Проблема целеполагания в педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблемой педагогики является проблема целеполагания, то есть постановки цели. Определение целей и задач воспитания и обучения имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку непосредственно влияет на разработку педагогической теории и определение основных педагогических концепций.

Многие педагоги теоретики и практики сегодня сходятся во мнении в том, что главной целью педагогики является воспитание и формирование личности, всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной. Любая цель представляет собой мысленное предвосхищение результата и является главным мотивационным компонентом для действующего субъекта. Цель имеет черты как несбыточного и нереально идеализированного результата, к которому можно только стремиться, так и вполне реального, достижимого и планируемого. 

Цель воспитания в педагогике - это заранее определяемые результаты подготовки подрастающего поколения к взрослой самостоятельной жизни. В качестве компонента педагогической деятельности в зависимости от достижимости цели могут быть конкретными и абстрактными.

Цели любой деятельности должны побуждать к действию, к планированию и преодолению страхов возможной неудачи. В этом отношении проблема абстрактных целей, недостижимых по определению, становится вполне различимой. В психологии существует определение понятия психологический барьер, возникающего у человека в случае осознания им недостижимости желаемого результата. В большинстве видов практической деятельности человека этот барьер является абсолютно непреодолимым препятствием, поскольку сама деятельность в таком случае теряет всякий смысл, и отсутствует достаточная мотивация для ее выполнения.

Совершенно другая ситуация складывается в воспитании, где отказ от абстрактных и недостижимых целей приводит к прагматизму. В структуре целей воспитания существует компонент «личность-общество». Вполне возможно допустить перекос вдоль этой оси в ту или иную сторону. В советское время пропагандировалось воспитание «человека новой формации», в котором дух коллективизма и служения целям общества должен был преобладать над личными интересами.

 

13. Трактовка цели воспитания в нормативных документах: Кодекс Республики Беларусь «Об образовании», «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи».

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

Задачами воспитания являются:1) формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;2) подготовка к самостоятельной жизни и труду;3) формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;4) овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;5) формирование культуры семейных отношений;6) создание условий для социализации и саморазвития личности обучающегося.

Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Основными требованиями к воспитанию являются: 1. соответствие содержания, форм и методов воспитания цели и задачам воспитания; 2. системность и единство педагогических требований; 3. преемственность, непрерывность и последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; 4. создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности.

Основными составляющими воспитания являются: 1) гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической и информационной культуры; 2) идеологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося знания основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности; 3) нравственное воспитание, направленное на приобщение обучающегося к общечеловеческим и национальным ценностям; 4)эстетическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного; 5) воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у обучающегося потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры; 6) воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на формирование у обучающегося навыков здорового образа жизни, осознание значимости здоровья как ценности, физическое совершенствование; 7. гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающегося представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе; 8. семейное воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к семье и воспитанию детей. 9. трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание обучающимся труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности; 10. экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе; 11. воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование у обучающегося безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни; 12. воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

 

 

14. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития.

Содержание образования является одним из основных средств разви­тия личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образова­ния» приобретает разные смыслы. В традиционном подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы».

В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потреб­ности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от лич­ности, школы от жизни.

В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально - волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохра­нению) и развитию материальной и духовной культуры. В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: ее природных особенностей (здоровья, способностей), ее социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъ­екта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).

В отборе содержании образования можно выделить две основные тео­рии, которые сложились в конце XVIII - начале XIX вв.

Сторонники теории материального образования (или энциклопедиз­ма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я. А. Коменского о том, что вы­пускник должен быть энциклопедически образованным.

Главной задачей формального образования (или дидактического фор­мализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития вы­ступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).

Критика рассмотренных выше подходов была дана в XIX в. К. Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспече­ния единства формального и материального подходов к отбору содержа­ния образования.

В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В. В. Краевским.

Это принципы:

· соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности; единства содержания и организации образования; гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного цикла и пр.); фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).

Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования: обеспечение самоопределения личности, создание условий для само­реализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства.

 

15. Документы, определяющие содержание образования на разных уровнях: образовательный стандарт, типовой план, учебный план, учебные программы, учебники и учебные пособия.

На основе образовательных стандартов разрабатываются нормативные документы, определяющие содержание образования: учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. Стандарт образования является нормативным документом, определяющим в обязательном порядке: минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников образовательного учреждения.

Типовой учебный план является нормативным правовым документом и состоит из типовых учебных планов учреждений общего среднего образования каждого вида. Типовой учебный план учреждения общего среднего образования соответствующего вида (например, средней школы) включает перечень обязательных для изучения учебных предметов по классам, устанавливает количество учебных часов на их изучение, количество учебных часов на проведение факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий и консультаций, обязательную и максимальную допустимую учебную нагрузку в неделю на одного учащегося в каждом классе и общее количество учебных часов, финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов на проведение учебных занятий (занятий). Он разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Учебный план - основной государственный документ, сертификат учебного заведения, составная часть государственного стандарта в области образования. Он разрабатывается и утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Учебный план определяет: продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул; полный перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении; распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе; количество часов в неделю на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность практикумов.

В структуре учебного плана вычленяется инвариантная часть - унифицированный государственный компонент и вариативная часть - школьный компонент. Государственный компонент является обязательным для изучения во всех видах и типах образовательных учреждений страны данного профиля. Школьный компонент призван обеспечить индивидуальный характер развития личности обучаемого, учитывать психологические особенности, интересы и склонности. Предметы школьного компонента (факультативы) определяются на местах.

Учебные программы составляются на основе учебного плана.

Они отражают: конкретное содержание материала; его объем, логику изучения; количество часов по темам и разделам; перечень умений и навыков.

Структура учебной программы включает три компонента: пояснительную записку или введение; собственно содержание образования, включающее основную информацию; методические указания о путях реализации данной программы.

Виды учебных программ:

- типовые учебные программы, определяющие базовые знания, умения, навыки, систему мировоззренческих идей, общие рекомендации методического характера;

- рабочие учебные программы, которые формируются на базе типовых программ и отражают специфику обучения в данном образовательном учреждении в конкретной социально-педагогической ситуации;

- авторские программы, разрабатываемые или реализуемые высококвалифицированными, творчески работающими учителями.

 

Учебник – выступает в качестве важнейшего средства обучения, основного источника знаний в организации самостоятельной работы по предмету. Учебник выполняет информационную, мотивационную, воспитательно-развивающую и другие функции.

К учебным пособиям относятся хрестоматии, сборники текстов, рабочие тетради, атласы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 177.