Педагогика как наука и учебный предмет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогика как наука и учебный предмет

Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколении к жизни, т.е. их воспитании.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос", которое означает детоводитель. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (12 в.) первые учителя получили название "мастера". Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", то есть воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Педагогика вычленилась из философских наук в начале 17 века. Выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского («Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг).

Признаки науки:

1) возникает из потребностей общества;

2) имеет свой предмет исследования;

3) имеет собственный категориальный аппарат;

4) имеет методы исследования;

5) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Педагогика - это наука о воспитании. Воспитание здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.

Предмет педагогики - воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Объект педагогики - это те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Главная задача педагогики - накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и развития и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы для достижения поставленных целей.

Источники развития педагогики:

1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике (пословицы, сказки, предания, традиции, обычаи, житейские представления и практический опыт формирования личности в детском возрасте);

2)  философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;

4) данные специально организованных педагогических исследований;

5)  опыт педагогов-новаторов.

 

 

Метод психолого-педагогического тестирования

Предусматривает он использование специально разработанных задач и проблемных ситуаций с целью испытания ученика на определенный уровень знаний, умений, общую интеллектуальную развитость.

Метод социометрии: Используют его для изучения структуры и стиля взаимоотношений в коллективе.

Метод анализа результатов деятельности ученика: Прибегая к анализу результатов различных видов деятельности ученика можно составить объективное представление о нем.

 

 

Образование как целостный педагогический процесс.

В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: "Образование = Обучение + Воспитание". Она совершенно не отражает настоящего содержания этого педагогического феномена.

Образование - сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Он, бесспорно, включает процессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравственное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека "обученного", закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.

Образование, во-первых, предполагает социализацию личности. Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой и одновременно выработка собственного социального опыта, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хорошо социализирован.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития. "Развитие" - традиционная категория психологической науки, но без ее использования в характеристике целостного процесса образования возникает представление, что результат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания. Понятие "воспитание" принадлежит к числу наиболее многозначных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, что понятие "воспитание" обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к семантической природе понятия "воспитание", то легко установить основу "питать" (синоним "кормить", отсюда "окормлять"). Слово с таким значением закрепляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответственного.

В таком смысле "воспитание" - это процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценностных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспитание является одним из главных путей организованной социализации. Воспитание обеспечивает не только "выход в социум" (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной социализации), но и "обретение себя" (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ребенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспитанником, "выходят" на уровень его потребностей, которые и будут определять поведение.

Образование предполагает формирование у личности достаточно широкого кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение - процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специально организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.

 

10. Сущность, структура и этапы педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, конечной целью которой является присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии.

Структура педагогического процесса – это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компоненты педагогического процесса таковы: целевой – определение целей воспитания, обучения; содержательный – разработка содержания образования; операционно-деятельностный – процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный – проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между компонентами педагогического процесса могут существовать информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие.

Педагогический процесс включает в себя: объекты – развивающаяся личность, коллектив воспитуемых; предмет – формирование человека; духовные средства (то, что помещается между учителем и учеником) – знания, опыт учителя; виды деятельности – учение, игра, труд, общение; способы сотрудничества; продукты – воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педагогического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым – разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

 Главными этапами можно назвать: подготовительный, основной, заключительный.

На этапе «подготовка педагогического процесса» (подготовительном) создаются условия для протекания процесса в заданном направлении. На данном этапе решаются следующие важные задачи:1) целеполагание; 2) диагностика условий; 3)прогнозирование достижений; 4)проектирование и планирование развития процесса.

Основной этап – осуществление педагогического процесса – включает в себя важные взаимосвязанные элементы: 1)постановка и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; 2)взаимодействие педагогов и учеников; 3)использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса; 4)создание благоприятных условий; 5)осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности школьников; 6)обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Этап анализа достигнутых результатов (заключительный). Этот этап нужен для того, чтобы в будущем не повторять ошибок в будущем. 

Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

 

Особенности ВП:

· Целенаправленный - цель воспитания должна быть близка и понятна детям.

· Многофакторный – влияние на ребенка макро- и микросреды.

·  Длительный.

· Непрерывный.

· Противоречивый.

· Двусторонний – идет в двух направлениях – от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю – обратная связь.

· Динамичный, подвижный – нет повторяющихся ситуаций и вариативны результаты одного и того же педагогического действия.

Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он не может быть также жестко регламентирован, как процесс обучения. А.С. Макаренко говорил, что воспитатель воспитывает всегда и во всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми.

Структуру воспитательного процесса можно представить следующим образом:

Первый этапцелевой – включает в себя диагностику (изучение воспитанников и определение целей и задач воспитания.

Второй этап - содержательный – включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Проектирование, планирование воспитательной работы, разработка методов, средств, форм воспитания.

Третий этапоперационно-деятельностный – представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей; идет организация педагогического взаимодействия.

Четвертый этап - аналитико-результативный – предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, осуществляется проверка, оценка, анализ результатов. 

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.

Этапы процесса самовоспитания Самовоспитание начинает с осознания потребности изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества; самоанализа и самооценки своих личностных качеств; определения цели и плана собственной деятельности по самоизменению; подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию.

Методы самовоспитания: самооценка, самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение; самоутешение, самопоощрение, самокритика, самонаказание, мысленный перенос в эмоциональное состояние другого человека; самоинструктаж, самопонимание, самоприказ, саопереключение.

31. Характеристика закономерностей и принципов процесса воспитания и самовоспитания.

Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.

Общие закономерности процесса воспитания: Эффективность процесса воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь; совокупного действия объективных и субъективных факторов; интенсивности воспитания и самовоспитания; активности сопутствующих процессов обучения и развития; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли); интенсивности и качества взаимоотношений (общение).

Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.

Система принципов воспитания: усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности); гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.) стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер); принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста); опора на положительные качества воспитанника сочетание коллективного и индивидуального воспитания; принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания; сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности; единство воспитания и самовоспитания.



педагогика как наука и учебный предмет

Развитие педагогики как науки обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколении к жизни, т.е. их воспитании.

Свое название педагогика получила от греческого слова "пайдагогос", которое означает детоводитель. В Древней Греции эта функция осуществлялась непосредственно. Педагогами первоначально назывались рабы, сопровождавшие детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. Кстати, на Руси (12 в.) первые учителя получили название "мастера". Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", то есть воспитывать и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Педагогика вычленилась из философских наук в начале 17 века. Выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского («Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг).

Признаки науки:

1) возникает из потребностей общества;

2) имеет свой предмет исследования;

3) имеет собственный категориальный аппарат;

4) имеет методы исследования;

5) представляет собой итог, совокупность, систему достоверных и обобщенных знаний об объективных законах развития природы.

Педагогика - это наука о воспитании. Воспитание здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение и развитие.

Предмет педагогики - воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях.

Объект педагогики - это те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Главная задача педагогики - накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и развития и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы для достижения поставленных целей.

Источники развития педагогики:

1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике (пословицы, сказки, предания, традиции, обычаи, житейские представления и практический опыт формирования личности в детском возрасте);

2)  философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;

4) данные специально организованных педагогических исследований;

5)  опыт педагогов-новаторов.

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 208.