Духовно-нравственное воспитание (историографический обзор)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идеи русских философов Х1Х – начала ХХ веков «заключают в себе богатый гуманистический потенциал, содержание которого позволило дать аксиологическое обоснование стратегического направления развития отечественного образования области духовно-нравственного воспитания (К.А. Абульханова-Славская, И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов и др.). Воспитание рассматривается этими учёными как социально-целостный комплекс взглядов, убеждений, идеалов.

Ввести личность в мир ценностей помочь в выборе ценностных ориентаций, собственной позиции и предполагает аксиологический подход, который ориентирован на развитие личности и через целостное восприятие учебного материала, его осмысление. Образование воспринимается при таком подходе не как изучение комплекса предметов, а как развитие личности предметами: «уважение учащейся личности, признание её свободы и самостоятельности должно проникать весь школьный строй», т.е. стоять на первом плане, а предметы – это только средства (П.Ф. Каптерев). Аксиологический подход позволяет выделить в качестве системообразующих такие внутренние характеристики личности, как духовность и нравственность. При этом духовность является внутренней мотивационной сферой, а нравственность – внешней. Нормы и принципы нравственности получают своё выражение в категориях духовности – идеалах добра и зла. Социальные аспекты нравственности как совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу достаточно глубоко и полно исследован А.А.Гусейновым, А.Ф.Анисимовым, О.Г. Дробницким, Н.В.Рыбаковым и др. В настоящее время интерес к метафизическим нормам нравственности усилился.

Что касается народной педагогики, представленной К.Д.Ушинским, В.Я.Стоюниным, В.И.Водовозовым, Д.Д.Семёновым, С.А.Рачинским, то здесь следует отметить, что педагоги данного направления разрабатывали основы духовно-нравственного воспитания с учётом национальных особенностей, культуры, традиций, быта русского народа. Духовное развитие рассматривается ими как рост национального самосознания. При этом в качестве основного принципа педагогики выдвигался разработанный К.Д.Ушинским принцип народности, а национальность выступает, в его трактовке, не только в качестве воспитательной цели, но и в качестве средства и условия воспитательного процесса.

 Однако народная педагогика не была однородна. Так, представители государственно-охранительного направления (С.А.Рачинский, С.П.Шевырёв и др.) нравственное воспитание русского народа связывали с сохранением православных традиций.

Такие учёные, как В.М.Бехтерев, П.Ф.Лесгафт, А.А.Красновский и др., развивая идеи Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского, указывали на необходимость всех наук быть обоснованием для педагогики: для души, тела и для определения назначения человека (антропологическое направление).

Деятели гражданского направления - И.Ф.Бунаков, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский, В.О.Стоюнин и др. – считали, что составная часть нравственного воспитания – «национальное», а важнейшими средствами воспитания гуманизма и патриотизма являются литературы и искусство.

Наиболее полное отражение принципы духовно-нравственного воспитания личности нашли своё отражение в педагогических трудах К.Д.Ушинского и А.Н.Острогорского. Вся нравственная система, разработанная ими, основана на уважении личности ребёнка, раскрытии его индивидуальных свойств, воспитании его в стремлении к деятельности и активности. Через национальное искусство и эстетику происходит развитие морально-нравственных качеств учащихся.

Особое внимание заслуживает воспитательная система С.А.Рачинского, основанная на трёх фундаментальных идеях: гуманизме, народности и нравственности. С.А. Рачинский, как сторонник народно-религиозного направления, считал преобладающим элементом нравственного воспитания рациональное воздействие на детей, творческий подход к ученику. Цели воспитания по Рачинскому:

- развитие воли ребёнка;

-  гармоническое развитие душевных сил воспитанника, сердца, чувств и высших дарований;

- создание нравственного цельного характера.

Воспитательная задача школы Рачинского состояла – развить в детях те духовные сокровища, которыми богата душа русского народа.

Идеи народной педагогики нашли дальнейшее воплощение в современной педагогике в концепции русской национальной школы И.Ф.Гончарова. Путь возрождения национальной культуры, истинно национального менталитета в рамках русской школы является именно тем магистральным направлением, возрождающим духовно-нравственное воспитание, характерное для российской цивилизации. Русская школа как элемент современного образовательного пространства соответствует жизни русского народа и является частью мирового культурного пространства.

Большой вклад в развитие педагогической мысли внесли представители революционно-демократического направления: Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, Н.Г.Чернышевский, Н.В.Шелгунов и др. Деятели данного направления во время политических дискуссий выступали против произвола и насилия над личностью и обращали внимание на необходимость коренного преобразования общества через повышения уровня социальной активности масс как условия формирования духовно-нравственной личности. По их мнению, нравственный идеал человека выражается в высокой идейности, стойкости убеждений, умении преодолевать трудности.

 Эти поиски и размышления отечественных учёных о сущности нравственности оказали влияние на формирование представлений о духовно-нравственном воспитании личности в начале ХХ века. Важнейшей особенностью развития этой идеи явилось включение в её содержание гражданских качеств: активная, деятельная личность, ставящая на первое место свой гражданский, патриотический долг перед обществом и государством и понимавшая его как главную нравственную обязанность..

Анализируя основные пути и направления духовно-нравственного воспитания, можно отметить, что нравственное воспитание как условие формирования коммунистического мировоззрения, морали, патриотизма рассматривалось советскими педагогами, начиная с первых лет становления социалистического государства (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко и др.). Особое внимание уделялось ими трудовому и эстетическому воспитанию как основе, формирующей нравственную личность. Немаловажное значение, по их мнению, оказывало на духовно-нравственное становление школьника влияние коллектива и окружающей среды.

Гуманистическая сущность нравственного воспитания просматривалась в трудах П.П.Блонского, М.М.Рубинштейна, В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и легла в основу современной парадигмы гуманизации и гуманитаризации образования.

Задача духовно-нравственного воспитания - научить ребенка  избрать те ценности, которые несут в себе объективную пользу для него самого и для общества в целом. Для присвоения старшеклассником ценностных ориентаций должны быть созданы специальные условия. Ценностные ориентации можно определить как относительно устойчивые, социально-обусловленные, избирательные отношения человека к совокупности материальных и духовных общественных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели и средства для удовлетворения потребностей личности.

20. Характеристика «Концепции непрерывного воспитания детей и молодежи ДНР».

 

Стратегическая цель развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики – создание условий для модернизации системы воспитания подрастающего поколения, которая обеспечит преемственность деятельности всех субъектов воспитательного процесса по решению задач воспитания и будет способствовать формированию гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, всестороннему и гармоничному развитию социально зрелой, творческой личности, усвоению обучающимися гуманистических ценностей, идеологии Донецкой Народной Республики, культурных и духовных традиций своего многонационального народа.

 

Задачи Концепции:

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования субъектов Донецкой Народной Республики;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для консолидации усилий институтов общества и государства по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли семьи;

обеспечение поддержки семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению родителей (законных представителей) к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и педагогической компетентности;

обеспечение равного доступа к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритеты государственной политики в области воспитания:

воспитание детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;

защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;

обеспечение соответствия воспитания в системе образования традиционным для Донецкой Народной Республики культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;

обеспечение условий для физического, психического, социального, духовно- нравственного развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (детей, оставшихся без попечения родителей; детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, оказавшихся в экстремальных условиях, детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев и др.);

формирование социально-активной позиции личности по отношению к окружающей действительности;

воспитание языковой культуры детей;

развитие сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, иных общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан Донецкой Народной Республики.

Основные составляющие воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике:

гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой, политической, информационной культуры;

духовно-нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям, формирование нравственной культуры;

поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей, вероисповеданий и др.;

экономическое воспитание, направленное на развитие функциональной грамотности, основ экономической культуры личности;

воспитание культуры безопасности жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;

эстетическое воспитание, направленное на формирование эстетического вкуса, развитие чувства прекрасного;

воспитание психологической культуры, направленной на развитие и саморазвитие личности, формирование психологической устойчивости;

воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости здоровья как ценности, формирование навыков здорового образа жизни, физическое совершенствование;

экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры личности;

семейное и гендерное воспитание, направленное на формирование ответственного отношения к семье, браку, воспитанию детей;

трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, формирование готовности к осознанному профессиональному выбору;

воспитание культуры быта и досуга, направленное на формирование у детей и учащейся молодежи ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

21. Игра и мир игрушек современных детей: пагуба или забава.

 

«Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка». В игре и, соответственно, в игрушке, прежде всего, необходимо обращать внимание на содержание, на смысл, который в ней заложен. Какое же действие оказывают на ребенка современные игры и игрушки? «Игрушка для ребенка – не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины» Детским играм и игрушкам, издревле тесно были связаны с культурой и традицией общества, в котором рождались и изменялись.

Как же обстоит дело сейчас? Сегодня несмотря на большое количество игрушек, «игровая цивилизация» больше заботиться о развлечении взрослых, приспосабливая под это даже детские игрушки. Современные игрушки совсем «не детские», достаточно обратиться к примеру, приведенному в книге: «Новые игрушки позволят детишкам, любящим острые ощущения, игрушечными ножницами вспороть брюхо зелененького посланца внеземных цивилизаций и по очереди вытащить на свет его внутренности: селезенку желудок, печень и т.д. и разложить по коробочкам». Какую идею несут подобного рода игрушки? Что они воспитывают в ребенке? Похоже, что создатели не очень думали над этим вопросом. На полках стоят куклы-киллеры с набором оружия, Барби с инструкциями-программами, задающие детям определенный стереотип поведения. В.В. Абраменкова сравнивает традиционную русскую куклу – «архетип материнства» и современную Барби – «архетип блуда» и задается вопросом: «Какую жизненную ориентацию для любой малышки символизируют собой эти пышные красавицы?».

Одной из самых неоднозначных проблем – проблем компьютерных игр и телевизора. Несмотря на доказательства несомненного вреда компьютера и телеэкрана на детскую психику и сознание, споры об этой проблеме не угасают до сих пор. Большинство родителей до сих пор не могут однозначно сделать выбор: покупать ли ребенку компьютер? Разрешать ли играть в компьютерные игры и смотреть телевизор?

"Энергетика игры" должна быть заложена как в родительской семье ребенка, так и в атмосфере жизни класса. И на родительских собраниях имеет смысл профессионально объяснить родителям ваших воспитанников, что с ребенком надо много играть, выбирая игры соответственно его возрасту и полу.

Да, девочки и мальчики играют в разные игры, вырабатывая при этом свои девчоночьи и мальчишечьи формы и манеры поведения. Но если говорить о семейных традициях, есть и общее: семейные пикники, походы, игры в волейбол, бадминтон и т.д.

Во-первых, выбирая игрушку, попробуйте ответить себе самому на вопрос: "Чему она может научить моего ребенка? Разовьет ли она его умения, творческие способности, сформирует ли какие-то эстетические начала? Может быть, она лишь на какое-то время позабавит его (заводные игрушки), или поможет выработать терпение, координацию движений (пирамидка, мозаика, паззлы) или укрепит физически (мяч, обруч, спортивный уголок)?"

Во-вторых, мне кажется, не лишним будет подумать и о том, что несет в себе игра, игрушка, каков ее смысл. Какие чувства она пробудит у вашего ребенка – нежность, доброту, заботу, или что-то обратное – страхи, агрессию, злость?..

В-третьих, соответствует ли игрушка представлениям о красоте, развивает ли чувство прекрасного или формирует дурной вкус?

Эти принципы, безусловно, помогут родителям и педагогам в выборе хорошей игрушки для ребенка

 

22. О подростковых субкультурах.

Субкультуры молодежи современного общества характеризуются своими особыми правилами и имеют собственную тенденцию развития. Подростки очень сильно отличаются своим мировоззрением, манерой поведения и привычками. В процессе самопознания они пытаются найти свое место в жизни, определиться с целями и понять себя. Довольно часто такие поиски приводят к таким довольно серьезным проблемам, как подростковый алкоголизм и ранняя наркомания.

Подростковые субкультуры помогают молодым людям реализовать свои желания и адаптироваться к взрослой и самостоятельной жизни. Но есть и негативные стороны, такие как жестокость к определенным группам людей. К примеру, скинхеды отличаются расизмом и могут, согласно своей идеологии, совершать преступные действия в отношении лиц других национальностей. Для них в таком поведении нет ничего противоправного, и поэтому они не понимают, что несут ответственность за содеянные ими поступки. В этом случае субкультуры подростков негативно влияют на их мировоззрение, настраивая молодое поколение против других членов общества.

Разновидности субкультур: хиппи, рокеры, панки, готы, анимешники, эмо и т.п.

 

23. Роль христианства в развитии воспитания и просвещении Киевской Руси

Истоки русской национальной школы берут свое начало в Киевской Руси, где на рубеже VIII–IХвв. возникло одно из крупнейших в Европе раннефеодальное государство. Народная педагогика древних славян отражается в устном народном творчестве.

В IХ веке появляется письменность. Кирилл и Мефодий усовершенствовали греческую азбуку: создали алфавит с учетом звуков русского языка.

После крещения киевлян (988г.) князем Владимиром была предпринята попытка организации христианской школы. Это одно из первых официальных свидетельств о начале систематического обучения на Руси. Образование на первых порах насаждалось сверху, т.к. школа была явлением совершенно новым и воспринималась с опаской. Постепенно школы «учения книжного» открывались не только в Киеве, но и в Новгороде, Суздале, Владимире и в других городах. Школы «учения книжного» представляли собой повышенную по сравнению с простым обучением грамоте ступень образования . Простое обучение письму, чтению и счету осуществлялось чаще «мастерами грамоты» и было их основным ремеслом . Обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в «изборниках» (хрестоматиях) того времени. Одной из подобных книг, дошедших до нашего времени, является «Изборник Святослава» (1073г.). «Изборник» должен был в достаточно краткой и легкой форме помочь ученикам овладеть элементами знаний, которые приблизили бы их к византийской образованности. В нем содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, а также «Поучение князя Владимира Мономаха детям».

В «Поучении Владимира Мономаха детям» даются развернутые наставления детям о том, как жить по заповедям Христовым: иметь страх Божий и постоянно трудиться. Он имеет в виду не столько физический, сколько умственный труд, образование. Особое внимание уделялось воспитанию милосердия, сострадания, уважения к старшим, самообладания, находчивости, хладнокровия и умения хорошо управлять своим делом.

«Домострой» ХVIв. отражает те идеалы, которые сложились в Древней Руси после принятия христианства. В «Домострое» три основные части. В первой содержатся назидания относительно религиозной жизни. Вторая часть посвящена семейным отношениям. Ставится задача обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, а также грамоте, книжным наукам. Третья часть содержит хозяйственные рекомендации.

На Украине и в Белоруссии открывались братские школы. Ректор, учителя избирались общим собранием братства. Отец составлял со школой договор, где определялись обязанности школы и родителей. В школы принимались дети всех сословий, сироты содержались за счет братства. В организации обучения имелись элементы классно-урочной системы . В 1632г. открывается Киевская академия. Первым высшим учебным заведением в России стала созданная в Москве в 1687г. под влиянием Киевской академии Славяно-греко-латинская академия. После открытия в 1755г. Московского университета Академия постепенно превратилась в духовное учебное заведение. Воспитание и обучение в Киевской Руси Письменность у славян появилась до принятия христианства. Принятие христианства в 988 году способствовало распространению в Киевской Руси азбуки, усовершенствованной Кириллом и Мефодием. Относительно высокая грамотность населения Киевской Руси объясняется тем, что языком письменности был славянский язык. Первые школы в Киевском государстве появились сразу после принятия христианства. В 1028 году открываются школы в Новгороде, несколько позже в Смоленске и Галиче. В конце ХI века в Киеве было открыто первое в Европе женское училище. В школах обучали чтению, письму, церковному пению.

 

24. Воспитательный потенциал сокровищницы народной педагогики.

 

В современном понимании народная педагогика представляет собой исторически сложившуюся совокупность эмпирических сведений и опыта народа в области обучения и воспитания, которые отражены в устном народном творчестве, героическом эпосе, в традициях и обычаях. В народной педагогике нашли отражение господствовавшие в народных массах воззрения на цель, идеал, содержание, методы и средства обучения и воспитания. Наука, изучающая закономерности развития народной педагогики, получила название «этнопедагогика», предметом которой стали систематизация народных знаний, умений и навыков обучения и воспитания, анализ мыслей, воззрений, содержащихся в народной педагогике, и их оценка, а также установление существенных закономерностей процесса социально-общественного воздействия на подрастающее поколение, в результате чего развивается, формируется совершенная личность.

В народной педагогической культуре отразилась специфика менталитета народа, особенности его исторического развития, а также опыт трудовой и общественной жизни, семейного воспитания, которое основано на мудрости, традициях, здравом смысле, образе жизни народа. Народная педагогика с позиций природосообразности раскрывает ценный опыт формирования совершенной личности и утверждает центральную идею – единство человека с природой, гармонию духовных и физических сил в качестве необходимого условия бытия, проявления человеческой сущности. Творческое использование достижений народной педагогики становится одним из самых эффективных средств совершенствования педагогического процесса в современной семье и школе.

Использование идей народной педагогии и этнопедагогики в современной семье и школе означает возрождение прогрессивных традиций, идей народа об учете в воспитании культурно-национальных факторов, усиление в содержании школьного воспитания материала, влияющего на формирование духовно-нравственного сознания, в основе которого – народность и духовность. Использование традиций и опыта народной педагогики включает воспитание у учащихся культуры межнациональных отношений, сосредоточие усилий общественности, школы и семьи на гармонизации этих отношений в повседневной жизни учащихся, на развитии у воспитанников ответственности, веры в торжество добра и справедливости, выработку у них уважения к воззрениям человека, к традициям представителей других национальностей.

Осуществление этих идей предполагает включение в содержание школьного образования компонент материала, раскрывающего этнокультурный концепт, в том числе расширение и углубление в курсах русского и родного языков, литературы, отечественной истории произведений устного народного творчества.

В педагогическом процессе семьи и школы необходимо шире использовать народные сказки, былины, заповеди, полнее претворять в жизнь идеи сотрудничества поколений в решении важных задач воспитания. Действенный источник и средство повышения педагогической культуры школьных наставников и родителей учащихся – их обогащение знаниями в области народной педагогики.

Идея народности в воспитании К.Д. Ушинский органически связывал с национальным самосознанием народа. «Каждый народ, – утверждал он, – имеет свой особенный идеал человека… Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы».

Известно также, что К.Д. Ушинский глубоко исследовал жизнь народов не только в России, но и в Китае, Индии, Северной и Южной Америке, Центральной Азии, Европе, он изучил их культуру, быт, черты духовной жизни, опыт воспитания. Всесторонний анализ развития духовной жизни и воспитания народов мира и народов России привел его к выводу о своеобразии народной педагогики, созданной русским народом, а также о взаимосвязи, взаимодействии данной педагогики с педагогической культурой других этносов, о возможности превращения духовных, педагогических ценностей одного народа в ценности других народов.

К.Д. Ушинский ввел в отечественную литературу, исследующую педагогику, термин «народная педагогика», показав, что это исторически сложившаяся совокупность эмпирических сведений и опыта народа в области воспитания, закрепленных в устном народном творчестве, сводах правил поведения, традициях и обычаях. Народная педагогика аккумулирует существующие в народных массах воззрения на цель, задачи воспитания, средства и методы их осуществления. Богатыми источниками народной педагогики К.Д.Ушинский считал предания, сказки, былины, загадки, пословицы и поговорки. Высоко ценил он сказки как источник народной педагогики, называя их

«блестящей попыткой развития педагогической культуры». В наследии К.Д. Ушинского отражена воспитательная ценность народных праздников и народной музыки. Важнейшей стороной педагогической культуры масс считал игры, игрушки.

Народная педагогика, с точки зрения К.Д. Ушинского, – это духовная потребность людей в воспитании подрастающего поколения, всеобщая педагогика народных масс, педагогическая культура, создававшаяся в процессе исторического развития того или иного этноса. Прогресс науки и воспитания невозможен без традиций народной педагогики. Подлинной силой обладает лишь то воспитание, которое создавалось самим народом, то есть коллективным разумом, и которое основано на народных началах. Он дал высокую оценку самобытности и оригинальности русской педагогической мысли и народного воспитания. Народную педагогику он рассматривал как важнейший фактор, под воздействием которого развивалась наука о воспитании. Им сделан важный для науки вывод о том, что «народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания… Только народное воспитание является живым органом «в историческом процессе народного развития» .С идеями К.Д. Ушинского связано национальное направление в истории отечественной педагогики. Русский педагог А.П. Медведков, давая оценку трудов крупных педагогов, выделил среди них К.Д. Ушинского, потенциал наследия которого не был использован до конца в XIX в. «Ушинский, – утверждал А.П. Медведков, – еще и доселе продолжает учить нас: более половины из сказанного им не использовано русскою школою».

Таким образом, подлинное научное педагогическое исследование должно стремиться к раскрытию потенциала народного воспитания, а педагогическая практика – к его реализации. В этой связи необходимо глубокое изучение педагогической культуры народа, отраженной в народной педагогике.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 708.