Взгляды К.Д.Ушинского о духовном чтении для детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вопросы детского чтения занимают важное место в педагогическом наследии К.Д. Ушинского. В его работах говорится о необходимости учить детей правильно читать, не просто бездумно воспроизводить текст, а понимать его смысл и содержание.

В педагогическом наследии Ушинского содержится рекомендация о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение является одним из основных в современной педагогике детского чтения.

Одним из факторов приобщения ребенка к чтению Ушинский считал «правильную» литературу. Научность, яркость и доступность книг дня детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан - такие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой.

Самым ярким примером произведений, необходимых для детей, стали собственные книги Ушинского - «Детский мир» и «Родное слово». Высокую оценку этим сочинениям дали многие современники. Учебники К. Д. Ушинского до сих пор привлекает внимание учен ых-педагогов, а отдельные произведения из него печатаются в сборниках, выходят отдельными книгами

Учебники К. Д Ушинского совершили настоящий переворот в истории русской шкопы. Огромной заслугой автора является и то, что своими книгами он открыл двери школы перед современной литературой и народным творчеством. В них были опубликованы (полностью или в отрывках) произведения всех крупнейших русских и западноевропейских писателей того времени, русские народные сказки, пословицы, поговорки, загадки, детские песенки. К.Д. Ушинский выступил з этих учебных книгах не топько как гениальный педагог, но и талантливый писатель. Большинство страниц его учебников заполнено оригинальными произведениями. Своими произведениями К. Д Ушинский стремился знакомить детей с окружающим миром, вооружать их знаниями, воспитывать в них добрые чувства, любовь к родной природе, приобщать к поэтическому творчеству русского народа.

Ушинский явпяется великим русским педагогом, основоположником народной школы в России, создателем глубокой, стройной педагогической системы, автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались десятки миллионов человек в России. Он разработал систему подготовки народных учителей в учительской семинарии, лучшие народные учителя в своей педагогической работе руководствовались сочинениями Ушинского.

Большое влияние Ушинский оказал на передовых педагогов России и других стран.

Ушинский считал, что «умение читать» - процесс сложный, но в нем можно выделить два ведущих начала, тесно связанных между собой, - «механизм чтения» и «понимание смысла читаемого». Последнее является ведущим началом, определяющим результативность и качество чтения. На самых начапьных этапах обучения «умению читать» имеется опасность разрыва между техникой чтения и пониманием прочитываемого. Этот разрыв приводит к механическому чтению, когда «ребенок угадывает звуки, произносит слова и не обращает внимания на содержание». Подобный отрыв механизма чтения от процесса усвоения читаемого порождает тот тип чтения, который «притупляет умственные способности

читающего... дает часто ложные сведения, ложный взгляд на вещи и дурно действует на нравственность». Именно в связи с этим Ушинский сформулировал свой известный педагогический принцип в отношении чтения: «Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое - вот в чем главное дело».

Для того чтобы школьное обучение чтению протекало с наибольшим образовательно-воспитательным эффектом, Ушинский считал необходимым разнообразить приемы преподавания и учебный материал, отдавая предпочтение тем из них, которые соответствуют психологическим особенностям школьников, делающих первые шаги на пути овладения грамотой.

Чрезвычайно ценным методическим подходом к чтению и разбору прочитанного является найденный Ушинским в опыте работы лучших учителей способ создания своеобразной ситуации разпада между тем, что дети могли непосредственно наблюдать (предметы и явления окружающей действительности, картины и т. п.), и тем, что они вычитывали в предложенном им тексте: «Этот-то разлад составляет иногда дня толкового учитепя истинное сокровище; здесь-то он и попучает возможность упражнять в детях и внимание, и рассудок, и сравнивать то, что они видят вокруг себя, с тем, что они читают».

Ушинский доказал необходимость научного подхода к воспитательной работе в процессе руководства чтением. Он советовал тщательно изучать своих воспитанников и окружающие их обстоятельства.

Особое внимание К. Д. Ушинский уделял детской литературе. Научность, яркость и доступность книг для детей, воспитание волевых, самостоятельных граждан - вот какие задачи ставились К. Д. Ушинским перед детской литературой. Он всю жизнь внимательно следил за ее развитием.

Талант К. Д. Ушинского-писателя наиболее ярко отразился в произведениях для детей. Как детский писатель, К. Д. Ушинский - совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 1160.