К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям); оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса; отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, а также методик обучения нестандартных детей.
Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции (выравнивания) и даже во вспомогательные (специальные) школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение.
Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) помощь или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности.
В целом устранение пробелов знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направление работы по преодолению отставания в учении – это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.
Сущность и особенности процессов воспитания и самовоспитания.
Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, имеющее своей целью формирование личности, организацию и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями
Особенности процесса воспитания: целенаправленность процесса воспитания; двусторонность процесса воспитания; непрерывность и длительность процесса воспитания; переход внешнего объективного во внутреннее субъективное; многофакторный характер процесса воспитания; результаты воспитательного процесса неоднозначны; отдаленность результатов; комплексность.
Основные стадии воспитательного процесса: Овладение знаниями о нормах и правилах поведения. Формирование убеждений и отношений. Формирование чувств. Формирование поведения и общей направленности личности.
Особенности ВП:
· Целенаправленный - цель воспитания должна быть близка и понятна детям.
· Многофакторный – влияние на ребенка макро- и микросреды.
· Длительный.
· Непрерывный.
· Противоречивый.
· Двусторонний – идет в двух направлениях – от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю – обратная связь.
· Динамичный, подвижный – нет повторяющихся ситуаций и вариативны результаты одного и того же педагогического действия.
Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он не может быть также жестко регламентирован, как процесс обучения. А.С. Макаренко говорил, что воспитатель воспитывает всегда и во всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми.
Структуру воспитательного процесса можно представить следующим образом:
Первый этап – целевой – включает в себя диагностику (изучение воспитанников и определение целей и задач воспитания.
Второй этап - содержательный – включает в себя основные направления воспитания учащихся, реализуемые целостно. Проектирование, планирование воспитательной работы, разработка методов, средств, форм воспитания.
Третий этап – операционно-деятельностный – представляет определенную работу по решению воспитательных задач на основе поставленных целей; идет организация педагогического взаимодействия.
Четвертый этап - аналитико-результативный – предполагает отслеживание эффективности воспитательного процесса, осуществляется проверка, оценка, анализ результатов.
Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность человека, ведущая к реализации, развитию и совершенствованию его личности. Потребность в самовоспитании - это высшая форма развитая личности. Она зависит от волевых свойств личности, ее идеалов и нравственных качеств и демонстрирует уровень общего интеллектуального и культурного развития личности.
Этапы процесса самовоспитания Самовоспитание начинает с осознания потребности изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества; самоанализа и самооценки своих личностных качеств; определения цели и плана собственной деятельности по самоизменению; подбора методов, приемов, форм и средств деятельности по самосовершенствованию.
Методы самовоспитания: самооценка, самоанализ, самообязательство, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение; самоутешение, самопоощрение, самокритика, самонаказание, мысленный перенос в эмоциональное состояние другого человека; самоинструктаж, самопонимание, самоприказ, саопереключение.
31. Характеристика закономерностей и принципов процесса воспитания и самовоспитания.
Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом.
Общие закономерности процесса воспитания: Эффективность процесса воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь; совокупного действия объективных и субъективных факторов; интенсивности воспитания и самовоспитания; активности сопутствующих процессов обучения и развития; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли); интенсивности и качества взаимоотношений (общение).
Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником.
Система принципов воспитания: усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности); гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.) стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер); принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста); опора на положительные качества воспитанника сочетание коллективного и индивидуального воспитания; принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания; сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности; единство воспитания и самовоспитания.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 246.