Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она Закономерности обучения выражают существенные и необходимые связи между его условиями и результатом, а обусловленные ими принципы определяют общую стратегию решения целей обучения.
Выделяются внешние - характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий и внутренние связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами.
К внешним закономерностям относятся:1) социальная обусловленность целей, содержания и методов обучения; 2) воспитывающий и развивающий характер последнего; 3) обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе; 4) зависимость результатов обучения от особенностей взаимодействия обучающегося с окружающим миром.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся: 1) зависимость его развития от способа разрешения основного противоречия между познавательными или практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения знаний, умений и навыков учащихся, умственного развития; 2) отношение между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения; 3) подчиненность результативности обучения способам управления процессом последнего и активности самого ученика; 4) задачная структура, то есть при успешном решении одной учебной задачи и постановке следующей ученик продвигается от незнания к знанию, от знания – к умению, от учения – к навыку.
Принципы обучения - это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
В принципах обучения раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Знание принципов обучения дает возможность организовать учебный процесс в соответствии с его закономерностями, которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи между его условиями и результатом.
Принципы обучения не содержат непосредственных указаний для практической деятельности учителя, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии.
Разработкой дидактических принципов занимались: Ян Амос Коменский, Адольф Дистервег, К.Д. Ушинский и др.
Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система:
1) Принцип сознательности и активности – обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности, проявляют интерес к занятиям, ставят проблемы и умеют искать их решения;
2) Принцип наглядности – эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, от предоставленной детям возможности наблюдать, проводить опыты, практически работать;
3) Принцип систематичности и последовательности - преподавание и усвоение знаний в определённом порядке и системе, при которой каждый урок – это логическое продолжение предыдущего, как по содержанию учебного материала, так и по характеру учебно-познавательной деятельности;
4) Принцип прочности – требует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, становились частью их сознания, основой привычек и поведения;
5) Принцип научности – требует, чтобы содержание обучения было связано с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук;
6) Принцип доступности – требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации педагогического процесса, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок;
7) Принцип связи теории с жизнью – предусматривает, чтобы процесс обучения симулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 218.