Сущность, задачи, система эстетического воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства – к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки.

     Сущность эстетического воспитания как одного из компонентов целостного педагогического процесса состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов, идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека, направленность на личностное развитие учащихся.

      Важнейшими задачами эстетического воспитания детей является развитие у них художественного восприятия действительности: овладение знаниями, связанными с пониманием искусства; формирование художественного вкуса, приобщение к художественному творчеству; развитие эстетических качеств. Эстетическое воспитание имеет огромное значение для формирования нравственности, духовности личности.

       В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов: всеобщность и обязательность, комплексность, органическая связь всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, сочетание различных форм воздействия искусством, единство художественного и общего психического развития детей, принцип художественно-творческой деятельности и самодеятельности, принцип эстетики, учет возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

      Эстетическую культуру школьники осваивают как в процессе обучения, так и во внеклассной и внешкольной работе. Средства эстетического воспитания охватывают все сферы жизни, которые могут быть включены в педагогический процесс: окружающая предметная среда, трудовая деятельность, спортивная деятельность, игра, эстетическое общение. Для осуществления эстетического воспитания необходимо обязательное наличие духовного контакта учителя с учащимися.

       Современные подходы к эстетическому воспитанию в процессе определенного вида деятельности смысловые акценты переносят на внутреннее развитие человека, совершенствование его природы, саморазвитие творческих способностей. Эстетическое воспитание приобретает полноценность лишь при самообразовании, активном самовыражении и саморазвитии личности, подводящих его к осознанию себя субъектом этой эстетической деятельности.

      В системе эстетического воспитания приоритетной признается ориентация учащихся «на развитие через искусство», общее развитие, развитие мотивации к творчеству; осуществление взаимосвязи основного, внешкольного, дополнительного образования на основе непрерывности и преемственности.

Работаем с первоисточниками

В «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» определено следующее содержание по направлению воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

- эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

- представление об искусстве народов России.

В качестве основных видов деятельности и форм занятий по направлению воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание):

- получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России (в ходе изучения учебных предметов, встреч с представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам);

- знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения учебных предметов, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок);

- знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, наблюдают за их работой, участвуют в беседах «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др., обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания;

- получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования;

- участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;

- участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт[60].

Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.