Ивана Александровича Ильина(16/28.03.1882-21.12.1954), русский мыслитель, философ, публицист и общественный деятель.
В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания,- ни в народной школе, ни в гимназиях, ни в профессиональных училищах, ни в университетах.
Образование, само по себе, есть дело формальное. Оно дает формальные умственные умения — сосредоточиваться, читать, писать, считать, описывать, анализировать, исследовать, проектировать. Оно развивает память и дает ворох отвлеченных сведений, не предрешая ни жизненного содержания, ни качества, ни цели, ни духа.
Все это необходимо и полезно, но совершенно недостаточно; все это служит и злодеям для их дурных целей. Философ Гераклит был прав: никакое «многознание не научает иметь Ум». Образование одной памяти и одного рассудка оставляет человека полуобразованным и, главное, беспринципным, придавая ему самомнения и изворотливости. Полуобразование уводит от духа и от Бoгa. Беспринципность ведет на службу к дьяволу.
Всякое образование начинается с грамоты и школы. Поэтому судьба будущей России лежит в руках русского учителя — преподавателя школы и гимназии, а также профессора, который есть учитель учителей. Одна из важнейших задач русского общества и правительства - выдвинуть кадр народных учителей, идейно преданных своему делу, способных не только «обучать», но и духовно воспитывать, и спаянных единством национально-патриотической убежденности. Русский народ, изживший смуту в страданиях и унижениях коммунизма, с радостью и доверием пойдет за этим кадром.
Русский учитель должен, прежде всего, продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей. Он должен знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. Поэтому он должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности.
Воспитать и подготовить народного учителя, значит сделать его живым мастером этого дела. К технике обучения должно присоединиться искусство воспитания. И самое обучение должно происходить на духовно-воспитывающем материале сведений и фактов. Самая идея преподавания должна быть обновлена; а методика обучения должна быть разработана заново.
31. В.В. Зеньковский о педагогическом интеллектуализме.
Василий Васильевич Зеньковский (1881—1962) родился и вырос на Украине, в семье, где сохранились лучшие традиции дворянской культуры и духовные традиции семьи деда-священника.
После окончания Киевского университета молодой ученый специализировался в области психологии. В 1915 году он защитил в московском Психологическом институте им. Л. С. Щукиной, созданном его учителем проф. Г. И. Неплановым, докторскую диссертацию и был избран экстраординарным профессором по кафедре философии Киевского университета.
Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война полностью изменили жизнь ученого. Он занял пост министра исповеданий в Украинском правительстве и в 1919 году был вынужден покинуть Россию.
Затем последовали годы преподавательской деятельности в Белграде, в Пражском педагогическом институте, а с 1962 года — в Парижском Богословском институте имени Сергия Радонежского, где Зеньковский возглавлял кафедру философии. В 1942 году митрополитом Евлочием (Георгиевским) ученый был рукоположен в иереи и причислен к русской введенской церкви в Париже.
Подробное рассмотрение научного наследия профессора В. В. Зеньковского предполагает самостоятельное издание, здесь же следует назвать только наиболее крупные и известные среди специалистов монографии: «Проблема психической причинности» (Киев, 1914), «Психология детства» (Лейпциг, 1924), «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» (Париж, 1934), «История русской философии» (Париж, 1950), «Русская педагогика XX века» (Париж, 1960). Хотя список этот далеко не полный, но он показывает круг профессиональных интересов ученого.
В Зеньковском-психологе органично соединялась европейская наука XX века, во всем многообразии и сложности, и отечественные духовно-нравственные традиции. Православное мировоззрение ученого, его активная общественная позиция никогда не входили в противоречие с академическими штудиями, не мешали его диалогу по проблемам науки с психологами и педагогами разных стран. Следует, однако, отметить влияние именно нравственного мировоззрения Зеньковского на оригинальную интерпретацию им результатов научных исследований других ученых, а также влияние этого мировоззрения на подходы к психологии в целом.
Для современной российской науки знакомство с наследием В. В. Зеньковского полезно также и потому, что каждая его работа не «закрывает» тему, не предлагает окончательного ответа на поставленные в книге или статье вопросы. Это — всегда приглашение к диалогу, это — всегда «открытие» темы…
Для настоящего выпуска «Философско-психологической библиотеки» выбраны две ранние работы В. В. Зеньковского «Психология детства» (1924) и «Социальное воспитание, его задачи и пуги», изданное в 1918 году в Москве, сохраняющее свое значение и для России конца XX века.
32. Педагогические воззрения П.Ф. Каптерева.
Каптерев П.Ф.(1849-1922) – педагог и психолог. Разрабатывал проблемы дошкольной педагогики и семейного воспитания, дидактики, истории русской педагогики, педагогической психологии.
Каптерев был неутомимым пропагандистом педагогических знаний, организатором многих педагогических инициатив. Он выступал в защиту дошкольных учреждений и теоретически обосновал их роль в формировании личности и гражданина, сформулировал принципы взаимодействия между детским садом и семьей, разработал основы семейного воспитания. Под редакцией П.Ф. Каптерева была издана «Энциклопедия семейного воспитания и обучения» (1889-1910), по его инициативе был созван первый Всероссийский съезд по семейному воспитанию. В теоретических работах, посвященных вопросам семейного воспитания («Основные начала семейного обучения», «Задачи и основы семейного воспитания» и др.), Каптерев рассматривал проблемы интенсификации умственного развития ребенка в раннем возрасте, важность закаливания, физических упражнений и т.п.
П.Ф. Каптерев разрабатывал проблемы теории образования, определил сущность и содержание образовательного процесса. Введя в педагогику категорию «педагогический процесс», он акцентировал внимание научной мысли на внутренней стороне взаимодействия педагога и воспитанника, связанной с саморазвитием личности, ее самоусовершенствованием как процессом, педагогически стимулируемым и направляемым. Каптерев выдвинул идею автономности педагогического процесса от давления государства, выявил его роль в формировании свободного гражданина.
Общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию), рассматривая воспитание и образование в аспекте развития культурной личности.
Обосновал необходимость вариативности общеобразовательных школ.
В вопросах дидактики Каптерев особое внимание обращал на эвристический способ преподавания как наиболее продуктивный метод обучения, продолжая, тем самым, идеи развивающего образования и внедряя в отечественное образование начала экспериментальной педагогики.
В концепции Каптерева, объединившей гносеологические и педагогические принципы координации научного знания, наиболее полно для своего времени отражался вопрос о классификации и систематизации наук в содержании общего образования. Учитывая объективные свойства каждой конкретной науки и специфические черты ее методов познания, педагог определил образовательную ценность каждой из наук, исходя из того, какими возможностями располагает наука для развития способностей учащегося.
С этой точки зрения и сами науки, и учебные дисциплины, изучающие данные науки, Каптерев распределил на три группы:
1) науки, в которых факты преобладают над логикой. Это ботаника, зоология, минералогия, гражданская история и др.;
2) науки, в которых многообразны сочетания фактов, обобщений, формул при сравнительно небольшом количестве фактического материала. Это математика, логика, механика и т.п.
3) науки, «в которых в известных отделах замечается преобладание фактической, а в других – рациональной стороны» [1. С.218-221].
Содержание школьного образования должно, по мнению Каптерева строиться с учетом данной классификации, что позволит сочетать реальную (накопление конкретных научных знаний) и формальную (развитие умений самостоятельно добывать учебный материал, строить логические умозаключения и выводы) цели образования.
Каптерев подчеркивал, что образовательный процесс будет неполным, если он безотносителен к человеческому пониманию правды, справедливости человеческих отношений. Нравственность, по его мнению, есть сущностный компонент этого процесса. «Нравственно образовываться, – писал он, – значит познать истину людских отношений, их правильное течение, их вековые твердые основы и изменяющиеся, применительно к местным и временным условиям, формы и виды; быть нравственно образованным значит еще распространять и защищать свое нравственное мировоззрение, свои убеждения, осуществлять их в жизни» [1. С.239].
В истории отечественного образования Каптерев стремился обнаружить и объяснить механизмы развития историко-педагогического процесса, чтобы понять настоящее и прогнозировать будущее. Он исследовал важнейший период в истории отечественной педагогики и школы – судьбу народного образования в России после отмены крепостного права. Анализируя современный ему период развития отечественного образования, педагог выделял роль общественных сил в определении образовательной политики и ее демократическом осуществлении, активно пропагандировал общечеловеческие и национальные ценности в сфере образования и воспитания.
П.Ф. Каптерев был активным организатором и участником Всероссийских съездов по педагогической психологии, семейному воспитанию, экспериментальной педагогике, деятельным членом Петербургского педагогического общества, Комитета грамотности. Его основные сочинения: «Педагогический процесс» (1905), «Педагогическая психология» (1914), «Дидактические очерки. Теория образования» (1915), «История русской педагогики» (1915) не утратили своей актуальности до настоящего времени.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 688.