоспитания благотворно действует на коллектив.
Итак, самовоспитание - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самоусовершенствование и формирование базовой культуры личности.
Организация процесса самовоспитания учащихся
И его важнейшие методы
Самовоспитание осуществляется с помощью различных общих и специфических методов, средств и приемов.
Метод самоубеждения. Его сущность состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток.
Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать.
Самообязательство. Этот метод близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя определенный недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допустить ошибок и поправок.
Самоотчет – анализ собственной деятельности и ее результатов в соответствии с личностно значимыми критериями, взглядами и ценностями.
Самооценка – определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди людей.
Саморегуляция – видоизменение или восстановление своих функций, деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
Самоорганизация. В соответствии с самообязательствами разрабатываются принципы и правила личного поведения, учебной, служебной и общественно-политической деятельности человека.
Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что человек, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.
Метод эмпатии. Сущность метода заключается в том, что в процессе самовоспитания ребенок вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждая себя к самосовершенствованию.
Самопринуждение (самоприказ). Этот метод применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому учащемуся следует заставить себя выполнять определенное правило поведение.
Метод самонаказания. Когда человек в процессе самовоспитания делает какие-нибудь отступления от намеченных им самим правил поведения, то нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 236.