Виды обучения и их характеристика. Современные дидактические концепции.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. Вид обучения – общий способ организации учебно-воспитательного процесса. 

Объяснительно-иллюстративное обучение пришло на смену догматическому, которое было распространено в средние века (главный вид деятельности учеников – слушание и механическое заучивание религиозных писаний). Основоположником объяснительно-иллюстративного обучения был Ян Амос Коменский. Основная цель этого обучения – усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Это пассивно-созерцательное обучение с широким привлечением наглядности. Слушание и запоминание – ведущие виды деятельности учеников. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но не является развивающим, в конечном итоге готовит исполнителя, а не творца. Деятельность ученика репродуктивна. Преподнесение «готовых» знаний освобождает учеников от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при их освоении. Это традиционное обучение по И. Гербарту.

Этот вид обучения не утратил значения и в современной школе благодаря тому, что в него органически вписываются новые способы изложения знаний и новые виды наглядности.

Проблемное обучение. Его особенностью является то, что учащимся не сообщаются знания в готовом виде. Знания приобретаются ими в процессе разрешения проблемных ситуаций. Ценность знаний такого рода заключается в том, что у учащихся формируются навыки самостоятельного мышления и более эффективно формируются убеждения. Осуществление «открытий» вызывает положительные эмоции.

Преимущества проблемного обучения: самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения.

Недостатки: слабая управляемость познавательной деятельностью учеников, большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

Программированное обучение – самостоятельное и индивидуальное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения (программированного учебника, ЭВМ, тренажеров, компьютеров). Программированное обучение может быть реализовано машинным и безмашинным способами.

Модульное обучение – изучение материала осуществляется большими блоками. Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения.

Основными принципами развивающего обучения являются: проблемность обучения, развитие мыслительной деятельности учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения, специальное формирование как алгоритмических, так и эвристичских приемов умственной деятельности.

Современная дидактическая система исходит из того, что обе сто­роны - преподавание и учение - составляют процесс обучения. Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология (Род­жерс), когнитивная психология (Брунер), педагогическая технология, пе­дагогика сотрудничества. Цели обучения в этих современных подходах предусматривают не только формирование знаний, но и общее развитие учащихся, их интеллектуальных, трудовых, художественных умений, удовлетворение по­знавательных и духовных потребностей учеников. Учитель руководит учебно-познавательной деятельностью учеников, одновременно стиму­лируя их самостоятельную работу, активность и творческий поиск.

Современная дидактическая концепция характеризуется следующими особенностями: Основа - системный подход к пониманию процесса обучения; Сущность - сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся; Она изменила подход к содержанию обучения, сочетая принципы классической теории с новейшими теориями обучения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 406.