Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Школьников

8.1. Сущность, функции труда и трудового воспитания

Труд должен стать для любого школьника основным источником материального и духовного бытия. К.Д. Ушинский считал, что не всякий труд является «источником человеческого достоинства». Подлинной ценностью является свободный труд, труд в согласии с выбором школьника, с его способностями и желаниями.

Труд – не игра и не забава, труд требует серьезного усилия, поэтому человек должен иметь цель, осознавать необходимость труда.

Важное в воспитании школьника − сформировать у него уважение и любовь к труду, но главное, воспитание должно дать привычку к труду. Многие педагоги настаивали на раннем включении детей в производительный труд. Немало ценных идей по этой проблеме содержится в трудах классиков педагогики – Я.А. Коменского, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко. Различные аспекты трудового воспитания исследованы П.Р. Атутовым, Н.И. Болдыревым, Н.К. Гончаровым, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинского, А.А. Шибановым, А.И. Пискуновым. Труд, включенный в систему образования, является условием всестороннего развития и средством подготовки учащихся к жизни и трудовой деятельности.

Кроме функции обучающей, труд имеет развивающую функцию, обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие.

Воспитывающая функция труда состоит в том, что педагогически правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативу. Для создания концепции трудового воспитания много сделал А.С. Макаренко, он описал педагогические условия труда как средства воспитания: производительный, коллективный и соревновательный характер труда; разнообразие и усложнение трудовых операций; эстетика и научная организация труда; рациональный режим труда и отдыха, положительный эмоциональный фон.

Понятие трудовое воспитание является более широким по сравнению с трудовым обучением и профориентацией: последние выполняют свои специфические роли и выступают как составные части понятия трудовое воспитание. Трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Но невозможно формирование положительно отношения к труду без соответствующего научения трудовым умениям и навыкам. Трудовое обучение выступает как специально организованный процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствования трудовых умений и навыков.

8.2. Система трудового воспитания в школе

Одним из основных видов труда школьников является учебный труд, т.е. труд связанный с учебными занятиями. Этот труд самый тяжелый для детей. Он требует большого умственного напряжения, он длителен и кропотлив.

Главная задача учебного труда – научить ребенка учиться, вооружить его методикой и техникой учебного труда, дать возможность самому добывать знания. Следующим видом является производительный труд, который содействует формированию личности школьника в целом и особенно эффективно влияет на становление учащихся. Результаты производительного труда идут на пользу всему обществу и поэтому ребята осознают себя участниками общественного производства. Хотя этот труда не является в современной школе обязательным, а рекомендовательным, если есть возможности и спрос. Общественно-полезный труд является основой всей системы трудового воспитания учащихся. Это целенаправленная, планомерная, сознательная, добровольческая деятельность, имеющая четко выраженную общественную значимость. Общественно-полезный труд обязательно должен проводиться с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности.

Наиболее простым и доступным видом общественно-полезного труда является самообслуживание (уборка классов, ремонт учебно-наглядных пособий, книг в школьной библиотеке, мебели, инвентаря) и общественно-полезная работа по благоустройству школьной территории, по сбору вторичного сырья, лекарственных растений, озеленение улиц в населенных пунктах, дорог и т.д. К этим работам привлекаются учащиеся от 1-го до 9-го класса.

Условиями эффективности трудового воспитании являются: раннее приобщение ребенка к труду; трудовая деятельность должна иметь общественную значимость и нравственную основу; контроль со стороны взрослых должен быть тактичным, поддерживающим уверенность школьников в своих силах; труд должен сменяться отдыхом, чередованием видов труда, которое должно заканчиваться полезным и по возможности осязаемым результатом; организация трудовой деятельности должна быть тесно связана с нравственным воспитанием, чтобы школьники переживали радость труда на общую пользу, в интересах коллектива; труд должен соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям детей; в процессе трудовой деятельности школьники должны учиться самостоятельно организовывать свой труд и, конечно, необходимо вести учет и подводить итоги выполненной работы.

8.3. Профессиональная ориентация школьников

Несмотря на то, что в условиях постиндустриального общества человек в течение жизни 4-5 раз будет менять свою профессиональную траекторию необходимо ориентироваться на профессиональные взгляды учащихся.

Профессиональная ориентация как составная часть трудового воспитания означает процесс ознакомления учащихся с различными профессиями и видами труда и оказания школьникам помощи в выборе своей будущей профессии и специальности в соответствии с имеющимися склонностями и способностями.

Профессиональная ориентация включает в себя следующие компоненты:

Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся с миром труда, профессией, с проблемами профессионального самоопределения.

Профессиональная значимость – изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе профессий.

Диагностика может быть медицинской, социально-психологической, педагогической.

Профессиональная консультация – выдача рекомендаций и советов по профессиональному самоопределению.

Профессиональный отбор – выбор кандидатов на освоение какой-либо профессии.

Профессиональная адаптация – процесс приспособления школьника к условиям производства.

Итогом профессиональной ориентации является профессиональное самоопределение учащихся, понимаемое как состояние готовности выпускника к выбору профессии. 

Работаем с первоисточниками

Содержательный аспект проблемы трудового воспитания и профориентации обучающихся (воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии) представлен в «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» следующим образом:

- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

- осознание нравственных основ образования;

- осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;

- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;

- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

- сформированность позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски;

- готовность к выбору профиля обучения на следующей ступени образования или профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного и профессионального образования);

- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в классе и школе; готовность содействовать в благоустройстве школы и её ближайшего окружения;

- общее знакомство с трудовым законодательством;

- нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде.

Основными видами деятельности и формами занятий с обучающимися по направлению воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии являются следующие:

- участвуют в подготовке и проведении «Недели науки, техники и производства», конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн;

- ведут дневники экскурсий, походов, наблюдений по оценке окружающей среды;

- участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов;

- участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научных организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями;

- знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи»;

- участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов;

- приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности);

- участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятия народными промыслами, природоохранная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время);

- участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни;

- учатся творчески и критически работать с информацией, её структурирование, анализ и обобщение из разных источников (в ходе выполнения информационных проектов – дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем, фотографий и др.)[59].

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите функции трудового воспитания в развитии личности.

2. Раскройте значение понятий «трудовое воспитание», «трудовое обучение», «профессиональная ориентация». В какой связи они находятся между собой?

3. Какие виды трудовой деятельности учащихся практикуются в школе? Как её организовать?

4. В чем состоит сущность профессиональной ориентации учащихся? Назовите ее основные компоненты. Как проводить профессиональную ориентацию в условиях школы?

5. Какие новые моменты в трудовое воспитание вносит рыночная экономика?

6. Каковы условия эффективности трудового воспитания в современных условиях?   

Эстетическое воспитание

Основные понятия

Понятие «эстетическое воспитание» тесно связано с понятием «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого «эстетикос» - воспринимаемый чувством. Термин этот в качестве названия определенной дисциплины впервые был введен в XVIII в. немецким теоретиком искусства А. Баумгартеном. В широком понимании эстетическое воспитание – процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности (Российская педагогическая энциклопедия). В узком смысле слова под эстетическим воспитанием понимается направление, содержание, формы воспитательной и методической работы, ориентированные на эстетические объекты реальности и их свойства, вызывающие эстетические эмоции и оценки (Российская педагогическая энциклопедия).

    В процессе эстетического воспитания можно опираться также на такие понятия, как «эстетические ценности и идеалы», «эстетическое сознание», «эстетическое образование», «эстетический опыт», «воспитание творческих потребностей и способностей», «эстетическая культура личности», «эстетическое самообразование и воспитание», «эстетический образ жизни», «эстетический вкус», «художественное воспитание» и др.

     Например, понятие «художественное воспитание» употребляется чаще всего как синоним термина «эстетическое воспитание», которое фактически представляет собой часть эстетического воспитания, направленное на воздействие на учащихся средствами искусства. Реализуется наиболее полно в профессиональном художественном образовании, при специализации в области искусства.

     Цели эстетического воспитания – развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности, поэтому так велика роль семьи в формировании эстетических чувств и представлений, эстетизации жизни ребенка.

      Эстетическое развитие личности проходит ряд этапов: эмоционально-стихийный, оценочно-образный, нормативно-традиционный, творческий и т.д., которые определяются по преобладающему характеру эстетического сознания и отношения, где под «эстетическим сознанием» понимается область сознания, раскрывающая сущность искусства, область прекрасного и безобразного, развитие эстетических представлений, полученных самостоятельно, вне учебного процесса. Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал как представление человека о совершенной красоте явлений окружающего мира.

     Существуют различные концепции в понимании эстетического воспитания. В российской педагогической науке наиболее перспективна концепция, опирающаяся на подходы М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского, которая определяет процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетического свойства реальности и искусства.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 253.