Особенности педагогической диагностики нравственной воспитанности школьников.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая диагностика связана со сбором, хранением, переработкой информации и использованием ее для управления учебно-воспитательным процессом.

Психологами, дидактами и методистами рекомендуется использовать следующие показатели воспитанности:

- отношение школьников к обществу, трудовой деятельности, отдельным людям;

- активная жизненная позиция;

- направленность личности;

- сознательная саморегуляция поведения и самоорганизации деятельности в отношении к учебному труду, физическому труду, к людям, общественно-политическим событиям;

- согласованность между нравственными знаниями, убеждениями и поведением.

Для диагностики уровня воспитанности представляется необхо­димым выделение доминирующих факторов. Исходя из анализа тео­ретических источников и опыта работы Центра проблем воспитания, были определены четыре доминирующих параметра уровня воспитанности:

а) ценностные ориентации учащихся, выраженные в интересах к различным сферам деятельности, общения и т. д.;

б) коммуникативная культура;

в) направленность личности;

г) операциональные умения (организаторские качества личности).

Эти параметры имеют наиболее суще­ственное значение.

При изучении нравственного сознания школьника в качестве показателей уровня его развития И.А. Каиров и О.С. Богданова выделяют следующие:

1) умение видеть, вычленять и принимать нравственную сторону действительности;

2) понимание нравственных мотивов и результатов поступков;

3) умение предвидеть в нравственном плане последствия своих поступков для других людей;

4) принятие нравственных норм и ценностей.

Наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики: наблюдения, анкетирование, тесты, беседа.

Методика «Сфера интересов», « Я- лидер».

 

42. Создание программы исследования нравственной сферы личности

При создании исследовательской программы необходимо учесть следующие моменты: во-первых, она базируется на принципе целостного многостороннего исследования личности; во-вторых, одновременно с исследованием решаются задачи развития самой личности школьника, ее нравственных и коммуникативных сфер, развития классного коллектива; в-третьих, подбирается комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методик, выявляющих основные структурные компоненты личности, связанные с функционированием механизма психорегуляции нравственного поведения. Проиллюстрируем данные положения на примерах из программы исследования нравственной сферы младшего подростка.

Целостность, многосторонность проведенного ею исследования она обосновывает рядом психологических особенностей школьников данного возраста. Прежняя лояльность младших школьников к родителям переносится на референтную группу сверстников, что ведет к существенному изменению воспринятых в родительском доме моральных представлений. Нравственная регуляция на данном этапе развития осложняется особенностями обучения, ослаблением внешнего регулирования, усилением требований к внутреннему нравственному контролю. В связи с этим Е.Е. Соловцова видит связь особенностей развития нравственной сферы личности с появлением определенных новообразований, переходом к новой деятельности, с изменением социального статуса школьника. Для установления этих взаимосвязей она подобрала комплекс методов, которые одновременно с изучением личности влияют и на ее дальнейшее развитие. Среди них: метод наблюдения (сокращенный модифицированный вариант карты наблюдения Д. Стотта), метод социометрического измерения персонального статуса школьника в группе сверстников по нравственно-деловому критерию, стандартизированный опросник для многостороннего изучения личности (по Р.Б. Кеттеллу – подростковый вариант), методика «Самооценка направленности контакта» (по К. Томасу), методика «Направленность личности» (по В. Смейкалу и М. Кучеру), методика диагностики межличностных отношений (по Г. Лири) и др.

В психолого-педагогической литературе приведено большое количество диагностических методик, изучающих вышеназванные проявления нравственной сферы личности. Условно их можно объединить в четыре группы в зависимости от целей диагностики [11]:

· методики изучения нравственных представлений, понятий, ценностных ориентаций (О.С. Богданова, Л. Кольберг, В.А. Петровский и др.);

· методики исследования самооценки нравственно-ценных проявлений характера школьника (Т.Д. Марциновская, Р.С. Немов и др.);

· способы изучения нравственной направленности личности, отношения детей к нравственным ценностям, к окружающим их людям, природе, обществу (Т.П. Гаврилова, А.В. Зосимовский, Г.А. Урунтаева, Н.Е. Щуркова и др.);

· методики исследования проявлений нравственных качеств в поведении и общении (В.А. Абраменкова, О.С. Богданова, Г.А. Урунтаева и др.).

В оценке полученных результатов может помочь характеристика уровней нравственной воспитанности, предложенная И.Ф. Харламовым (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика уровней нравственной воспитанности

Уровни нравственной воспитанности Структурная характеристика нравственной воспитанности (психологические компоненты нравственных качеств) Содержательная характеристика нравственной воспитанности личности младшего школьника (проявление нравственных качеств в поведении)
1 2 3
Первый уровень Отсутствие нравственных потребностей и мотивов; наличие отдельных разрозненных представлений о нравственных правилах и нормах поведения; несформированность нравственных умений Преобладание нездоровых (эгоистических) устремлений; незнание нравственных правил и норм и отрицательное к ним отношение (игнорирование педагогических требований); проявление негативных действий и даже аморальных и противоправных поступков
Второй уровень Наличие отдельных нравственных потребностей и мотивов; сформированность отдельных нравственных представлений и некоторых умений и навыков Проявление стремления улучшить свое поведение; чисто информационное, неосознанное (репродуктивное) знание некоторых нравственных норм и правил; реализация в поведении нравственных умений требует от ученика больших волевых усилий и постоянного контроля со стороны взрослых; иногда проявление негативных действий и поступков

Продолжение таблицы 1

1 2 3
Третий уровень Наличие нравственных потребностей и мотивов; усвоение значительной части нравственных представлений о нравственных правилах и нормах; сформированность не только умений и навыков, но и некоторых нравственных привычек Достаточно определившаяся устремленность ученика улучшить свое поведение; неплохое знание нравственных правил и норм, но индифферентное к ним отношение; ситуационный характер нравственных поступков, возможно проявление отдельных безнравственных действий
Четвертый уровень Довольно высокая степень сформированности нравственных потребностей и мотивов; наличие системы нравственных представлений и понятий; достаточное количество нравственных навыков и сформированность нравственных привычек поведения Устойчивая положительная устремленность ученика на совершенствование своего поведения; осознание социальной значимости нравственных правил и норм, положительное к ним отношение; проявление способности к самостоятельному нравственно-мотивированному (непроизвольному) поведению

Окончание таблицы 1

1 2 3
Пятый уровень Доминирование в структуре личности нравственных потребностей и мотивов; осознанность усвоенной системы нравственных представлений и понятий; наличие устойчивых нравственных привычек и их интеграция в нравственные качества Самостоятельное нравственно-мотивированное поведение в любых условиях, постоянная положительная устремленность в поведении и деятельности; осознание социальной и личностной значимости нравственных правил и норм, положительное отношение к ним (выполнение всех педагогических требований); устойчивое привычное поведение, активное противодействие поступкам, противоречащим нравственным правилам и нормам

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 333.