Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. Вид обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Объяснительно-иллюстративное обучение пришло на смену догматическому, которое было распространено в средние века (главный вид деятельности учеников – слушание и механическое заучивание религиозных писаний). Основоположником объяснительно-иллюстративного обучения был Ян Амос Коменский. Основная цель этого обучения – усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение с широким привлечением наглядности. Слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учеников. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим, в конечном итоге готовит исполнителя, а не творца. Деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении. Это традиционное обучение по И. Гербарту.
Этот вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.
Проблемное обучение. Его особенностью является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения. Осуществление «открытий» вызывает положительные эмоции.
Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.
Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.
Программированное обучение – самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, ЭВМ, тренажеров, компьютеров). Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.
Модульное обучение – изучение материала осуществляется большими блоками. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.
Основными принципами развивающего обучения являются: проблемность обучения, развитие мыслительной деятельности учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения, специальное формирование как алгоритмических, так и эвристичских приемов умственной деятельности.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Роджерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, педагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение познавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стимулируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.
Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями: Основа - системный подход к пониманию процесса обучения; Сущность - сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся; Она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 448.