Воспитательная функция религии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Религия – одно из направлений общественного сознания. В настоящее время довольно часто высказываются суждения о том, что религия в значительной степени может помочь нашему обществу найти выход из нравственного кризиса, которому в немалой мере способствовало вхождение России в рыночную экономику. Именно сегодня мы начинаем осознавать ценность нравственного опыта многих подвижников веры, этических исследований ряда религиозных мыслителей. Особенно популярными на Руси были проповеди Иоанна Златоуста. Известно огромное влияние на духовную жизнь страны святых Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Нила Сорского, Иоанна Кронштадтского.

    Религия (с момента ее возникновения) определяет основные понятия, нормы, отношения в обществе. Основу религиозного мировоззрения составляет система нравственных понятий, принципов, этических норм в обществе, то есть религиозная мораль о добре и зле, о нравственности и безнравственности. Следовательно, религия признает высшие нравственные ценности. Религиозная мораль выражается в совокупности моральных норм (заповедей), религиозных чувств (любовь, совесть), волевых качеств человека, призванных регулировать отношения между людьми в семье, в обществе. Религиозная мораль общезначима для всего общества, она формирует поведение, цели и устремления людей. В связи с вышесказанным следует обратить внимание на то, что, как показывают наблюдения, довольно сложно использовать нравственный потенциал религии в практике воспитания подрастающего поколения, так как воздействие религии на нравственность зависит от содержания того или иного учения, от исторических и конкретных обстоятельств, от самой личности, от того, что принимает из религии тот или иной человек.

    Несомненная воспитательная функция религии очевидна, так как религиозные учения проникнуты нравственной проблематикой и оперируют понятиями морального сознания (добро и зло, счастье, смысл жизни и другими). Таким образом, вполне обоснованно можно говорить о нравственном потенциале религии. И действительно, еще К.А.Гельвеций в своей работе «Об уме» писал, что религиозная нравственность «есть не что иное, как усовершенствованная человеческая нравственность». Поэтому трудно рассчитывать на успехи в нравственном воспитании школьников без усвоения ими всего того, что было наработано в этой области религиозной мыслью. Однако для решения задач усвоения нравственных ценностей, которые содержатся в религии, необходимы совместные усилия многих исследователей (педагогов, философов, писателей и т.д.).

 Выделим наиболее важные воспитательные аспекты религии. Прежде всего необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что религия играла (и играет) важную роль в выявлении, осмыслении и пропаганде норм нравственности, повседневного общения, начальных правил семейной педагогики, воспитания. Религия внесла значительный вклад в разработку воспитания, в преодоление негативных качеств, в развитие позитивных сторон человеческой личности. Несомненное воспитательное значение имеют советы религиозных мыслителей в борьбе с пороками, злыми наклонностями. Нравственное значение имеют многие христианские таинства, праздники (исповедь, родительские дни, обеты). Благодаря религии у молодежи формируются специфическая ценностно-нормативная система, особенности мышления, стиль жизни.

    Итак, именно ценности христианства должны быть положены в основу духовно-нравственного воспитания личности, так как они аккумулируют в себе духовно-нравственные ценности мировой культуры, мировой педагогической и философской мысли, устремляют личность к поиску Истины, творчеству Добра, к жизни по Любви, Совести, Чести. Проблема духовно-нравственного развития личности в контексте основных идей православного мышления является одним из перспективных направлений развития современной педагогической науки, что требует дальнейшего исследования. В частности, православие было фундаментом развития русской школы и педагогики, начиная с Х века. В центре воспитательной концепции православия стоит задача духовно-нравственного становления личности. Православие имеет также культурологический, этнопедагогический, антропологический, ценностный и др. аспекты, учет которых имеет важное воспитательное значение. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечается, что носителями духовно-нравственных ценностей «являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество»[56].

Умственное воспитание

В современных условиях, которые характеризуются огромным потоком информации и многообразием способов ее освоения, проблема умственного воспитания учащихся становится в зоне особо пристального внимания педагогов. Умственное воспитание предполагает формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных способностей, интеллекта, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности (и ее планирование), выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Отметим, что формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию учащихся, которое понимается как совокупность знаний, умений и сформировавшихся при их усвоении умственных действий. К свойствам ума относят такие его качества, как глубину, системность, многосторонность, скорость, точность, критичность.

Необходимо отметить, что процесс созревания и изменения умственных сил происходит под воздействием биологических и социальных факторов. Педагогу важно знать, что имеются две точки зрения на природу умственного развития. Согласно одной – интеллект дан человеку от рождения и обусловлен биологически наследуемыми особенностями нервной ткани и химико-электрических процессов, обслуживающих мышление. С ростом человека способности генетически вступают в силу, проявляясь в полной мере (гештальтпсихология, генетическая психология Ж.Пиаже). Согласно другой – умственные силы развиваются под воздействием внешней среды, но для их развития требуется повторение умственных процессов, что увеличивает легкость, с которой совершаются эти процессы, таким образом, происходит формирование привычек (Л.С.Выготский). В соответствии с этим в отечественной педагогике разрабатывалась система умственного воспитания, задачами которого является формирование знаний как условия умственного роста, овладение мыслительными операциями, интеллектуальными умениями. Основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения, в частности: ясно излагать свои мысли, читать, писать, считать, навыки самостоятельной работы и др.

Пути задач умственного воспитания – обучение и внеклассная работа с учащимися. Следует отметить, что проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали психологи Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др. Согласно этому подходу, умственное развитие обеспечивается подбором заданий исследовательского характера.

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания, как конкурсы, научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, олимпиады. В процессе умственного воспитания личности педагогу необходимо учитывать, что развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности – ее потребностями, мотивами, интересами и, вследствие этого – стремиться к созданию положительных эмоций в деятельности детей, тщательно продумывать содержание учебного и внеурочного материала, отбирать методы его подачи.

Показателями умственной воспитанности следует считать наличие знаний по основам наук, владение умственными операциями и интеллектуальными умениями, научное мировоззрение.

Гражданское воспитание

Гражданское воспитание является одним из актуальнейших направлений воспитательного процесса, так как имеет своей целью воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества, формирование гражданственности. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющая человеку выполнять свои обязанности по отношению к своему государству и уважительно относиться к другим гражданам. Воспитание гражданственности личности в значительной степени определяется объективным состоянием государства, уровнем развития демократии и гуманности в обществе, востребованностью гражданских качеств его членов. В свою очередь, уровень развития общества во многом зависит от позиции каждого человека. Критерием гражданской зрелости служит единство слова и дела. Гражданское воспитание утверждает гуманный подход к развитию личности человека.

Теория гражданского воспитания была разработана в начале ХХ века немецким педагогом Г.Кершенштейнером. Многие отечественные педагоги также выделяли гражданское воспитание, но определяли его задачи различным образом. Так, К.Д.Ушинский считал, что нравственную основу личности гражданина составляют чувства национального самосознания человека, его любви к Родине. П.П.Блонский рассматривал гражданское воспитание как политическое, а формирование человеческих качеств относил к нравственному воспитанию. В.А.Сухомлинский указывал на неразрывную связь гражданственности с гуманизмом, уделяя внимание формированию гражданских позиций растущего человека. Цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах А.Н.Радищева, В.Г.Белинского, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, А.И.Герцена и других.

Важнейшее направление гражданского воспитания – формирование опыта гражданского действия, позволяющего человеку практически реализовывать свои возможности в обществе. Гражданский опыт приобретается детьми в семье, детских общественных организациях, учебных заведениях и т.п. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознает реальные проблемы своей страны и начинает защищать ее интересы. Педагогу следует помнить о том, что гражданская ответственность формируется, когда человек способен постигать смысловую и целевую организацию общественной жизни и готов на созидательные преобразования социальной среды.

Содержание деятельности по гражданскому воспитанию включает изучение конституционных и правовых норм поведения, воспитание в духе мира и ненасилия, формирование гражданского сознания как формы общественного сознания, культуры межнационального общения, правовых отношений, системы знаний и представлений о достижениях нашей страны.

Повышению эффективности гражданского воспитания способствует создание условий для психологического настроя на восприятие идей гражданственности, самоконтроль как условие гражданского общения для сохранения мира, взаимопонимания, терпимости и порядка в обществе. В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. Курс на построение государства социальной направленности, провозглашенный Президентом РФ, предполагает воспитание человека, способного жить в гражданском обществе. В связи с этим необходимость гражданского воспитания особо возрастает.

Работаем с первоисточниками

В «Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»[57] определено следующее содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию гражданственности, социальной ответственности и компетентности.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

- общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально-культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России;

- системные представления об институтах гражданского общества и современном состоянии России в мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

- понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок;

- осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины;

- системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории;

- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.

Воспитание социальной ответственности и компетентности:

- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения;

- усвоение позитивного гражданского опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире;

- освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе;

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем;

- осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту:

o социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы);

o социальные роли в классе: лидер – ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель;

o социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.;

- формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Изучает Конституцию Российской Федерации, получает знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение.

Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения учебных дисциплин).

Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам).

Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями).

Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военно-служащими.

Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников).

Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографией выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Формы занятий и виды деятельности с обучающимися по воспитанию социальной ответственности и компетентности:

Активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума.

Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека.

Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби).

Приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями.

Активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т.д.

Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов – проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы, городского или сельского поселения.

Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов и др.) определённые ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов.

Экономическое воспитание

    В связи с развитием рыночной экономики экономическое воспитание приобретает особую актуальность, появляется необходимость в формировании у школьников нового экономического мышления и экономической культуры, выступающей важным фактором социально-экономического прогресса. Ядром экономической культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные нормативные основы экономики и бытия. Экономическое воспитание входит в экономическую подготовку школьника. Являясь составной частью формирования мировоззрения, экономическое воспитание направлено на приобретение школьниками доступного им целостного понятия о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и духовных благ. Таким образом, оно формирует экономические знания, навыки, умения и личностные качества, соответствующие принципам и нормам рационального хозяйствования. Экономическое воспитание в школе преследует цели формирования современного экономического мышления, сознательного включения в социально-экономические отношения и соответствующую практическую деятельность. В современном мире важно формировать личность, способную ориентироваться в рыночной среде и умеющей осуществлять свою деятельность экономически целесообразной. Эта цель достигается путем решения комплекса направлений. Основными направлениями экономического воспитания являются: создание условий для участия школьников в экономических отношениях, формирование бережного отношения к имуществу, рациональному использованию материально-технических и учебно-методических средств, использование в воспитательной работе экономических стимулов, распространение экономических знаний, обучение умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, формирование психологической готовности к возможным трудностям, развитие предприимчивости, ответственности, усвоения основных экономических понятий, категорий, законов и процессов.

    На необходимость экономического воспитания указывали К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие. Многие авторы (А.Г. Калашников, М.Н. Скаткин и другие) связывали экономическое воспитание с политехническим образованием.

    Содержание экономического воспитания предполагает использование различных предметов для освоения школьниками экономических знаний, изучение специальных курсов по началам экономики (как в учебное, так и во внеучебное время), «бизнес-клуб», «клуб менеджеров», «маркетинг-клуб» и т.д. Путем факультативных занятий, начальной профессиональной подготовки учащихся старших классов по профессиям, связанным с маркетингом, менеджментом, банковским и биржевым делом и т.д.

    Формы и методы экономического воспитания направлены на выработку потребностей и умений самостоятельно приобретать экономические знания и использовать их в нестандартных ситуациях.

Экологическое воспитание

    В контексте модернизации отечественного образования актуализируется проблема экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание задает новые ценностно-смысловые ориентиры всему образованию, предполагает переход от культуры потребления и покорения природы к культуре «со-бытия» с природой, гармонизации отношений человека и природы. Экологическое воспитание, являясь частью общего образования, связано с овладением учащимися научными основами взаимодействия природы и общества в контексте идей устойчивого развития общества.

 Под экологическим воспитанием понимается формирование экологического мышления, эмоциональных чувств, необходимых экономических, юридических, нравственных, эстетических взглядов на природу, роль и место человека в обеспечении рационального использования и охраны окружающей среды. Его цель – воспитать моральную ответственность личности за состояние окружающей среды, осознание необходимости постоянной заботы о ней во всех видах деятельности, бережном отношении к природе как к национальной и общечеловеческой ценности.

    Экологическое воспитание включает изучение природы в контексте глобального, национального, регионального. Конкретный район проживания становится основой изучения, оценки прогнозирования будущих изменений в случае нарушения экологического состояния, а также формирования доброты по отношению ко всем субъектам природы. Следует обратить внимание, что теоретические и прикладные аспекты экологического воспитания средствами природы раскрыты В.А.Сухомлинским, И.Д. Зверевым, А.Н. Захлебным, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой.

    Современный этап развития экологического воспитания строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека к природе, на стремлении к гармонизации этих отношений. На основе данных принципов определяется оптимальное воздействие человека на природу сообразно с ее законами, понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. Содержание экологического воспитания связано с утверждением идеала человека, для которого органично умение сохранять биологическое равновесие среды. Такой подход требует навыков эффективной производительной деятельности, воспитания чувства ответственности за ее последствия.

    Реальное значение в жизни школьника имеет способность защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Для этого необходимо обладать умениями: соблюдения культуры личного поведения, предотвращение негативных последствий в природном окружении (в результате поступков других людей), выполнение посильных трудовых операций по ликвидации уже возникшего нежелательного явления.

    Содержание деятельности по экологическому воспитанию включает: разъяснение причин негативных экологических последствий деятельности и возможностей их предотвращения, вовлечение воспитанников в мероприятия по охране природы, экологическое просвещение, изучение природы, окружающей воспитанников, анализ ее экологического состояния, знакомство с проблемами экологических систем мира, страны, места проживания, изучение поведения человека и его влияния на экологическую обстановку – в масштабе конкретного региона и мира в целом, обеспечивать реализацию концепции устойчивого развития общества и природы, способствующей гармонизации природы и человека.

    На современном этапе развития нашего общества мы все чаще слышим о надвигающейся глобальной экологической угрозе и негативных изменениях в среде обитания. Есть общее представление, что необходимы масштабные межгосударственные программы спасения и защиты окружающей среды. В их числе – программа формирования экологической культуры учащихся. (Основное содержание, формы и виды деятельности обучающихся по экологическому воспитанию в соответствии с «Программой воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования» изложены в §10 настоящей главы)

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Опираясь на педагогические, философские словари, дайте определение понятий, лежащих в основе мировоззрения: «миропонимание», «мировосприятие», «мировоззренческие взгляды».

2. Какова роль научных знаний в формировании мировоззрения школьников? Аргументируйте свой ответ.

3. В чем состоит сущность и направления умственного воспитания школьников?

4. Раскройте задачи и содержание гражданского воспитания современных школьников.

5. Опишите задачи и содержание экологического воспитания в школе. Раскройте его роль для развития современной России.

6. Укажите основные направления экономического воспитания. В чем состоят особенности современного экономического развития России и мира?

7. Познакомьтесь с пространством Google. Найдите в сети информацию об экологизации отечественной экономики, экологическом законодательстве по адресу: www.google.com и оцените своевременность, актуальность обращения к данной проблеме.

8. Проанализируйте стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики – от 21.07.09, размещенного по электронному адресу в сети Интернет http://www.kremlin.ru. В чем Вы видите причины обращения к указанной теме?

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.