Методология педагогики и ее уровни
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология педагогики – это система знаний об основах и струк-туре педагогической теории, о принципах и методах педагогического исследования.

Философский уровень методологии педагогики. Педагогические теории, как и всякие другие, нуждаются в философском обосновании и базируются на положениях тех или иных философских учений, течений, направлений. В качестве методологической основы педагогики в настоящее время используются следующие основные философские концепции.

Прагматизм (от греч. «прагма» – «дело»). Основатель учения прагматизма — выдающийся американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи. Ведущая идея прагматизма — опора на собственную активность ученика, обучение и воспитание в ходе конкретных дел, на практике.

Неопозитивизм. В основе лежат этические идеи Платона, Канта. Основная идея неопозитивизма: в эпоху научно-технической революции востребовано рациональное мышление, поэтому воспитание должно быть очищено от умозрительных, мировоззренческих, философских, религиозных и прочих идей.

Экзистенциализм (от лат. «экзистенция» – существование).Эта философия рассматривает личность как высшую ценность мира. Среда, утверждают экзистенциалисты, враждебна личности.

Нотомизм – это официальная доктрина Католической Церкви на современном этапе. Наиболее яркий представитель неотомизма – французский богослов XX века Жак Маритен. Основная идея неотомистов – представление о двойственной природе мира и человека (духовной и физической

Бихевиоризм. Это достаточно популярное на западе в середине прошлого столетия философское и психологическое учение. Технократический подход к воспитанию и обучению, управление деятельностью учащихся с помощью рациональных алгоритмов, идею управляемого индивида.

Диалектический материализм (марксизм). Педагоги-марксисты руководствуются следующими принципами: активная роль познания; классовый характер воспитания; всестороннее и гармоническое развитие личности как цель воспитания; мировоззренческая направленность обучения; связь обучения, воспитания с жизнью и трудом.

Кроме перечисленных, в качестве философской основы педагогических исследований выступают: философская антропология, феноменология, герменевтика.

Общенаучный уровень методологии педагогики. Его содержание составляют общенаучные подходы, то есть наиболее общие методы, приложимые ко всем или ко многим наукам.

Деятельностный подход заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех объективных и субъективных факторов. Деятельность – это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание, которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Системный подход заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.

Конкретно-научный уровень методологии педагогики составляют теории, относящиеся к области конкретной науки, в данном случае, педагогики. Личностно-ориентированный подход, который предполагает усиление роли ученика как субъекта собственного обучения, его личностную направленность. Цель, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых предметов.

Технологический уровень методологии педагогики – это организация и методы педагогического исследования.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 156.